Искусство ходить по лезвию

Искусство ходить по лезвию

Отечественная встреча с Кларой Борисовной в Донецке оказалась спонтанной и неожиданной, однако всенародно любимая «тетя Соня» с наслаждением поведала «Доводам неделi» о ролях, каковые ни при каких обстоятельствах не сыграет, о собственном отношении к спектаклям-эпатажам и о том, из-за чего она ищет оправдание любой героине.

— Клара Борисовна, как довольно часто вам удается посещать на Украине?

– Иногда все-таки удается приезжать и в Донецк, и во Львов. В Киеве я значительно чаще наведываюсь на могилы своих родителей, вижусь со ветхими приятелями. Я весьма обожаю посещать на родине, причем так обожаю, что «ви не имеете возможность себi уявити!»

– Не считая языка другие элементы украинской культуры вспоминаете?

– Ну что вы, само собой разумеется! Я наизусть знаю многие стихотворения Шевченко, Леси Украинки, Рыльского, сотрудничаю с украинскими артистами, режиссерами.

Кроме того об украинской кухне забыть не могу. Все, что готовлю дома, перекликается с украинскими традициями. Таковой борщ, как у меня, еще поискать стоит! А вареники!.. Моя дочь говорит: «Мама, мне на сутки рождения ничего выдумывать не нужно.

Приготовь вареники с картошкой и фаршированную рыбу» (смеется).

– Клара Новикова на сцене и Клара Новикова в жизни – персонажи различные?

– Непременно. В жизни я могу думать о различных вещах, не смотря на то, что сейчас на сцене я себе также разрешила и думать, и быть лиричной, и драматичной.

Я считаю, что артист на сцене и в жизни не имеет возможности иметь диаметральных отличий: он входит в роль и опять делается собой – это нескончаемый процесс. Это в театре все по-второму, поскольку в том месте актер в первую очередь несет себя и собственный видение образа, которое так или иначе отображает его личность.

– Многие мэтры эстрады среди новых звезд сейчас не видят ни соперников, ни хорошей смены. Как вы относитесь к юный смене?

– Честно говоря, я фактически не смотрю за развитием молодых артистов. Продолжительное время я была чуть ли не единственной дамой в разговорном жанре.

Я считаю, что у каждого из артистов собственный место на эстраде, собственная ниша – кто-то оптимален в драматическом жанре, кто-то в комедийном.

– Ваша концертная деятельность охватывает широкую географию. Отличаются ли зрители в различных уголках земного шара?

– В Америке, Израиле, Германии зритель прекратил быть зависимым от обстановки – языка, экономических реалий. Люди стали твердо находиться на ногах.

Раньше их сообщение с отчизной была намного замечательнее, на данный момент же они вычисляют себя гражданами другого страны и уже не летят на концерты собственных соотечественников так, как еще недавно.

– Были ли в вашей практике образы, каковые на себя примерить никак не получалось?

– Я не могу сыграть хамство, не терплю, в то время, когда со сцены оскорбляют мужчину, для того чтобы не должно быть ни за что. Я – дама и обязана его возвеличить. Однако я могу его легко «макнуть», но не унизить.

Бывали такие роли, при первом знакомстве с которыми в дрожь бросало, а позже я обнаружила пути, как их подать зрителю. К примеру, лет 12 назад мне внесли предложение сыграть девушку легкого поведения, но я ее так мотивировала, так оправдала!

Тогда была тяжелая жизнь, а моя героиня трудилась библиотекарем и одна воспитывала ребенка. Ее сын грезил о скрипке.

И вот она для того, дабы осуществить мечту собственного ребенка, соглашается на таковой доход. Во все тайны ремесла ее посвящает пожилая девушка легкого поведения, но стоило моей героине увести у нее из-под носа богатого клиента, как та делается ее злейшим неприятелем.

В том месте по большому счету такая трагикомическая история оказалась, в то время, когда со сцены смеешься, а душа обливается слезами.

– Сейчас число спектаклей-эпатажей существенно возросло. Как вы к ним относитесь?

– Основное, дабы, я как зритель, осознавала, для чего они необходимы. К примеру, лет 7–8 назад я отправилась в Америку.

Мы гуляли с подружкой по Бродвею и заметили афишу спектакля «Монологи VAGINI». В то время, когда она перевела мне это наименование, я говорю: «Что это такое?» – а она: «Это превосходный спектакль, превосходный!» На него попасть было нереально.

Его играются в Москве, играются в других городах. В спектаклях аналогичного характера крайне важны деликатность, которая свойственна актрисам, и деликатность, с которой подходит к этому спектаклю режиссер.

Кроме этого важно, дабы зритель верно принимал каждую реплику актеров, дабы отдельные фразы не заставляли его съеживаться. Вот меня ничего не смущает. В Москве проходит Чеховский фестиваль, где ставят лучшие пьесы мира.

Я постоянно смотрю их, и в том месте столько вещей, каковые вынудили бы зрителя смутиться! Но я готова все оправдать, в случае если это сделано талантливо.

не забываю, как я в первый раз сыграла пьяную даму, но не ужасную, а такую: «Вот мы с подружками тут посидели, поддали!» Во всем нужно знать меру. Я постоянно говорю – лезвие ножа: не дошел – скучно, перешагнул – пошло.

А ходить по этому лезвию и имеется мастерство.

– Возможно ли вычислять, что театр – катарсис для вас?

– Да, да и то, что я играюсь в театре сейчас, – это полное очищение. У одной моей героини сложная судьба, непростой поступок, но она собственными действиями возвращает к судьбе ветхого никчемного, но наряду с этим богатого человека.

– Клара Борисовна, вы постоянно ищете в роли собственные мотивацию, оправдание?

– В обязательном порядке. Кроме того в случае если это будет вопреки авторскому видению роли.

Я постоянно звоню режиссерам со словами: «В случае если мы не отыщем мотивацию, то я не смогу это сделать!» В случае если легко хохот для хохота, то я ни при каких обстоятельствах не буду этого делать. на данный момент у меня в работе – монолог тетеньки, которая выходит замуж за чужестранца. Я продолжительное время искала оправдание ей.

И пока не осознала, что на это ее толкнули события, до тех пор не выходила с ним к зрителю. Я знаю, что в театре возможно играться порок, но я постоянно буду искать обстоятельства не из-за чего он неприятен, а из-за чего он оптимален.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Их профессия – «ходить по лезвию бритвы». Эфир от 10.03.17


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: