Князь владимир, застенчивый агрессор

На экраны вышел фильм режиссёра Андрея Кравчука «Викинг», посвящённый молодым годам князя Владимира, Крестителя Руси. Масштабное полотно продюсеров картины (А. Максимов, К. Эрнст, Л. Верещагин) привязано к событиям Х века.

Но любой фильм высказывает в первую очередь настроения собственного времени. Желаете спорить – спорьте, для меня это теорема.

Так вот я бы не советовала показывать «Викинга» за пределами РФ. Не из-за художественных преимуществ фильма.

Их никак не меньше, чем в голливудских блокбастерах. По идеологическим соображениям.

Дело в том, что русские в «Викинге» предстают ровно в том виде, в каком ими и пугают другую цивилизацию, – в виде косматых, безрадостных, фантастически сильных агрессоров.

Князь владимир, застенчивый агрессор

Практически все мужские персонажи «Викинга» снабжены бородами и длинными волосами разной весомости (у Свенельда, воеводы при Владимире, – Максим Суханов – она заплетена в два хвоста), лица немытые благодаря нескончаемых сражений. На плечах красивые одежды с элементами звериного меха (живописец по костюмам – великая Е. Шапкайц).

Из-под густых бровей блещут злобные глаза, но достаточно тяжело разобраться чьи – кто в том месте Игорь Петренко, кто в том месте Владимир Епифанцев Ясно, что варвары и разбойники дробят власть, но кому сочувствовать, нежели все – страшенные? Имеется, действительно, намёк на то, что состоянию дикой гневе русских обучили викинги.

Хорошо вам, совладали бы и без викингов. Тем более что они в фильме разве что деньги тянут с русских (как и неизменно, но). Стиль картины понятен с первых кадров, в то время, когда в зимнем лесу травят могучего рогатого зверя (то ли як, то ли тур).

Динамика «Викинга» останется достаточно ровной на всём протяжении фильма – это динамика боя, сражения, драки. В необычном перепаде подражания – от голливудских исторических боевиков до германовского «Ленфильма».

Да и не только Герман с «Тяжело быть всевышним» вспоминается – тут вам и эпизод «Нашествие» из «Андрея Рублёва» Тарковского, и «Трон в крови» Куросавы. Режиссёр «Викинга» всё наблюдал и всё учитывал – как бы сделать неправда правдой.

Неприятность в том, что не считая кровопролития и мордобоя у упомянутых мастеров в их фильмах было что-то ещё. В «Викинге» это «что-то ещё» сведено к минимуму.

Противостоит кровопролитию разве что задумчивое выражение лица князя Владимира (Данила Козловский) в моменты умерщвления им родных родственников. Князь не весьма уверен, что так нужно. Все уверены, а он не весьма.

Как бы тень сомнения ложится на румяное лицо будущего Крестителя Руси. Уродился он таковой – задумчивый. Совершает правонарушения без воодушевления совершает мерзости без всякого наслаждения.

Из этого, с данной уязвимой точки Владимира, и заведётся в Киевской Руси христианство. Которое, по всей видимости, и приведёт позже Русь под монгольское иго, потому, что в власти сохранения и вопросах государства вспоминать запрещено.

Потом-то, ясное дело, Русь переварит и христианство, и станет куда посильнее при лютых столичных царях, но пока что крещение выглядит как таинственная слабина Владимира, понятная разве в исторической возможности.

Итак, сражения и драки. 133 60 секунд, граждане!

Не осознаю, из-за чего фильмы последнего поколения разгоняют до таковой величины. За час в большинстве случаев всё ясно, так что желательный максимум длительности – 75 мин., не больше.

Дам две: супруга Владимира Рогнеда (А. Бортич, блондинка) и супруга брата византийка Ирина (С. Ходченкова, тут тонирована в шатенку). Никаких амурных историй не предвидится – какие конкретно ещё смогут быть сюси-пуси в Старой Руси.

Рогнеда то оскорбляет Владимира, в то время, когда тот сватается, то на грани насилия снимает с мужа сапоги, то кидается с ножом, определив о его намерении жениться на сестре базилевса Анне. Меньше, выносит мозг, как оно повелось у жён с древних времён до наших дней.

Византийка Ирина, взятая в плен, коварно, по-византийски, усмехается и Владимиру сочувствует, мягко подталкивая его в сторону собственного всевышнего. В общем женское присутствие в фильме минимально.

Из неспециализированной массы косматых и нечистых древнерусских агрессоров выделяется обнажённым черепом жрец Перуна (А. Адасинский), да и статуя Перуна с зубатой пастью впечатляет. Занимаются ли в этом краю чем-то, не считая мордобоя, неизвестно.

В прошлые времена режиссёру бы ввести образ народа – ну а сейчас у нас возлюбленная свобода, и никакого народа вводить в фильмы не обязательно. Тем более данный народ, что так же, как и прежде что-то сеет и пашет, что-то врачует и собственные летописи пишет, сейчас и без того не просматривается ни на ТВ, ни в мастерстве, ни в замыслах страны.

Так к чему искать его прообразы в прошлом? Все ответы принимают власти.

Сообщено: утром на берегу Днепра всем собраться в белых рубахах. Народ и соберётся.

И в Х веке, и в веке ХХI. Не правда ли?

По моему точке зрения, в обыгрывании тем из далёкого прошлого рвение к «правдоподобию» кроме того и неуместно. Наилучший путь – это путь композитора Бородина, что из унылого сюжета о неудачнике , князе Игоре, сделал легко конфетку.

С половецкими плясками, амурными драмами и другими самоцветными узорами собственной очень способной души. По этому пути некое время шло советское кино («Ярослав Умный», «Ярославна, королева Франции»).

Но в «Викинге» никто не поёт и не пляшет, никто не плетёт амурных кружев, никто не преображает и не украшает «реальность» (мнимую, потому что никакую реальность на временной расстоянии в 11 столетий никто воскресить не имеет возможности). Значит, «Викинг» – это отражение современного состояния общества.

В этот самый момент я соглашусь! Да! У нас в каждой коммунальной квартире живёт по берсерку.

Отечественные люди заряжены неимоверной агрессией. Только что видела по ТВ, как пьяного придурка патруль выволакивал из автомобиля, а он ещё кричал и кочевряжился – и я поразмыслила, это же был викинг. Несчастный викинг, лишённый возможности вступить в дружину и осадить какую-нибудь «Корсунь» (как в фильме)

Но такую правду нужно всячески эстетизировать, укрывать гуманистическими драпировками, украшать плясками и пением, смягчать красивыми женскими лицами. Тогда возможно и в мир двинуть. Эстетизированное варварство от русских приемлемо.

В некоторых местах (во Франции, к примеру) его кроме того обожают.

Но обнажённая агрессия 133 60 секунд? Пощадите, господа русские мужчины.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

28 июля. Князь его выбор и Владимир. Осипов Алексей


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: