Этот бесконечный литературный процесс

Этот бесконечный литературный процесс

Со страниц «Невы» к читателям приходили произведения М. Шолохова и Ф. Абрамова, В. Конецкого и К. Воробьёва, В. Быкова и Д. Гранина, И. Ефимова и Аркадий и Борис Стругацких, А. Житинского и В. Попова. В звёздные для всех изданий перестроечные годы (во второй половине 80-ых годов XX века тираж издания составлял 675 тыс. против 2800 нынешних) в «Неве» были опубликованы эпопея А. Солженицына «Красное колесо», роман А. Дудинцева «Белые одежды», воспоминания Л. Чуковской об Ахматовой.

Что сейчас несёт издание «Нева» читателю? Об этом мы разговариваем с главным редактором издания Натальей ГРАНЦЕВОЙ.

— Наталья Анатольевна, имена многих авторов, публиковавшихся в «Неве», вошли в золотой фонд отечественной словесности. А сейчас «Неве» имеется кем гордиться?

– Да, среди отечественных авторов мэтр Михаил Кураев, психолог и тонкий стилист Наталья Галкина, узнаваемые прозаики Вячеслав Александр и Рыбаков Мелихов. Так же, как и прежде с нами сотрудничают поэты Глеб Горбовский, Александр Александр и Городницкий Кушнер.

Это отечественные, питерские мастера. Из иногородних назову два имени – Олег Елена и Ермаков Крюкова.

Книги всех этих писателей прекрасно расходятся, их ожидают читатели, подмечает и критика.

– Какие конкретно традиции вы сохраняете, что нового показалось в издании?

– Традиция, неспециализированная для всех изданий: печатать хорошие прозу, поэзию, критику. Не смотря на то, что последней делается всё меньше и меньше.

Но в «Неве» показался широкий библиографический отдел, и уже пара лет имеется постоянная рубрика «Дом Зингера», которая говорит о примечательных книгах, в основном питерских. К сожалению, потеряла собственную первенствующую роль публицистика, так ярко расцветшая ядовитыми цветами в перестроечные годы.

В далеком прошлом отказались мы и от юмористического отдела – юмора сейчас в избытке и в особых изданиях, от небольших краеведческих очерков – показалось большое количество книг на темы питерской истории.

– А у «Невы» имеется собственная фишка, собственное ноу-хау?

– Думаю, отличительной чертой нынешней «Невы» есть повышенное внимание к дебютантам – представителям новой писательской генерации. Вот уже десять лет два номера – январский и июльский – мы отводим для творчества молодых. на данный момент готовим к печати антологию «Юная «Нева», в которую отобрали лучшие начала прозаиков.

Это весьма различные произведения, но в них – отношение молодых к окружающей действительности, их оценки, их поиски собственного места в нашем мире. В числе отобранных текстов – роман Всеволода Непогодина «Девять дней в мае» – это яркие впечатления о событиях в одесском Доме профсоюзов.

– Это одесский создатель? Вы желаете заявить, что вам шлют рукописи из Украины?

– Да, он житель Одессы. К нам поступают рукописи со всей России – от Владивостока до Калининграда, от Мурманска до Севастополя, авторы дальнего и ближнего зарубежья также стремятся попасть в «Неву»: Украина – не исключение.

Имеется в отечественном «авторском атласе» и Нью-Йорк, Париж, Берлин, Австралия – вот такая ось. А наступивший Год литературы мы отметим и выпуском особого номера, посвящённого литературе братского Казахстана.

Как видите, мы не приверженцы изоляционизма, в литературной судьбе санкции не действуют…

– Что означает гениальная рукопись?

– Талант – это в первую очередь авторская индивидуальность. Она складывается из искусства владения и собственного мировоззрения словом.

В случае если эти составляющие имеется – рукопись гениальна.

– Уже не первый год идут споры о свободе слова у нас. А вы в каком пространстве находитесь – свободном либо ограниченном?

– Свобода слова – абсолютная сокровище для гражданина, но и она ограничена правовыми нормами. К примеру, законами о недопустимости разжигания межнациональной и межконфессиональной розни, и запретом на применение обсценной лексики.

Лично же я считаю, что живописец неизменно свободен изначально – Пушкин это именовал «тайной свободой». Живописец может выразить полностью всё художественными средствами, в случае если, само собой разумеется, владеет высоким мастерством.

– Возможно, вам непросто выживать экономически?

– Толстые литературные издания ни при каких обстоятельствах, за исключением советского времени, не могли похвастаться судьбой в тепличных условиях, их существование, в случае если отыскать в памяти историю вопроса, постоянно зависело от благосклонности энтузиастов-меценатов и энергии подвижников. Сейчас же в русских условиях финансового кризиса приходится рассчитывать на собственные силы, потому, что университет меценатства так и не сформировался.

– Год литературы даёт надежду, что свет в конце тоннеля делается бросче?

– Он бы давал такую надежду, в случае если б мы видели, что комплекс застарелых неприятностей, которые связаны с существованием литературных «толстяков», был решён системно. До тех пор пока таких попыток не отмечается, законодатели не предлагают никаких ответов.

Нет единства и в позиции самих изданий относительно того, как выйти из ситуации . Само собой разумеется, в 2015 году издания приобретут некую дополнительную помощь от страны, но что будет в 2016 году? Свет в конце тоннеля совсем погаснет?

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

«Срок годности русской литературы»: Александр Невзоров – Олег Кашин


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: