Таинственный список, или выбрать, что ли, говорухина

Таинственный список, или выбрать, что ли, говорухина

Ежегодно неутомимая гильдия киноведов и кинокритиков присылает мне перечень отечественных картин, из которых нужно выбрать лучшее. Я наблюдаю на данный перечень виноватыми глазами.

По причине того, что глаза эти в глаза не видели множества отечественных фильмов 2015 года, и 2014-го, 2013-го В текущем году в загадочном перечне – 76 картин.

В прокат либо на фестивали попадают немногие. Ограниченное число работ заслуживают показа в столичном Доме кино.

В сети, вопреки расхожему заблуждению, новинок русского синема практически нет – борьба с пиратством проходит, к сожалению, очень удачно. Да и сами сайты не горят особенным жаждой подвешивать эти новинки, спрос не ажиотажен, а связываться с судами по авторским правам никому неохота.

Отечественный кинематограф продолжает собственный яростный бег «из ниоткуда в никуда».

Так что полностью негде мне взглянуть целый перечень, а заглавия такие заманчивые! Вот русско-болгарский фильм «Лабиринты любви», сценарий Г. Немых, режиссёр В. Штерянов. Точно так как эти лабиринты находятся в курортной территории бывшей братской республики.

Возможно, в данной ленте учтён опыт советско-румынского шедевра 1972 года называющиеся «Песни моря», потому, что вся копродукция про море и любовь приблизительно на одно лицо. Быть может, это вечно уникальное произведение, кто ж знает.

Имеется в перечне и русско-ирландская картина – «Москва ни при каких обстоятельствах не спит», режиссура и сценарий Джонни О’Райлли. Это, возможно, комедия.

Возможно, кроме того про то, как бодрый ирландец в ни при каких обстоятельствах не дремлющей Москве где-то находит деньги на кино. А «Память осени» – клянусь громом, мелодрама.

Наблюдаем анонс: «Смерть главы семейства ведет к огромным переменам, вся семья погибшего вынуждена покинуть национальную дачу». Похоже, это не мелодрама, а столичная катастрофа

Слово «осень» по большому счету очень сильно в чести у кинематографистов, в перечне у нас имеется кроме этого «С в осеннюю пору в сердце», режиссура и сценарий Георгия Параджанова. Как мы знаем, в отечественном кино в большинстве случаев совпадений не бывает, и однообразная фамилия жёстко свидетельствует родство, в этот самый момент не исключение – Георгий Параджанов племянник великого режиссёра Сергея Параджанова.

Может, также великий, кто его знает Борис Грачевский (когда-то режиссёр «Ералаша») снял фильм называющиеся «Между нот, либо Тантрическая симфония» – чует моё сердце, что это не детское кино. Подозреваю большие элементы эротики, и подозрения мои небеспочвенны: «Юная, мало пошлая Юлия принесла с собой запах города, дыхание настоящей судьбе» (из анонса).

Этих молодых и мало пошлых Юлий мы отыщем в каждом произведении столичных писателей/режиссёров из графы 60+ , так что запаха новизны тут у нас не предвидится. Равно как и «дыхания настоящей судьбе».

Где оно по большому счету, это дыхание? В 2015 году на экраны вышло пара достаточно крепких работ («Батальон», «А зори тут негромкие», «Территория», «Битва за Севастополь», «Ангелы революции», «Две дамы», «Дорогой Ханс, дорогой Пётр») – все они посвящены прошлому.

Действительно, Василий Сигарев снял «антиновогоднюю» комедию «Страна Оз» а также сохраняет надежду на выход её к публике, но неприятность в том, что народная речевая стихия представлена у Сигарева без ханжеских купюр. Несложнее говоря, в том месте не «употребляют мат», а говорят на нём.

В следствии складывается чувство, что отечественное кино страдает «эскапизмом» (бегством от действительности) в острой форме – и добровольно, и вынужденно.

А раз так, то из этого «эскапистского» кино я выберу самое художественное – и это, на мой взор, чёрно-белая картина Станислава Говорухина «Финиш красивой эры», снятая по мотивам повести Сергея Довлатова «Компромисс» (в том месте создатель говорит о собственной журналистской работе в Таллине). Говорухин так как рьяный читатель, обожающий литературу, и он сам сделал сценарий как раз так, как Глеб Жеглов просил его держать в «Месте встречи», – другими словами «ласково».

Шутки и персонажи, добавленные в сюжет «Компромисса» из вторых произведений Довлатова, совсем органичны. Воздух 1969 года создана режиссёром в альянсе с прекрасными умелыми мастерами – оператором Г. Карюком и живописцем В. Гидуляновым.

Актёрский ансамбль отличен, начиная с неимоверно обаятельного Журналиста (И. Колесников) и заканчивая россыпью мелких ролей, среди которых меня приятно поразил забавный Лембит Ульфсак (главный врач роддома), не виданный мной на экране с советских времён. «Финиш красивой эры» – собственного рода комментарий к советскому кинематографу 1960-х годов, воскрешающий его мотивы и эстетику, но с этими храбрецами, которых в этом кинематографе быть тогда не имело возможности.

Но безупречно стильный, без недостатков и «проколов» в реконструкции времени, фильм решает не только эстетические задачи. Он говорит, легко и смешно, о том, что у любой «эры» имеется весомая подкладка – обычная судьба обычных людей.

И она ни в какие конкретно «кодексы времени» не укладывается. Люди, совершенно верно птицы, вьют себе гнёзда на громоотводах и преспокойно отдыхают в промежутках между землетрясениями.

Ясно, что редакция советской эстонской газеты живёт под игом привычного идеологического сумасшествия. Наряду с этим люди спокойны, кроме того, возможно сообщить, – олимпийски спокойны.

Они, как эквилибристы, выучились жить и трудиться в этом цирке. В случае если человек молод, нравится дамам, в кармане нет-нет да шевелится денежка и постоянно найдётся друзья и бутылочка около бутылочки, отчего бы не пережить какую угодно «эру»?

Жизнь – неизменно компромисс, руководство в Киевской Руси неизменно только неспокойное, однако многим людям удаётся выжать из доставшейся им «эры» (у нас всё «эры»!) каплю счастья. Это удалось и Довлатову, и Говорухину, и, если не лицемерить, в полной мере удаётся и нам с вами Хорошее кино, умное, красивое, с красивыми ритмами (нет современной лихорадки, но нет и затяжек).

За него и проголосую.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Сейчас вечером. Памяти Станислава Говорухина. Выпуск от 16.06.2018


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: