Друг наш булгаков

Друг наш булгаков

В столичной «Студии театрального мастерства» (под управлением Сергея Женовача) состоялась премьера спектакля «Записки покойника» по незаконченному роману Михаила Булгакова. Автор так же, как и прежде не покидает ни подмостки сцены, ни кинематограф, ни сердца читателей.

Могу подтверждать: никакие «критики» не смогли убить во мне любви к Булгакову. Более ясного и понятного писателя свет не видывал, но всё пишут и пишут, всё «разбирают».

Хорошо бы , вы не воображаете, что написано и какое количество написано. Один упырь, например, сочинил целую книгу о том, что Булгаков был антисемит. Книгу!

Не лень было. Прямо скажем, Михаил Булгаков распорядился своим временем получше.

Такое чувство, что зависть и злоба к Булгакову не угасли, а только вышли на новый виток развития (но, как и любовь к нему). Я не воображаю, как автор по большому счету вынес травлю, которая началась с первой его публикации и уже не прекращалась до смерти.

Великий тиран – и тот был к Булгакову милостив, но не обыватель от литературы. (Написаны километры о том, из-за чего Сталин 18 либо более раз видел «Дни Турбиных» Булгакова в Столичном Художественном театре. Обстоятельство же такова: это была лучшая пьеса в лучшем театре страны.)

Автор отразил эту коллизию в «Маргарите и Мастере», где светло видно: Сатана со своей свитой – милейшие парни в сравнении с обычными обитателями Москвы с их «квартирным вопросом». Сатана – вежливый господин, Христа видел и с Кантом разговаривал.

Другое дело обыватель, что за комнатку в подвале тебя съест самолично с потрохами. Либо критик «», что с удовольствием сотрёт с лица земли блестящего писателя для комфортной жизни в «литературном доме» среди себе аналогичных свиней.

Обстоятельство неприязни к Булгакову очевидна: дар слова. Он писал лучше всех, что этим «всем» было ясно с двух фраз любого текста писателя. (Обладателей необыкновенного дара Русского Слова было в ХХ веке трое – Булгаков, Набоков и Платонов.) Как вы думаете, вероятно обожать человека, что всё делает лучше, чем ты? При его жизни вряд ли

Экранизируют и ставят Булгакова довольно часто, «Записки покойника» («Театральный роман») в прошлом и нынешнем сезонах получили воплощение в различных театрах Петербурга и Москвы. Сообщить утвердительно, для чего и из-за чего это произошло, я не могу – в театре очень многое происходит в загадочных глубинах.

Из-за чего пошли грибы? Неизвестно: пошли, и всё.

Так и в театре: из-за чего ставят то либо это в один момент на десятках сцен? Ставят, и всё.

Но именно для Студии театрального мастерства Булгаков – закономерный гость.

Труппа СТИ отчаянно молода, предана мастерству, воспитана на уважении к Слову и совсем не может фальшивить. Этим она, само собой разумеется, сильно отличается от Свободного театра, что Булгаков так страстно высмеял в собственных «Записках покойника».

Но в блистательных насмешках над театром таилась и обиженная булгаковская любовь, так что постановщик спектакля Сергей Женовач имел право применить средства не сатиры, но нежной иронии. Его композиция по роману необычна – практически не сохранена издевательски изображённая Булгаковым литературная среда, очень многое сокращено в жизни Свободного театра, но добавлены кое-какие храбрецы «Белой гвардии».

Мысль композиции – терзания Автора в мире. Исходя из этого и персонажи романа о войне, что написал храбрец «Записок» Максудов, и деятели Свободного театра – все они в спектакле мчатся в вихре безумной истории, любой, как говорится, «по-своему с ума сходит».

Побеждает Слово – оно, в отличие от театра и жизни, строго, повелительно и всегда. Режиссёр всецело на его стороне, что уникальность сейчас.

Театр – это так, маленькая шалость в сравнении с чьей-то очень способной головой, которой вручён дар Слова.

Роль автора в спектакле поручена Ивану Янковскому (внуку Олега Ивановича Янковского). обаятельный артист и Натуральный блондин, Иван Янковский, само собой разумеется, ещё весьма молод для данной роли. Он замечательно передаёт эмоции драматурга и начинающего писателя.

Робость, ужас, удивление, непонимание, злость – всё на месте. Янковский и снаружи частично напоминает Михаила Булгакова 20-х годов.

Но излучения его личности ещё через чур простодушны. В то время как Создатель из «Записок покойника», пускай и прячущийся под именем Максудов, это маска Булгакова – и о простодушии тут сказать тяжело.

Булгаков – озлобления и адская смесь жизнерадостности, диких неврозов и фантастического остроумия, жажды людей и глубокого, выстраданного презрения к ним. Эта адская смесь терзала его душу, но была полностью преодолена в Слове.

Разве это возможно сыграть?

Нереально! – словно бы отвечает нам элегантный спектакль Студии театрального мастерства. Честно и достаточно радостно зрителю делается признание, что театр в сравнении со Словом – мелочь, занятное сумасшествие, приют амбиций и чудачества.

Позиция уникальная! Сейчас многие желают вывести театр из-под власти Слова по большому счету – а вот Сергей Женовач, по всей видимости, считает, что при таких условиях суть театра будет утерян.

Так как СТИ практически поклоняются Автору – будь то Достоевский, Чехов, Венедикт Ерофеев либо Булгаков.

И «Записки покойника» в СТИ при всём несовершенстве – плод любви к Автору, Михаилу Булгакову. А любовь нужна Автору и по окончании смерти.

По причине того, что и по окончании смерти писателям, в большинстве случаев, нет спокойствия.

Вот Булгаков: появился в русском городе Киеве. Как сторонник и убеждённый монархист эволюционного развития общества, ни при каких обстоятельствах не признавал возможности независимого развития Украины. «Самостийность» эта для него – хаос, абсурд, похабная кровавая оперетка.

На неё Булгаков обрушил в «Белой гвардии» целый арсенал издевательского остроумия и натуральной огромной неприязни. Что угодно лучше – немцы, коммунисты, каждая власть, не считая власти националистических подонков.

Какая же будущее сейчас ожидает музей Булгакова в Киеве? На Андреевском спуске, 13,существует прекрасный «Дом Турбиных», воссозданный во второй половине 80-ых годов XX века с вкусом и умом. Останется ли он в неприкосновенности либо будет осквернён и уничтожен?

Будущее культуры «самостийной Украины» по результатам двадцатилетних наблюдений – безрадостна и печальна: достижений не просматривается. Не до того.

Бушуют массы, кривляются фавориты, и, чтобы это обрисовать, возможно, нужен новый Булгаков.

Но откуда ему взяться? Чтобы создать для того чтобы Булгакова, продолжительно пыхтела Россия, производя класс интеллигенции.

Красивый доктор, Булгаков закалился в разрухе и голоде Гражданской войны и пронёс через всю жизнь святые для него ценности: любовь к достижениям цивилизации, подвигам культуры, русскому слову, к даме, мастерству, людям труда и творчества.

Но что, в случае если в его родном городе возобладает та тьма, которую автор ненавидел? Кто его знает, что придёт в голову «рэволюционным весам»? на данный момент они мочат бедного Лукича (как нежно в застой именовали монументы В.И.

Ленину). Лукич в далеком прошлом утратил каждый идейный суть и сделался легко монументом истории.

Но так как на этом вряд ли остановятся.

Так что и 74 года спустя по окончании смерти приятеля отечественного Михаила Булгакова смогут поджидать катастрофы и гонения.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Морфий — Михаил Булгаков — Аудиокнига: слушать онлайн


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: