Благородные люди в тисках истории

Благородные люди в тисках истории

Телефильм «Белая гвардия» по роману Михаила Булгакова, продемонстрированный 3 и 4 марта по каналу «Российская Федерация», вероятнее, вызывал у зрителя сложные эмоции: в нём большое количество странностей.

Начнём с того, что в титрах указано: «текст от автора просматривает Игорь Кваша». В это же время велюровый голос артиста произносит вовсе не чистый текст «от автора» (Булгакова), а в основном гибрид слов Булгакова с измышлениями неизвестного (либо лиц).

Прямо скажем, доверия к фильму это не усиливает.

Сергей Снежкин указан как режиссёр-автор и постановщик сценария картины. Но потом следуют имена ещё двух сценаристов – М. и С. Дяченко.

В задаче спрашивается, кто тогда несёт ответственность за новые новые реплики и сюжетные линии, показавшиеся в фильме «по роману Булгакова», каковые не соответствуют ни ходу действия, ни духу, ни ритмам автора? С. Снежкин либо М. и С. Дяченко, поднатужившись, поднялись вровень с М.А.

Булгаковым, – а возможно, дружно?

Если судить по тому, что в осеннюю пору нам давали слово по «Культуре» продемонстрировать полную режиссёрскую версию «Белой гвардии» (10 серий), то, что мы видели, – это сложный плод компромисса между режиссёром, телеканалом и продюсерами. Это в наше время типовая история.

У отечественных продюсеров, как у одного персонажа Островского, «большое количество мыслей об судьбе в голове». Каналы – те страдают своим видом галлюцинаций: совершенно верно знают, что необходимо «народу».

А режиссёр – что он может, несчастный, в эру агонии авторского кино? Он фактически беззащитен.

То ли Снежкину навязали сценарий, то ли он сам что-то вдохновенно присочинил – но, само собой разумеется, об аутентичности Булгакову речи быть не имеет возможности. Один демонический Шполянский (Ф.

Бондарчук), лицо у автора эпизодическое, которому в фильме приписана целая история, чего стоит! Шполянского придумали за автора, а придуманного автором милого Лариосика из Житомира, напротив, сократили, но для чего?

Либо заберём сцену народного ожидания Петлюры, где на полном скаку петлюровец за каким-то линией перерубает саблей невинного придурка-поэта, вдохновенно с трибуны «размовляющего на мове». Для чего это, осознать нереально.

Сложно дать согласие и с тем, что Алексею Турбину приписано убийство петлюровского полковника (данный мотив забран из другого произведения Булгакова). В случае если Алексей Турбин, как явствует из фильма, – это сам Булгаков, так что же, Михаил Афанасьевич повинен в убийстве?

Его бессчётным биографам данный факт до сих пор был неизвестен.

Следовало, на мой взор, указать, что телефильм снят «по мотивам». В нём, непременно, имеется несомненные нелепости и очевидные достоинства.

Режиссёр, старательное дитя «Ленфильма» 80-х годов, где в чести была «правда жизни», за три года работы положил в картину огромные опытные упрочнения. Главные места действия – дом Турбиных, апартаменты гетмана, юнкерское училище – обставлены совершенно верно и убедительно.

Сложнее с Киевом: города, столь поэтически обрисованного Булгаковым, из нынешнего его состояния никак не выкроить самому блестящему живописцу. Прекрасно хоть Андреевский спуск сохранился с музеем Булгакова – но уже панорам никаких ни снимешь без «подчистки».

Имеется милые шалости – на вывесках магазинов, в числе другого написаны фамилии создателей фильма, продюсера С. Мелькумова и оператора С. Мачильского В целом к нравам и быту России-Украины 1918 года, изображённым в картине, особенных претензий нет.

А вот к ритмам, к энергетике имеется. Обращение Булгакова в «Белой гвардии» напряжена, стремительна, взвихрена.

Ритмы фильма иные – замедленные, тягучие, довольно часто вялые, и это страно, по причине того, что Снежкин вообще-то режиссёр энергичный, кроме того «заводной» (отыщем в памяти хотя бы его последние работы – «Брежнев», «Похороните меня за плинтусом»). По всей видимости, он всё-таки желал сделать необычный эпос о дорогих его сердцу белых офицерах, потому и впал в замедленную величавость.

В этот самый момент я его пафос осознаю и принимаю, по причине того, что люди «белой гвардии» – лучшее, что имеется в фильме. Они окрашены в элегические тона тоски по потерянному благородству, они красивы и привлекательны.

Все: и с древним скорбным лицом полковник Най-Турс (Алексей Серебряков), и славный подпоручик Мышлаевский (как приятно видеть Михаила Пореченкова на своём месте!), и нервный, утончённый Турбин (хороший Хабенский), а также фанфарон Шервинский (Евгений Дятлов ещё и сам поёт) Видно, чем добропорядочная регулярная армия отличается от бандформирования. Так как петлюровцы также лихие солдаты (особенно оптимален Сергей Гармаш в роли Козыря), но в них кипит первобытная агрессия, лютая злоба.

А в армии первобытный инстинкт войны преображён культурой, тут царит строгость разрешённого и непозволительного, тут долг, честь, присяга, доблесть эх, что и сказать, нет данной армии, нет этих мужчин, нет данной России – да и данной Украины, ничего нет. «О всевышние, всевышние мои, яду мне, яду!!!» (из Булгакова).

А из-за чего мужчины добропорядочны? Вследствие того что красивые дамы к ним требовательны.

Хозяйка турбинского дома Елена – Ксения Раппопорт – превосходно изображает культурную даму начала века в тисках истории. Её удел сейчас – тревога и нескончаемая боль за родных, которой не будет финиша, как не будет финиша звонкам и стукам в двери мирных домов

К успехам фильма возможно отнести и образ гетмана в исполнении Сергея Шакурова – умеренно-сатирический, но не фарсовый. Идея Булгакова о том, что, если бы гетман, вместо того дабы разламывать комедию с украинизацией, сходу начал вырабатывать русскую армию, – Российская Федерация, быть может, была бы спасена, в фильме звучит полновесно.

Но, думаю, это не верно.

История учит тому, что в исторических битвах побеждает, в большинстве случаев, самая громадная и безнравственная гадина. В событиях телефильма «Белая гвардия» – это агент коммунистов, провокатор и кокаинист Шполянский.

А все «ваши благородия» отправляются на тот свет, где им самое место с их церемониями и манерами. Но на этом свете останется вечная тоска по «благородию», которую уже ничем не унять, по причине того, что сам источник благородства иссяк.

Любопытно будет посмотреть на полную режиссёрскую версию картины.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

HS: Топ самых добропорядочных бойцов ММА


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: