Где раневская нашла святое искусство

Известен ответ Фаины Раневской на вопрос, из-за чего она переходила из театра в театр. «Я искала святое мастерство» – «Нашли?» – «Да. В Третьяковской галерее».
Я отыскала в памяти эту блистательную реплику, в то время, когда, «перебегая из театра в театр» (но как зритель), появилась в Лаврушинском переулке. Нашла грандиозную выставку русского живописца Павла Андреевича Федотова.
Совершила незабываемых полтора часа!
Третьяковская галерея не очень горазда на рекламу. Вот и выставка Федотова обошлась без торжественных анонсов и эффектных плакатов. А Федотова к чему раскручивать?
Он классик. Живописцу 4 июля (22 июня по старому стилю) исполнилось бы 200 лет, но выставка почему-то до данной даты не продержится, она закрывается 14 июня.
Я к тому, что будет возможность – сходите. Как раз по рецепту Раневской, чтобы отыскать «святое мастерство».
Вы вряд ли его отыщете в современных кинотеатрах, еле отыщете на подмостках театров, но тут – как раз оно, то самое, с гарантией. Выставка собрала все узнаваемые жанровые работы Федотова («Сватовство майора», «Ланч аристократа», «Вдовушка», «Свежий кавалер» и др.).
Но не только. Образ живописца раскрыт всецело – присутствуют и его прекрасные портреты, и графика, и наброски, и эскизы.
Нет лишь тревожной, экспрессионистской картины «Игроки», но по обстоятельству более чем уважительной. Она в Киеве.
Павел Федотов прожил на свете 37 лет. Выпускник Столичного кадетского корпуса, он служил в Финляндском полку Петербурга, но обнаружил время для визита Академии художеств, удовлетворяя страсть к рисованию.
Академию он не закончил, но его удачи были так очевидны, что бедный живописец понадеялся на собственный талант и вышел в отставку. Тем более власти империи отнеслись к нему сначала благосклонно: князь Михаил подарил бриллиантовый кольцо за картину, изображающую его приезд в полк, император Николай назначил пенсию в 100 рублей (временную).
Но это помогло мало, бедность всё-таки одолела Федотова, он кроме того не имел возможности позволить себе жениться. Картина «Живописец, женившийся без приданого в надежде на собственный талант» с мрачным юмором говорит нам об кошмаре Федотова перед нищетой. Он остался одиноким и сошёл с ума, погиб в психбольнице в первой половине 50-ых годов девятнадцатого века
Офицер империи, он был начисто лишён эпического пафоса. Он обожал до обожания не фасады империи (каковые, как мы знаем, император утверждал лично, синим карандашом), а тёплую живую людскую «начинку», живущую за фасадами.
Федотов обожал всех этих девушек без приданого, вдовушек, небольших государственныхы служащих, военных в нижних чинах, приказчиков и другое живьё, бесцельно копошащееся в Петербурге и Москве. Картинки Федотова поразительны, это собственного рода «древнее кино», но ещё поразительнее личность автора, сочетающая острейшую насмешливость с глубинной сердечной нежностью.
Вот картина «Прихожая частного пристава». Ясно, что людская мелочь, топчущаяся в прихожей, принесла разные взятки, один кроме того притаранил живого поросёнка. Но «разоблачения» тут куда меньше, чем откровенной симпатии к терпилам – простолюдинам.
Над кем Федотов издевается открыто, так это «баре», и цикл из двух картин «Смерть Фидельки» – тому подтверждение. У барыни сдохла любимая собачка, и её карикатурное отчаяние окружено насмешками и равнодушием челяди. Но саму собачку Федотов очевидно жалеет, собачка ни при чём
Федотов подвёл императора со своим «мелкотемьем», другими словами пристрастием к живой судьбы, от него ожидали другого. На рисунке, сделанном Федотовым в психбольнице, Николай наблюдает на живописца через увеличительное стекло, совершенно верно он – непонятное насекомое.
Живописец, само собой разумеется, надорвался, что часто бывает с теми, кто выбился из наезженной колеи и отважно отправился штурмовать высоты мастерства. Скоростное, свирепое развитие таланта подрывает здоровье, в особенности психику.
А тут ещё события времени – рынка живописи практически что нет, нужно просить милости у правительства, а вдруг просишь милости у правительства, приходится им что-то давать вместо. Что он имел возможность дать?
Федотов кроме того не смог закончить картину о приезде императора в Смольный университет. Возможно, не было воодушевления.
А какую-нибудь «Жену-модницу» изображать (на картине фигурирует уморительная цаца с папироской и стриженными до плеч волосами) у него, осознаёте ли, воодушевление было!
Одиночество живописца поразительно: где же приятели, где покровители? Ничего, не считая таланта
Итак, в обществе Павла Федотова, очень способного русского художника, я совершила полтора часа. Забыла удостоверение и заплатила за вход 350 рублей. Задумалась Я тут решила проверить, сколько стоят билеты в разные столичные театры.
И поняла, что это недешёвое наслаждение. 1000–1500 рублей за билет – это считается практически бесплатно.
По большей части за два билета в популярный театр нужно будет выложить 4, 6, 10, в противном случае и 12 тысяч рублей.
Соответствует ли цена качеству? Вопрос широкий. В большинстве случаев – нет, не соответствует.
И получается парадокс: драгоценное, хорошее мастерство доступно за маленькую цену. «Анну Каренину» либо «наказание и Преступление» возможно приобрести за 300–400 рублей, за эти же деньги сходить в Эрмитаж либо Третьяковку. взглянуть в Сети любой шедевр кино возможно безвозмездно. А вот чтобы лично убедиться, что актёр NN играется безвкусно и бесталанно, за что ему практически ежегодно вручают «Золотые маски», – за это необыкновенное знание извольте отстегнуть 10 тысяч рубликов.
Страно!
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Раневская, Карты не лгут, Фитиль, 1964