Другое будущее братьев стругацких

В осеннюю пору 2015 г. исполнилось 50 лет со дня выхода в издательстве «Молодая гвардия» самого таинственного произведения Аркадия и Бориса Стругацкие – «Хищные вещи века». В данной повести фантасты сделали неожиданный ход в сторону, уйдя от Мира Полудня к социальной фантастике.

Практически одновременно из певцов научно-технической революции и радостного коммунистического будущего они превратились в критиков «совка». Просто так подобные перемены не случаются.

Это указывает, что в жизни Стругацких в тот момент случилось некое событие, которое катастрофически оказало влияние на их отношение к окружающей действительности.

Но что это было за событие?

Возможно, прошлая книга подверглась твёрдой цензуре?

Нет! Всё было именно напротив: перед «Хищными вещами века» в той же «Юный гвардии» был издан «Понедельник начинается в субботу», что воображал собой фольклор научно-технической революции, и цензура фактически не терзала эту книгу.

Как написали Стругацкие в собственном ежедневнике, «повестушка вышла забавная, и придирки к ней также были забавные».

С марта 1965 г. Стругацкие стали вести постоянный рабочий ежедневник, а в конце 1990-х Борис Стругацкий систематизировал эти записи в «Комментариях к пройденному». Нельзя сказать, что эти тексты кардинально решают проблему восстановления забытых либо потерянных фактов, однако именно там прежде всего стоит поискать ответ на волнующий нас вопрос.

И на страницах, посвящённых «Хищным вещам века», мы наталкиваемся на необычную фразу, покинутую Борисом Стругацким: «Так как и в действительности говорили мы тогда, в конце 62-го, друг другу: «Всё! Хватит об этом.

Надоело! Хватит о придуманном мире, основное на Земле – даёшь сугубый реализм!..»

Другое будущее братьев стругацких

Аркадий и Борис Стругацкие, 1965 год. Фото из личного архива М.Н.Беркетовой.) Репродукция / ТАСС

Но эта фраза порождает ещё одну тайную. Так как согласитесь, в то время, когда фантасты призывают к реализму, это звучит достаточно диковинно.

Не смотря на то, что, возможно, они имели в виду какую-то иную действительность? И вот тут разрешите предложить одну догадку

Легенда о обычном прогрессоре

В современной научной фантастике прогрессорами зовутся представители высокоразвитых разумных рас, в чьи обязанности входит способствование научному формированию цивилизаций, находящихся на более низком технологическом уровне. Данный термин был изобретён Аркадий и Борис Стругацких и изначально употреблялся в книгах, говорящих о Мире Полудня, в которых земляне помогали обитателям вторых планет.

Но не имеет возможности ли быть так, что, до того момента до тех пор пока земляне не достигнут определённого технологического уровня, среди них самих обязан пребывать прогрессор с другой планеты?

Последнее время в сети показалось большое количество изучений, посвящённых некоему Роберту Бартини. По одним сведениям, он – итальянский коммунист, что эмигрировал в СССР, спасаясь от преследований нацистов.

В соответствии с вторым изысканиям, Бартини – сын влиятельного сановника России, получавший образование Италии, а по окончании революции возвратившийся на родину.

Взявший хорошее техническое образование, Бартини, перебравшись в Советскую республику, трудился в конструкторских бюро по самолётостроению, пройдя путь от несложного инженера до главного конструктора. В СССР он создал более шестидесяти проектов летательных аппаратов, но реализовать удалось только пара.

Однако многие известные советские авиаконструкторы – С. Ильюшин, О. Антонов, А. Туполев – именуют Бартини своим преподавателем. Сведущие люди говорят, что при создании известного Ту-144 были использованы чертежи и аэродинамические расчёты крыла пассажирского «сверхзвуковика», каковые Бартини создал ещё в 1950-х годах.

Конструкцию носовой части, в то время, когда на взлёте и перед посадкой «клюв» самолёта опускался и пилоты приобретали хороший обзор вперёд и вниз, кроме этого придумал Бартини. Итальянский инженер не стремился к тому, дабы самому во что бы то ни начало реализовать собственный проект, частенько он дарил собственные идеи вторым людям, и эти идеи, подчас шокировавшие учёных, придавали резкое ускорение формированию науки и техники.

В 1967 г. очень способный итальянец был награждён орденом Ленина и только что созданным орденом Октябрьской революции (кстати, за номером 1).

Роберт Бартини – обычный прогрессор. Фото РИА Новости

Люди, знавшие Бартини лично, говорили о нём весьма необычные вещи. Говорили, что из-за какой-то болезни у него не сужались зрачки, исходя из этого он опасался броского света, но имел возможность трудиться в полной темноте; что отвечал на вопрос прежде, чем ему успевали его задать, словно бы бы просматривал мысли собеседника; что Бартини почему-то ни при каких обстоятельствах не испытывал голода и жажды, и в один раз конструктор кроме того упал в обморок прямо у чертёжной доски: забыл своевременно попить, почему произошло обезвоживание организма

По словам сотрудников, Бартини имел возможность часами сидеть на одном месте, не двигаясь и не говоря, устремив в пространство невидящий взор. По окончании таких «отключений» он в большинстве случаев выдавал блестящие идеи либо предвещал какие-то события, ситуации…

Многие обращали внимание на то, что конструктор всегда носит на галстуке либо кашне зажим с каким-то блестящим камушком, похожим на волшебный кристалл.

Стенки в квартире Бартини украшали картинки, сделанные самим итальянцем. Сюжеты были весьма неожиданными для авиаконструктора и не всегда реалистические.

Вот – праздничное шествие, поющая масса людей, в первых рядах – необычный персонаж: одна сторона лица у него нежная, а вторая – ожесточённая. девушка и юноша рядом ночью, а в небе горит нездешняя броская луна. Ещё на одной картине изображён сам Бартини, за его спиной – нечистое узкое оконце, через которое с кошмаром наблюдает юная дама

Все эти странности привели кроме того к появлению немыслимой догадки: дескать, вся биография учёного – целой вымысел, а на деле он есть инопланетянином из другого мира.

Но внезапно эта догадка есть вовсе не выдумкой, а утечкой информации? Так как Бартини вёл образ судьбы обычного прогрессора, как их обрисовали в собственных романах Аркадий и Борис Стругацких: он поставлял на Землю данные, которая была нужна людям сейчас и в данном месте.

Он имел яркое отношение к постройке научного центра в Дубне и Новосибирского академгородка, его участие в создании Баксанской нейтринной обсерватории подтверждают документы, хранящиеся в архиве Главштаба ВМФ. Ходили кроме этого слухи о том, что Бартини был причастен к космическим делам. «Мы все обязаны Бартини весьма и весьма многим, – сообщил С.П.

Королёв скульптору А. Файдыш-Крандиевскому, что планировал ваять статуи известных учёных. – Без Бартини не было бы спутника. Его образ вы должны запечатлеть прежде всего».

В полной мере быть может, что само слово «прогрессор» Стругацкие придумали по окончании знакомства с Бартини. Либо перевели с какого-либо межгалактического языка.

Доказательства их общения

Как мы знаем, что Бартини дружил со многими советскими писателями: Михаилом Булгаковым, Александром Грином, Алексеем Толстым, Леонидом Леоновым, Валентином Катаевым, Николаем Носовым, Иваном Ефремовым. Исследователи биографии таинственного итальянского инженера Сергей и Ольга Бузиновские уверены в том, что он кроме того подсказывал некоторым из них какие-то сюжеты.

Итальянского инженера видели не только в тайных лабораториях либо на полигонах, но и за кулисами МХАТа и на «оттепельных» выставках. Но у Стругацких нет никаких упоминаний о Бартини, ни в книгах, ни в ежедневнике.

Однако похоже, что они общались, причём достаточно деятельно.

Так, к примеру, «Понедельник начинается в субботу» завершается словами директора НИИЧАВО, обращёнными к главному храбрецу: «Попытайтесь осознать, Александр Иванович, что не существует единственного для всех будущего. Их большое количество, и любой ваш поступок творит какое-нибудь из них».

А ведь эта фраза практически забрана из учения Бартини о шестимерности мира. Кроме конструкторской работы Бартини занимался теоретической космологией и физикой, поиском единого и неспециализированного решения проблемы времени и пространства.

Он считал, что время, как и пространство, имеет три измерения. Эта теория в честь собственного создателя стала называться «мир Бартини».

Бартини утверждал, что любая возможность выбора рождает параллельную стрелу времени, а мир – это нескончаемое число параллельных стрел времени (судеб), с нескончаемым числом выборов в любой конкретный момент. Мы изменяем собственную судьбу не только тогда, в то время, когда принимаем «важные» ответы.

Мы меняем её ежеминутно, за одну секунду. Наглядно это возможно обрисовать так.

В любой момент времени мы имеем возможность совершить нескончаемое число выборов. К примеру, в случае если человек сидит за столом, то может забрать в руки ручку, может карандаш, может ластик, может почесать ухо либо поковыряться в носу.

И без того потом. Ничего случайного в мире нет.

Не из данной ли теории Бартини проистекает вечный вопрос о свободе выбора, что Стругацкие ставили перед храбрецами собственных книг?

Теория Бартини о шестимерном пространстве разрешает создать устройство КРИ, либо «Коллектор Рассеянной Информации». Это устройство, созданное таинственным итальянцем, обрисовано в повести «Полдень, XXII век».

Бартини так растолковывал принцип действия КРИ: «В гравитационном поле отечественной космической совокупности лучи движутся по замкнутым траекториям. И нельзя исключать, что, не обращая внимания на возмущения, свет возвратится к собственному источнику.

Информация, исходящая из каждой точки пространства, – это чередование световых сигналов. Что-то наподобие огромной киноплёнки, свёрнутой в кольцо.

Значит, возможно уловить и зафиксировать сигнал – как астрологи фиксируют свет звезды, которой уже нет».

В случае если высказать предположение, что Бартини был прав, то для путешествия по времени не обязательно делать «машину времени» либо умные технические приспособления. Достаточно поработать со своим восприятием.

И многие магические практики и духовные направлены именно на это.

Как мы знаем, что храбрецы «Полдня», применяя КРИ, заметили вспышку Сверхновой вблизи от Солнца сто миллионов лет назад, драки динозавров, эпизоды из битвы при Пуатье, звездолёты инопланетян и ещё что-то необычное и непостижимое, чему мы не имеем до тех пор пока ни соответствий, ни аналогий.

В начале изучений данный прибор разрешал только посмотреть в прошлое, но предстоящая создание устройства КРИ разрешила возможность видеть будущее. По некоторым сведениям, Коллектор Рассеянной Информации был смонтирован и испытан в одной из лабораторий Дубны.

Сведущие люди утверждают, что эти работы происходили в первой половине 60-ых годов двадцатого века. Но так как и Борис Стругацкий в воспоминаниях упоминает 1962 год.

Как раз тогда братья сообщили друг другу: «Всё! Хватит о придуманном мире, основное на Земле – даёшь сугубый реализм!..» По всей видимости, им показали КРИ в работе, причём продемонстрировали что-то такое, что стало причиной у Аркадий и Борис Стругацких бурный выплеск чувств а также ужас?

Что же их так напугало?

Неосуществимое будущее

Вычислить, что продемонстрировали Аркадия и Бориса Стругацкие, возможно, перечитав повесть «Хищные вещи века» и выделив самые эмоциональные места. Это кроме того не психотропное действие на человека при помощи радиоприёмника.

Это – дрожка.

«я содрогнулся, в то время, когда пронзительный женский голос рядом крикнул: «Дрожка!» И по сей день же десятки голосов отозвались: «Дрожка! Дрожка!» Люди на тротуарах по периметру площади начали размеренно рукоплескать в ладоши в такт вспышкам плафонов и выкрикивать ровными голосами: «Дрож-ка!

Дрож-ка! Дрож-ка!»… В этот самый момент наконец я осознал, что всё это очень радостно.

Мы все смеялись. Стало просторно, загремела музыка. Я подхватил славную девочку, и мы пустились в пляс как раньше, как нужно, как давным-давно, как неизменно, легкомысленно, дабы кружилась голова, дабы все нами наслаждались»

И вот тут приходит предположение: А не киевский ли евромайдан продемонстрировали Аркадий и Борис Стругацких, каким он был зимний период 2014 года?

«Дрожка!» по-киевски

По всей видимости, картина, которую люди наблюдали в первой половине 60-ых годов двадцатого века, была без звука, исходя из этого Стругацкие не слышали, какие конкретно лозунги выкрикивали собравшиеся на майдане, и братьям-фантастам было нужно придумать собственный вариант скандёжа: «Дрож-ка! Дрож-ка!» Но как и в Киеве, события, каковые происходили в обрисовываемом Стругацкими мире, закончились стрельбой:

«Что-то стало с треском лопаться в ночном небе, и на нас посыпались острые звонкие осколки, и сходу сделалось холодно и некомфортно. Это были пулемётные очереди»

Кстати, в прессу просочились сведения, что эмоциональное состояние, в котором люди пребывали на Майдане Незалежности, поддерживалось разными психотропными веществами, другими словами в том месте было всё, как обрисовано Стругацкими в «Хищных вещах века». В 1960-х годах любой грёзогенератор (либо по-учёному нейростимулятор) с лёгкой руки Стругацких нарекли «дрожкой».

По окончании киевских событий февраля 2014 года всякие способы приведения людской сознания в так именуемое «поменянное состояние» стали именовать «майданом».

В повести-видении проявилась ещё одна достаточно жутковатая аллегория: старое метро, которое употребляется не как транспорт, а как страшилка о прошлой жизни. А ведь метро постоянно являлось одним из основных знаков Страны Советов, оно росло, хорошело, в других городах и Москве раскрывались новые станции.

В тот год, в то время, когда Стругацкие следили за будущим в Коллекторе Рассеянной Информации, были открыты пять станций Калужской линии Столичного метро: «Октябрьская», «Ленинский проспект», «Отвлечённая», «Профсоюзная» и «Новые Черёмушки». В год, в то время, когда повесть была опубликована, были разрешены войти поезда от станции «Пионерская» до станции «Молодёжная».

В Киеве первая очередь метро «Вокзальная» – «Днепр» была проложена в ноябре 1960 года, другими словами всего за пять лет до выхода «Хищных вещей века». А в 1965 году был введён в строй участок между станциями «Днепр» и «Дарница».

Это была громадная победа социалистического способа хозяйствования, и никто не имел возможности кроме того представить себе, что наступит время, в то время, когда эти успехи смогут быть преданы анафеме. В те времена, в то время, когда коммунистический человек вышел в открытый космос, в то время, когда в СССР полным ходом шла научная революция, в то время, когда было заявлено, что к 1980 году страна будет жить при коммунизме, вообразить такое будущее было нереально.

«Мы тогда ещё не уяснили для себя, – отметили Стругацкие в собственном ежедневнике, – что вероятны только три литературно-художественные концепции будущего: Будущее, в котором хочется жить; Будущее, в котором жить нереально; и Будущее, Недоступное Пониманию».

«Хищные вещи столетия» привели к настоящему шоку у советских идеологических органов. В том месте, наверху, само собой разумеется, замечательно все знали, по причине того, что об опытах, аналогичных бартиниевскому, принято было докладывать и в ЦК КПСС, и в Политбюро.

Зная, как в СССР принимались решения, возможно высказать предположение, что около «Хищных вещей века» тут же забурлили активные дебаты, в следствии чего выпуск книги в свет был приостановлен. Беседы велись, само собой разумеется, не с молодыми писателями Стругацкими, фантастическую повесть обсуждали важные мужчины во власти, одни из которых были уверены, что книгу нужно в обязательном порядке публиковать, дабы предотвратить общество о нежелательном будущем, но другие думали, что никого ни о чём давать предупреждение не следует и все информацию об этом (среди них и книгу Стругацких) запрятать подальше в стол.

Кое-какие советские идеологи, чью точку зрения воображал тогдашний директор издательства «Молодая гвардия» Ю.С. Мелентьев, пребывавший уже одной ногой в ЦК, готовы были биться с соперником в лихой кавалерийской атаке.

Вот лишь кого рубить-то, поскольку все действия повести происходили в будущем?

Зная историю страны с момента выхода «Хищных вещей века» и по сегодняшний сутки, возможно с уверенностью утверждать, что картины, замеченные по КРИ, очень плохо оказали влияние на самосознание многих людей, находившихся тогда у руля страны. У одних опустились руки: так как что ни делай, всё равняется придёт время «ветхого метро». Лунная программа была забыта, откровения научно-технической революции подверглись ревизии, мечта о коммунизме к 1980 году отложена до лучших времён

Другие, напротив, рьяно взялись за поиски неприятелей, в первую очередь зачистив почему-то современные ритмы музыки, под каковые шла научная революция

Но все они не обратили внимания на то, о чём сказал Бартини. А ведь он утверждал, что мы меняем собственную судьбу ежеминутно, за одну секунду.

Деятельно действуя, люди смогут поменять будущее и воплотить в нём всё, о чём они грезили.

Аркадий и Борис Стругацких обратились к социальной фантастике, по всей видимости, также под влиянием КРИ, но спустя некое время снова возвратились к описанию Мира Полудня. В собственных новых произведениях они смоделировали новое будущее, и майданная дрожка из ужасного монстра превратилась в опробование, которое человечество должно преодолеть на пути к Радостному Будущему.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Аркадия и Бориса Стругацкие. Письма о будущем


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: