«Громовые стрелы»

Во многих мифологических традициях молнии и божество грома поражает своим оружием соперников. Наряду с этим случается, что существуют объекты настоящего мира, каковые миф воображает в качестве материального воплощения этого оружия.

В славянской традиции такие предметы известны называющиеся «громовые стрелы».

«Громовые стрелы»

Опализованный ростр белемнита под ультрафиолетовым светом

©Wikimedia Commons

Настоящие объекты, каковые назывались «громовыми стрелами», возможно поделить на три класса. В первоначальный входят фульгуриты.

Они вправду появляются по окончании удара молнии. Оксид кремния, которого большое количество в земле (к примеру, в песке), расплавляется на протяжении попадания молнии, а позже застревает, образуя трубочку, время от времени разветвленную.

Протяженность больших фульгуритов может быть около нескольких метров, в большинстве случаев же они длиной приблизительно с палец либо чуть больше.

Фульгуриты

Но фульгурит попадается людям редко, исходя из этого куда чаще в качестве громовых стрел выступали объекты, происхождение которых по большому счету никак не связано с молниями. К примеру, второй вид «громовых стрел» представляет собой ничто иное, как наконечники настоящих стрел, лишь изготовленные людьми каменного века.

Они иногда попадались людям на протяжении полевых работ, в их форме прекрасно узнавался наконечник стрелы, и, дабы растолковать их происхождение, появилась легенда, связавшая их с молнией.

Неолитический наконечник стрелы (Франция)

В следствии каменные наконечники начинали употребляться в качестве талисманов, предохраняющих от поражения молнией, а заодно уж и против вторых напастей. Их помещали под крышу дома либо носили с собой.

Время от времени вера в их мистическую силу была так громадна, что их измельчали и использовали как лекарство.

Вместе с каменными наконечниками стрел время от времени обнаружили и каменные топоры. Это не останавливало традицию.

В случае если громовержец может применять стрелы, то из-за чего бы ему с той же целью не применить и боевой топор.

Одно из самых древних свидетельств о таких талисманах в Киевской Руси содержится в «Новгородской кормчей» (1280): стр?кы и топоры громнии неч(ес)тива? и богомеръзка? вещь. Составители книги угрожают проклятьем людям, каковые применяют топоры и эти стрелы для лечения заболеваний либо изгнания бесов.

Как знать, быть может, представление о том, что всевышний-громовержец Тор вооружен молотом Мьёльниром (этимологически слово Mjollnir родственно русскому молния), появилось у древних скандинавов под влиянием вида каменных топоров. Отметим в качестве аналогии, что у населений украины молния частенько именуется огненным либо дождевым топором, а у жившие в Приморье орочи говорили, что каменные топоры, каковые время от времени находят в корнях оторванных при грозе деревьев, принадлежат молнии и духу грома Агды.

Мало отклонившись от темы, возможно отыскать в памяти, что и другие археологические артефакты в старину воспринимались как природные объекты. Так было с глиняными погребальными урнами, каковые употреблялись обитателями центральной Европы раннего железного века.

Впредь до начала XIX века виделось предположение, что эти урны зарождаются в земле. Петрус Альбинус во второй половине 80-ых годов шестнадцатого века писал, что в Тюрингии и Лужице в почве растут горшки.

Одним из первых исследователей, кто высказал идея, что топоры орудия и эти – стрелы  древних людей, еще не знавших металла, был в первой половине XVI века минеролог и доктор Михаил Меркати (1541 – 1593), смотритель ботанического сада в Ватикане, собравший в собственной коллекции уникальностей пара таких находок. Но труд Меркати Metallotheca, где были высказаны эти идеи, был опубликован только в 1717 году.

В восемнадцатом веке ученым Европы стали известны примеры каменных орудий, употреблявшихся индейцами Северной Америки. Это стало ответственным доводом в пользу того, что и «громовые стрелы» Европы были подобного происхождения.

Эстерлинг в труде «О каменном оружии и погребальных урнах древних хаттов» писал: «В случае если найдется кто-нибудь, кто бы вздумал отрицать существование для того чтобы орудия у германцев. То пускай он отправится к обитателям Луизианы и вторым дикарям Северной Америки, каковые до сих пор пользуются острыми камнями вместо оружия и ножей».

Но всецело представление о том, что топоры и каменные стрелы – дело людских рук, побеждало только в десятнадцатом веке.

Наконец, третий вид громовых стрел – самый популярный. Это окаменевшие остатки головоногих моллюсков белемнитов, живших на Земле в мезозойскую эру.

Белемниты были похожи на современных кальмаров, но владели жёсткой внутренней раковиной, часть которой (ростр) прекрасно сохраняется в геологических отложениях. Во многих местностях окаменевшие ростры белемнитов бессчётны, они довольно часто попадались людям и привели к множеству преданий.

 Белемнит (реконструкция)

В русских говорах они известны под заглавиями громовая стрела, громовка, громовик, господня стрела, небесна стрела. Украинские и белорусские заглавия – стрiла, стрела, сербские и хорватские – стрела (strijela), стрелица (strijelica), боснийское – стрелица од грома, болгарское – стрела, божа стрела, македонское – стрелка, словенское – strela, польские – strzala, strzalka, strzalka piorunowa, чешские – hromovy kamen, hromovy klin.

В белорусских, украинских и польских говорах для обозначения белемнитов виделись слова перун и гром. В некоторых местностях русские думали, что громовые стрелы бывают двух видов: огненные (молнии) и каменные, каковые уходят в почву.

Значительно чаще белемниты считались орудиями Всевышнего либо пророка Ильи, которыми он старается поразить чертей. В Болгарии кроме этого была легенда о битвах между драконами – защитниками сёл (они назывались змеj либо змев) и небесными драконами (хала), где также употреблялись молнии и каменные стрелы.

В большинстве случаев считалось, что громовая стрела уходит под почву, а позже неспешно поднимается. Сроки нахождения под почвой назывались различные: от 40 дней до 40 лет.

Белемниты довольно часто служили для защиты дома от попадания молнии. Для этого они помещались на чердаке, подоконнике, в красном углу либо зарывались под порогом.

В десятнадцатом веке в Чехии был зафиксирован особенный ритуал, на протяжении которого из белемнитов создавался талисман, предохраняющий от порчи и колдовства. Для него были необходимы семь тёмных «громовых камней»: шесть мелких и один долгий.

Кроме этого нужно было собрать почвы, забранной в том месте, «куда Божий посланец попал», другими словами в месте удара молнии. Почву насыпать до половины необлитого горшка, после этого положить в том направлении «громовые камни»: громадной в середину, мелкие около.

Затем засыпать горшок почвой доверху, закрыть необлитой крышкой и закопать под порогом. Лишь всё это нужно выполнить в тайне, в противном случае обряд утратит силу.

Кроме этого белемниты имели возможность являться приносящим счастье талисманом, употребляться для закваски молока, защиты коров от заболеваний, лечения людей от зубной боли, ожогов, обморожений, ран а также эпилепсии. Время от времени камни зашивали в одежду воинов, отправлявшихся на войну, либо детей, каковые опасались грома.

Иногда такие прекрасные камни передавались в семьях по наследству. А вот рыбаки думали, что белемнит помеха в их деле.

Если он находится в лодке, улова не будет, поскольку рыба его опасается.

 Ростры белемнитов

Вторая несколько названий раковин белемнитов связывала их с пальцами. У славян значительно чаще они назывались чертовыми пальцами (у русских, украинцев, белорусов, поляков), в Полесье было известно наименование божый пальчик, подобно в Польше – bozy paluszek.

В Саратовской губернии говорили шутов палец, в Астраханской – шутовой палец, в Белгородской – волчий палец, в Серпуховском уезде Столичной губернии – дедушкин палец, на Черниговщине – мязинец, в Далмации – kamen svetog Pavla.

В этом случае существовали собственные легенды. А. Е. Нелихов в докладе, посвяшенном народным представлениям о рострах белемнитов, приводит предание из Смоленской области.

В соответствии с этому преданию линии разламывают пальцы, в то время, когда «в полночь бьются между собой на кулачиках». Кроме этого он говорит об украинской легенде о том, что, в то время, когда линии были скинуты с небес, они начали цепляться за облака, и архангел Михаил собственные клинком отрубил им пальцы.

Заглавия, связывающие белемнитов с молнией и/либо со стрелами, и соответствующие предания имеется у большинства вторых народов. Это британские thunderbolt ‘громовая стрела’, thunderstone ‘громовой камень’, elf-bolt ‘эльфийская стрела’, германские Donnerkeil, Donnerhammer, Donnerstein а также монгольское цахилгааны сум ‘молнийная стрела’. Китайское наименование белемнитов цзянь-ши складывается из иероглифов «стрела» ? и  «камень» ?.

Последовательность названий отсылает к нечистой силе: германское Teufelstein ‘чертов камень’, итальянское dita del diavolo ‘палец сатаны’, удмуртские вумурт чиньы ‘пальцы Вумурта (водяного)’, шайтан чиньы ‘чертов палец’. Главное наименование раковин белемнитов в языке коми – кульчунь «чертов палец».

А. Е. Нелихов приводит кроме этого заглавия бесчунь ‘палец беса’ и чудчунь ‘палец чуди’. Словари отмечают кроме этого наименование грекчунь ‘безнравственный палец’ и гулючунь ‘голубиный палец’.

Про происхождение белемнитов у коми имеется легенда, которая в докладе А. Е. Нелихова рассказывается так: «в один раз хороший всевышний Ён принял образ горшечника, дабы избавить мир от нечисти. Он сел у дороги, где его заметили линии.

Они принялись хвастаться собственной силой, раздувались и возрастали в размерах, но Ён задал вопрос, смогут ли они поместиться в три мелких горшка? Бесы превратились в мошек и залетели вовнутрь, а Ён закупорил горшки и начал закапывать в почву.

Один из них выскользнул из его рук и разбился. Выскочившие на свободу бесы удирали от Ёна так скоро, что пообломали себе пальцы, каковые до сих пор валяются по берегам рек».

Иногда белемниты оказываются пальцами не представителей нечистой силы, а в полной мере хороших персонажей. В некоторых частях Англии употребляется наименование «пальцы святого Петра» (St.

Peter’s fingers).

У скандинавских народов имеется не встретившийся в других местах вариант, в котором белемниты выясняются не пальцами, и не стрелами, а свечками: датское и норвежское v?ttelys ‘свечка троллей’.

Источник: Максим Руссо polit.ru

Dark Souls 3 The Ringed City Громовая Стрела | Lightning Arrow [Расположение | Location]


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: