К революции не готовы

К революции не готовы

Сейчас на фоне возросшей гражданской активности людей начало мелькать грозное слово «революция». Но всякой революции предшествуют революционные настроения.

Имеется ли они в современном творчестве?

Революция 1917 года была подготовлена в умах и притом задолго до осуществления. Заберём для примера хотя бы Максима Неприятного, обогатившего литературу образом грозно реющего буревестника либо рабочей матери, ушедшей вместе с сыном в революцию.

А как трудились десятки поэтов, призывая на собственную голову будущую «бурю»!

Революция 1991 года также подготавливалась в умах пара лет перестройки: в литературе, кино, театре и на стадионах, куда красной волной русского рока вынесло Цоя, Кинчева, Шевчука, Бутусова и других гениальных парней. В их песнях не было никакой «политики», в них бушевало как раз настроение: жажда изменений, обновления, свободы. Той самой «бури», без которой неосуществим гордо реющий буревестник

Итак, по прецеденту мы имеем таковой сюжет: сперва буревестник, позже буря. Исходя из этого оглядываем современность с целью возможного отлова и пристального поиска буревестников.

Кинематограф стоит отмести сходу – он живёт на солидные национальные деньги, исходя из этого каждые революционные настроения тут отстреливаются ещё на стадии сценария. Но, их и на данной стадии нет.

Три самых больших фильма уходящего года – «Елена» Звягинцева, «Фауст» Сокурова и «Цитадель» Михалкова – заслуживают внимания и, быть может, переживут собственное время. Но ни пёрышка от буревестника мы тут не отыщем.

На театральной сцене царит по большей части перелицовка классики – время от времени успешная, чаще нет. «Пер Гюнт» Ибсена в Ленкоме у Захарова и «Три сестры» Чехова у Додина (Небольшой театр, С.-Петербург) – возможно отнести к успехам. Взор постановщиков на судьбу человека глубок и умён и исходя из этого далёк от любых настроений и революционных идей.

Один из самых популярных пьес сезона – «Неприятели: история любви» Башевиса-Зингера в театре «Современник» – говорит нам историю любви, произошедшую в Нью-Йорке 50-х годов. Алиса Олег и Фрейндлих Басилашвили (БДТ) блистают в спектакле «Лето одного года», но в данной американской пьесе обращение ведётся о ветхой культурной паре, достойно переживающей близость смерти. «Наследники Рабурдена» Золя – премьера Малого театра, с хорошими актёрскими работами В. Езепова и Э. Марцевича, – разворачивает картину жадной грызни своры буржуев за призрак наследства А также в то время, когда на сцену внезапно попадает современная пьеса, в ней трактуются темы, космически удалённые от «революции».

К примеру, «Дом» Е. Гришковца и А. Матисон – недавняя премьера МХТ (режиссёр С. Пускепалис). Зритель видит хорошего, современного храбреца – это доктор-уролог в исполнении И.Золотовицкого.

Он жаждет приобрести домик, а денег нет, приходится занимать, а никто не даёт. Из-за чего у нас квалифицированный эксперт так унижен, что кроме того домик не имеет возможности приобрести! – эта идея посещает публику на протяжении радостного и занимательного представления. Но запеть «Дубинушку» и вскрикнуть: «Доколе!!» никому в голову не приходит

В литературе у нас имеется несколько писателей, разрабатывающих протестные настроения путём описания быта революционеров (притом из личного опыта), – это и Лимонов, и Прилепин, и Шаргунов. Неприязнь к порядку вещей им удаётся изобразить хорошо, а другой раз и превосходно.

Но нравственная духота и мрак, царящие в их произведениях, скорее отвращают, чем завлекают. Революционеры большое количество выпивают, дерутся и грубят окружающим.

Никакого образа привлекательного будущего, никакой сильной грезы, убедительного призыва и обаятельного героя в данной литературе нет. Разве что занимательная, но не идея – глушить водку не просто так, а в виде протеста.

В случае если делать революцию, то во имя чего? Какую новую картину мира создавать?

Под какими лозунгами хотя бы?

Единственный лозунг, что чётко звучит сейчас, – это «Российская Федерация без Путина». Прикажете всерьёз верить, что без него жизнь мгновенно расцветёт, истина воссияет?

Некую артистическую убедительность несёт в себе проект «Гражданин поэт» Д. Быкова – М. Ефремова. Действительно, тяжело назвать это «революционным мастерством», скорее перед нами боевая сатира, «светло синий блуза», «утром в газете – вечером в куплете».

Насмешка время от времени разит совершенно верно, время от времени летит мимо, приносит лёгкое наслаждение, смешит иллюзией свободы ума. «Нужно же, вот они их как!» Но, истребляя огнём сатиры то, что ненавистно, что может создатель (Д. Быков) предложить вместо?

Что не хорошо, мы знаем. А что прекрасно? Кто оптимален?

Кому уготовано увлечь жизнь блеском грезы? И где хоть краешек данной грезы?

Но основное, что обосновывает неготовность общества к революции, – это полное отсутствие революционных песен. На Болотную площадь люди шли под призыв всё того же Цоя – «Изменений, мы ожидаем изменений».

Всё тот же хмурый честный Костя Кинчев выходит на сцену и кричит в зал. «Имеется тут кто-нибудь, кто голосовал за?» «Нет!!! – плачет зал. – Нет, никто!!!» – «Весьма интересно получается – недобро смеётся Костя и поёт после этого собственный известный «Тоталитарный рэп».

Но данной песне 25 лет. Она, само собой разумеется, созвучна и отечественному дню. И всё-таки где же новые звуки нового времени?

Везде царит шансон и лишь шансон. Шансон уголовный, шансон ресторанный, шансон, притворяющийся романсом, и шансон, что кроме того не в серьез нельзя показывать цивилизованному миру.

Шансон, от которого хочется удавиться, и шансон, сдобренный крупицами таланта, – но всё тот же шансон, другими словами агрессивная пошлость.

Шансон и имеется настоящие звуки этого времени. Песни вырвавшихся из территории на волю рабов, желающих сейчас погулять «по-господски».

Быть может, идеологическая подготовка к революции лишь начинается – но пока что мы к ней не готовы. Нет образа будущего, для которого нужно переворачивать настоящее.

Не создали его ни «мастера искусств», ни юные таланты.

Может, за сто лет вывелась сама порода этих таинственных птиц – буревестников?

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Демонстранты в Киеве готовы на отчаянные меры для революции


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: