Византийское искусство крыма

Сделан обзор и узнаны особенности произведений пластического мастерства в основном XI-XIII столетий из Крыма, выполненных с применением разных техник. Бессчётные находки на данный момент разрешают подробнее представить темперамент духовной культуры средневекового Крыма, среди них и по разным ремесленными изделиями.

Византийское искусство крыма

Кое-какие из них поражают изяществом, характерным лучшим творениям мастеров византийской столицы. Но главную массу составляют вещи повседневного обихода.

Они в некотором роде отражают эстетические предпочтения тогдашних обитателей прежде южного и восточной части прибрежной полосы Таврики, где более ощутимые культурные влияния Византии. Неспециализированную чёрта средневековых крымских древностей представлены археологами, каковые традиционно больше внимания уделяют Херсонесу (Якобсон 1950; 1958; 1959; 1964; Богданова 1991; Романчук 2000).

Как раз с ним связаны лучшие, самые полезные и бессчётные материалы.

Херсонес. Костяные резные пластины XI в. Петербург, ЭрмитажНесколько крымских городов Византия унаследовала от Римской империи, чем, например, возможно растолковать полезные находки в Керчи, среди них и серебряных чаш с портретными изображениями императора Констанция II, две из которых выполнены в  343 г. (Мацулевич 1926).

Оттуда же происходят превосходные стеклянные изделия IV столетий.

Большим ремесленным и культурным центром в будущем был Херсонес — опорный пункт империи в Крыму, что продолжительно игрался ключевую роль посредника во связях с племенами Северного Причерноморья, а позднее и Руси. Христианизация города, обозначена кроме этого сакральными ювелирными изделиями VI в. цареградского происхождения.

Таковой художественный импорт давал высокие образцы для местных их заказчиков и ремесленников. По всей видимости, тут трудились и столичные мастера, исходя из этого было бы неточностью все качественные учитывая художественный уровень произведения безоговорочно зачислять к импортным.

В конце I тыс. в данной области заметно усилились восточные влияния, в особенности это отразилось на продукции ремесленников Северного Причерноморья, и лишь позднее случилась переориентация на византийский стиль. Наконец, это направление пошло  существенно севернее, достигнув Чернигова и Киева.

Это не страно, поскольку в X в. в Киеве трудились кроме этого восточные ювелиры, что продемонстрировала находка литейной формочки с куфической надписью. Итак, в какой-то мере в Крыму в конце X в. имел возможность осуществляться данный культурный симбиоз, что заметно сказался на характере декоративного мастерства Византии указанного времени.

О сознательном заимствования восточной орнаментики свидетельствуют железные изделия, книжное оформление и рисованная керамика.

искусства и Расцвет культуры Херсонеса пришелся на X-XII вв., В то время, когда четко определились два главных направления: византийский и народный. Это было инспирировано прежде подъемом византийской придворной культуры, в которой хорошее наследие ощущала замечательное восточное влияние (Грабарь 1983).

Это заметное явление возможно замечать в декорировании полезных тканей, изготовленных в Цареградских императорских мастерских (со львами либо слонами), перегородчатой ??эмали корон, золотых изделиях с восточными архитектурными мотивами, книжном мастерстве с заимствованием орнаментов из сасанидских, староисламских и иранских источников, наконец — в архитектурном декоре.

Сочетание разных элементов иногда приводило к эклектике. Но она не стала неспециализированным явлением, потому сопровождала широкое восстановление классики.

Исходя из этого это течение свойственно произведениям элитного уровня и светского характера, не смотря на то, что нельзя исключать реплики упрощенного, характерного для ремесленных изделий, связанных происхождением с демократическим средой.

В пластическом мастерстве Византии времен Македонской семейства (867-1057) прекрасно известны коробки для сокровищ, украшенные резными пластинами из слоновой кости. Господствует мифологическая тематика, с пасторальными и вакхического сценами, а главный орнаментальный мотив обрамления составляют вписаны в круг розетки.

Исходя из этого такие коробки характеризуют как розеточный тип. По разнообразию сюжетов практически все они мастерски выполненные лучшими Цареградскими ремесленниками.

Кое-какие из таких изделий применяли в качестве моделей в монументальной скульптуре кроме того за пределами Византийской империи. В 1964 г. в Херсонесе были отысканы фрагменты аналогичного коробки, на боковой стороне и покрышке которой изображение животных, сиринов и кентавров, образующих композицию в окружении того же розеточного орнамента.

Рельеф высокий, но плосковатый, без надлежащего моделирования, а розетки заметно схематизированные. Усиление графического элемента более характерно провинциальным ремесленникам, как и отсутствие хороших форм, исходя из этого находку, возможно финиша XI либо начале XII в., Можно считать местным произведением.

Резчик умело обладал ремеслом, что и разрешило достигнуть большой выраженности.

Начиная с конца XIX в.,

В Херсонесе отыскано пара десятков костяных резных пластин с изображениями птиц, животных, виноградной лозы и воина (имеется и с гравированными изображениями). Кое-какие, разумеется, являются предметами художественного импорта, другие могли быть изготовлены местными ремесленниками . Датировать эти находки — нелегкое дело.

Ранние и технически идеальные образцы датируют IX-X вв., кое-какие — X в. либо X-XI вв., остальные — XI вв. В резьбе много неспециализированного с книжными картинками, и орнаментикой тогдашних тканей.

Находка на ипподроме византийской столицы костяной пластины с изображением орла вместе с ее определенными херсонскими аналогиями разрешила поставить вопрос о Цареградском  импорте в Крым. Речь заходит о XI-XII вв., Другими словами о достаточно устойчивой традиции, начатую существенно раньше.

Назначение аналогичных пластин было разным. Они украшали поверхность коробок, погребальные покровы либо образовывали диптих для записей по воску, исходя из этого различные по форме: прямоугольные, круглые, полукруглые, треугольные, в виде сегмента либо сектора.

Неодинаков и качественный уровень. Иногда видятся прорезные пластины с изображениями птиц, животных и орнаментальной композицией.

Небольшой и достаточно рассеянный материал до тех пор пока может свидетельствовать только его  соответствие типам, зафиксированным в Константинополе и Коринфе.

С Херсонесом связаны кроме этого пара резных из кости маленьких икон. На одной (5,8 х 5,2 см), отысканной в 1902 г., —  изображение евангелиста Луки, что прижимает к себе громадный кодекс.

Традиционно это произведение, расколото на три части, с греческой надписью датируется XI в. Подобный ему по стилю и типу рельеф (5,8 х 4,4 см) с полуфигурой Иоанна Богослова, условно отнесен к IX в., Хранится в Балтиморе. Действительно, сходство между ними не такое, дабы возможно было подозревать принадлежность их к одной серии.

Чувствуется личная манера, но оба произведения одного времени а также художественного круга. В них четко проявляются черты византийского неоклассицизма.

Совсем второе чувство создают две костяные иконки из раскопок в северном районе Херсонеса, датированные по условиям находки XIII в. На первой (3,2 х 2,9 см), отысканной в 1988 г., — бюст св. Николая привычного иконографического образа, что правой рукой словно бы касается кодекса.

Некое нарастание массивности свидетельствует в пользу исполнения около 1200 очень плохо. То же возможно сообщить и о отысканной в том месте же 1987 иконку (5,0 х 4,0 см) с изображением св. солдата в виде архонта, что сидит на троне и держит клинок на коленях.

На мраморных рельефах западного фасада Сан Марко в Венеции, XII в., Подобно представлены Димитрия и Георгия. Как возможно рассмотреть, солдат правой извлекает клинок из ножен, а  левой держит копье. Манера резьбы ремесленная, и состояние сохранности неудовлетворительное.

Но видно, что резчик копировал хороший оригинал.

Херсонес. Вознесения. Рождество. ХI XII в. Стеатит, резьбы, полихромия, позолота. Фрагменты иконы.

Национальный заповедник «Херсонесе нес Таврический »Отдельные херсонесские находки произведений византийского пластического мастерства малых форм были известны в далеком прошлом, но как раз благодаря новым стало вероятно осознать их значение в целом для изучения христианской духовной культуры и особенно небольшой пластики. Резьба по камню делается чуть ли не самой полезной частью имеющегося материала, количество которого медлительно растет.

Пожалуй, самая уязвимой находкой распознанные 1982 г. в квартале IX северного района Херсонеса фрагменты стеатитовым с позолотой и полихромией иконы Христа Пантократора, размеры которой (42,0 х 31,5 см).  Наличие корпуса византийских стеатитовым икон, что на данный момент возможно дополнить, разрешает сосредоточить внимание на наиболее значимых произведениях херсонесского происхождения.

Практически все они входят в состав тех либо иных стилистических групп, связанных со столичными мастерскими.

На стеатитовым иконах из Херсонеса изображен евангельские события, образы Христа, святых и Богоматери солдат, последние количественно преобладают. Стоит подметить, что все эти произведения выполнены на большом опытном уровне, исходя из этого их направляться отнести к числу элитных. владельцев и Заказчиков таких икон возможно представить лишь среди местных лиц, а также представителей и военных госадминистрации.

Произведения эти через чур полезны.

Стеатиты рельефа воспроизводят иконописные византийские оригиналы, каковые взяли распространение в XI-XII вв. Речь заходит об иконографии торжественного цикла, что в XII в. делается популярным в каменной резьбе и представлен и прекрасно сохранившимися произведениями из стеатита, и по большей части их фрагментами.

К числу последних относятся и херсонесские находки. Это фрагменты двух композиций одной серии, полный сюжет которой нереально узнать, потому тематика могла быть избирательна.

На одном (3,1 х 6,8 см) узнаются части иконографической схемы Рождества с Божией матерью, младенцем Христом, сценой и ангелом купания и Вознесение с Христом в славе в сопровождении ангелов, со Созерцая происшествии апостолами, фигуры которых сохранились частично. Низкие, тяжелые в пропорциях фигуры обусловлены формой пластин, но пластическая трактовка, неизбежных обобщений, качественная.

Датировка финишем XI — началом XII в. в полной мере приемлемым, потому что отвечает изюминкам книжной миниатюры того времени.

Греческие надписи достаточно изысканные, и это подтверждает тот факт, что к изготовлению был причастен квалифицированный ремесленник. Локализовать такие изделия фактически нереально.

Остается лишь выделить, что в них нет проявлений фольклоризации.

Среди византийских стеатитовым изделий видится много маленьких иконок круглой формы: нагрудных (с ушком) либо рассчитанных на железную оправу. К последнему варианту относится и херсонесская находка 1892 с погрудное изображение Христа Пантократора (диаметр 4,2 см).

Рельеф затертый, но видно мягкое моделирование и изысканный рисунок, наподобие монетного. Ничего тут нет лишнего, и эта лаконичность предоставляет в миниатюрной резьбе чувство монументальности при наличии всех показателей принадлежности к произведениям XII в. Подобные примеры известны, не смотря на то, что с чеканными изображениями, и они не исключают, что данный образ имели возможность продолжать еще Иоанна Предтечи и изображения Богородицы на финишах поперечной перекладины креста.

Херсонес. Божия матерь Одигитрия. XIII в. Стеатит, резьбы, полихромия, позолота. Национальный заповедник «Херсонес Таврический»Очень серьёзная находка произошла 1990 г. в Портовом районе 2 — весьма изысканная стеатитовая икона Божией матери Одигитрии со следами позолоты и полихромии (8,4 х 5,8 см), которую сперва датировали XI-XII вв., а после этого XIII в. Рядом найдены фрагменты серебряной оправы с чеканным орнаментом.

Икона отыскана в частном доме, в помещении 39. Она передает в полный рост Божию матерь с Младенцем Христом на левой руке в арочном обрамлении на тоненьких сдвоенных колонках, и та особенность, что изображение мало смещено налево, не говорит о просчет мастера, поскольку моделирования и рисунок достаточно идеальные (рис.

3). Стеатитовая икона Богоматери Дексиократусы с Младенцем Христом на правой в подобном обрамлении (15,2 х 8,9 см) XII в., Имеет подобную примету (Kalavrezou-Maxeiner 1985 г. 122-124, ре. 18 № 31).

Это произведение из музея в Штутгарте но имел иную личную манеру выполнения. Пластические формы Херсонес-кой иконы заметно напоминают неоклассические, другими словами финиша X в., Свойственные рельефам из слоновой кости в Утрехте и Люттиху (Wentzel 1972, S. 16, Abb.

11, 12). Исходя из этого не исключена возможность копирования тогдашнего примера, но средствами ком-нинивського времени.

Исходя из этого датировка XII в. думается найправомирнишим. направляться указать на находку совместно со стеатитовым пластиной кипарисовой дощечки с углублением для нее. Сказать же о неоспоримом причастность к изготовлению иконы местного резчика не приходится.

Однако в Херсонесе имел возможность трудиться мастер из громадного художественного центра, которого будущее закинула в Крым.

Из раскопок в Херсонесе 1937 происходит кроме этого стеатитовая с позолотой резная икона с изображением Благовещения (13,4 х 10,5 см). Она отыскана в жилом доме на IX поперечной улице в восьми фрагментах, почему ее не удалось реконструировать всецело. Как и Благовещение.

XII в. Стеатит, резьба, позолотапредыдущая икона, композиция арочное обрамление, но на витых колонках. Богоматерь сидит на троне под балдахином, к ней приближается архангел Гавриил, благословляя ее правой, в левой руке он держит расцветший жезл.

В центре композиции пальма с медлено изогнутым стволом, вверху — сегмент неба с лучами и надпись на греческом — ХЕРЕТИСМОС, произносимое архангелом. Фигуры изысканных пропорций, с применением в моделировании узкой графической линии, нимбы и мутака на троне покрытые растительным орнаментом с мотивом равномерно изогнутого стебля.

Не смотря на то, что резьба выполнена относительно в низком рельефе, оно не создаёт впечатления плоского через искусно моделируемый количество без широких плоскостей. Идеально ровным покинуто лишь фон, на котором четко воспринимается все, обозначенное рельефом.

По всем показателям произведение принадлежит к лучшим примерам пластического мастерства XII в. цареградского круга. Ближайшей аналогией есть фрагмент стеатитовым иконы с Рождеством и Благовещением Христовым в Музее Бенаки в Афинах.

К продукции той же мастерской обязана принадлежать стеатитовая икона (17,5 х 13,4 см), отысканная в Херсонесе 1956 при раскопках дома св. Георгий. XII в. Стеатит, резьба, полихромия, позолота.

Национальный заповедник «Херсонес Таврический»XIII-XIV вв., С изображением св. солдат Феодора, Георгия и Димитрия, с полихромией . Выполнена она так же в XII в. и имеет арочное обрамление со «спиральными» колонками. Типологически схожие обрамление среди херсонесских находок зафиксированы только два раза: на фрагментах громадной Puc5иконы Христа Пантократора и на лишь упомянутой иконе Благовещения.

В целом таких примеров в византийском материале мало, исходя из этого их классификация не дала желаемых результатов и только фиксирует имеющиеся варианты. Тематически и композиционно рельеф воспроизводит одну из византийских икон.

Привлечение к схеме расположенного вверху бюст Христа, коронует мучеников-солдат, говорит о связи с византийской императорской иконографией. Форма щитов, на каковые опираются Георгий и Димитрий, соответствует реалиям византийского оружие в царствование Мануила Комнина (1143 — 1180).

Нимбы декорированные веточкой с акантовыми страницами. Усиление в разработке подробностей графической линии свидетельствуют в пользу исполнения иконы в последней трети XII в., Как и иконы (фрагмент-вана) четырех св. солдат с Деисусом, отысканной вблизи Агари в Аджарии.

Популярность этих образов привела к изготовлению нескольких типологически вторых произведений, в том случае исторически связанных с Крымом.

Намного проще по композиции стеатитовая с позолотой и полихромией резная икона св. солдата (8,0 х 6,1 см) отыскана в двух фрагментах (без нижней части) в XXV квартале на северном берегу в первой половине 30-ых годов двадцатого века . Изображения без сопроводительного надписи, и его определяют как Димитрия либо Георгия. Прическа, казалось бы, склоняет к последнему варианту, не смотря на то, что время от времени подобно изображают и Димитрия, правда вооруженного клинком, а не копьем.

Представление о характерности аналогичной манеры выполнения повлекло датировки иконы XI в., Не обращая внимания на развитый Комниновское стиль, заставляет вычислять ее одновременной с упомянутой иконой Благовещения. По крайней мере между ними нет значительной отличия.

Действительно, обрамление упрощенного типа, а изображение в рост молодого солдата в подробностях высказывает большое количество неспециализированного с манерой выполнения прошлой иконы трех св. солдат. Такое сходство не может быть случайным, поскольку речь заходит о художественной продукцию определенной мастерской.

Но нереально решить, она была конкретно связана с Херсонесом, либо ее завезено византийской столицы.

Увидим, что в то время, когда речь заходит о Царьградском слое произведений пластического мастерства, нет никакой гарантии, что то либо иное произведение показался как раз в Константинополе, а не, скажем, в Фессалониках, уровень качества продукции которых практически не отличается от столичной. Об этом, например, свидетельствует с покон веков известна сланцевая с позолотой резная икона святых Георгия и Димитрия (19,9 х 14,0 см), отысканная в Херсонесе в первой половине 90-ых годов XIX века . Датируют ее в большинстве случаев XI-XII вв.

Первый исследователь данной Херсонес. Св. Димитрий и воины Георгий. Хи- XII в. Сланец, резьбы, полихромия, позолота.

Петербург, Эрмитажисключительно серьёзной достопримечательности  покинул подробное ее анализ, завлекая широкий круг сравнительного материала, что разрешило ему сделать вывод о Солунском происхождения иконы. Позднее было обнаружено исходя из этого еще одно подтверждение, в то время, когда стало известно в полной мере подобное иконографически и стилистически изображение св.

Димитрия на серпентиновой чаши того же времени в сокровищнице Сан Марко в Венеции. Сходится кроме того характерный жест, которым он вынимает клинок. Подобными средствами осуществлено и моделирования рельефа.

Всего херсонесская икона с выделено удлиненными фигурами и шепетильно обработанным рельефом несложной орнаментики создаёт чувство не столько действительности, как декоративности. В противном случае говоря, это необычный маньеризм, примеров которого мало возможно отыскать среди византийских произведений пластического мастерства указанного времени.

Но датировка обоих произведений возможно не окончательным, в случае если отыскать в памяти, что чаша была сперва датировано XII-XIII вв.

Фрагмент стеатитовым рельефа с головой Феодора Стратилата из композиции увенчанием св. солдат (10,0 х 12,5 см) есть частью большого произведения (возможный исходный размер иконы 23,0 х 19,0 см) и происходит из древних находок в Херсонесе. Известны иконографические аналогии, каковые разрешают составить представление об неспециализированной схеме.

Это по большей части кроме этого фрагменты композиции за исключением берлинской иконки XII в. (5,0 х 4,0 см). К этому же времени относится и фрагмент из Херсонеса.

Сочетание образов двух святых Феодора, по свидетельству византийской сфрагистики, взяло распространение в конце как раз XII в. В Херсонесе отыскано кроме этого пара небольших обломков вторых стеатитовым картин, стоящих внимания, учитывая статистику имеющихся тут изделий. Кое-какие из них должны принадлежать изображение св. Георгия диаметром 10,0 см; обнаружены площади у храма в Портовом районе в 1964 г.

В 2002 г. в Портовом квартале 2 Херсонеса отыскана стеатитовая икона Вознесения (4,5 х 3,6 см), которая дает предлог отыскать в памяти произведения, найденные 1936 г. на северном берегу Херсонесского городища, где прослежены следы пожаров XIII и XIV вв . Подобные произведения с той давешней находки до сих пор не привлечены в научный оборот, но известна еще одна аналогия, также со стеатитом (4,7 х 3,7 см), в Москве, датированная XIV в. Пластина, несомненно, относится к соответствующей серии, о чем свидетельствуют подобные по размерам, стилю а также манерой другие образки так же с торжественными сюжетами. Вопрос содержится в том, что снова полученный и столичный экземпляры такие подобные, как изготовленные по одной матрицей.

Помимо этого, известно керамическое воспроизведения этого же оригинала из болгарского Червена, не такое четкое и, возможно, изготовленное по глиняной форме. Икона по всем показателям относится к эре Палеологов, и ее датировка XIV в. в полной мере оправдано.

В случае если от художественной обработки таких добропорядочных материалов как кость и стеатит перейти к металлопластике, в какой-то степени дешёвой учитывая цену, то иногда оказывается громадная ориентированность херсонесских находок не на столичные образцы, как на восточные. На это показывают, например, типы крестов-энколпионов.

То же самое время демострируют другие крымские материалы. Время от времени в Херсонес попадали и выдающиеся произведения, о чем свидетельствует узнаваемый медный крест-энколпион финиша X — начала XI в. с инкрустированными серебром изображениями Божией матери Никопеи, Преображения и Вознесения.

Художественный импорт имел возможность в значительной степени определять характер местного художественного ремесла. Но со временем обстановка радикально изменилась, что кроме этого оказало влияние на стиль ремесленной продукции.

Puc8В Херсонес попадали кроме этого драгоценности, украшенные перегородчатой ??эмалью. Две такие пластины происходят из раскопок 1931 и 1936 гг. их датируют IX-X вв., если сравнивать с локализованными в Фессалониках.

На одной изображен фонтан с павлинами, на другой — птица. Ювелирные предметы учитывая сокровище сохраняются хуже, исходя из этого о художественной ценности средневековой металлопластики возможно делать выводы за изделиями из латуни.

В первой половине 60-ых годов двадцатого века на протяжении раскопок маленького храма IX-X вв., Много раз перестроенного и стёртого с лица земли в конце XIV в., нашли  медную пластину (22,0 х 23,5 см) из двух частей: на верхней — чеканная надпись на греческом, на нижней — бюст двух святых, высечены и обработанные гравировкой. Практически вся позолота потеряна.

По надписям, изображены мученики Луккилиан и Кир.

 Произведение относится к монументам малоазийской группы. Иоаникия, канонизированного 846 г., особенно чествовали в монастырях Вифинского Олимпа, в южной части прибрежной полосы Черного моря, в Каппадокии и Ликии; культ Луккилиана взял распространение в Вифинии.

Кир, замученный 311 г. в Александрии, известный как доктор-бессребреник, соответственно изображен с лекарственной коробкой, в руке — мученический крест. Похоже, что пластина с надписью и изображениями есть частью оформления архитрава алтарной ограды. Определенной аналогии ей имеется стенопись грузинской церкви Тариргзел  в Ипрари от 1096 с бюстами четырех святых а кое-какие стилистические показатели приближают ее к медной иконы Богоматери Одигитрии из собора в Торчело, датированной около 1200 г.

Медную чеканную икону архангела Михаилу (12,3 х 8,5 см) отыскано в Херсонесе до 1888 г.  В большинстве случаев ее датируют XI-XII вв. и связывают с Малой Азией . Практически всю плоскость заполняет фигура лоратного архангела с распростертыми крыльями, с лабарум и страной мира в руках. Хитон и императорский орнат шепетильно обработаны гравировкой, которую изначально украшали вставки из камней либо стекла.

Справа внизу фигура донатора с молитвенно протянутыми руками, именуемого в надписи Иоанном. Верхняя надпись обозначает архангела Михаила как Хониат, не смотря на то, что композиция заметно отличается от классической иконографии Чуда в Хонех.

Поднялся и вопрос о идентичности донатора данной иконы Иоанну, упомянутом в посвящении в церкви Вознесения в Гьореми. Изображение лоратного архангела Михаила под влиянием церемониала императорского двора распространилось в Византии в XI в. и скоро пробралось в металлопластика Грузии.

В том месте, как и на медной иконе из Херсонеса, видим воспроизведение определенного прославленного оригинала, нельзя исключать, связанного как раз с известным храмом в Хонех вблизи Иераполя фригийского.

Круглые углубления для икон-медальонов мраморного архитрава алтарной ограды XI в. в церкви преп. Луки на острове Эвбея  разрешают выяснить функциональное назначение медной чеканной с позолотой (диаметр 18,0 см) иконы с бюстом Христа Пантократора, отысканной 1932 г. в северной части Херсонеса вместе с каменной иконой св.

Георгия. Отверстия от гвоздей показывают, что пластина была закреплена на древесной базе.

Рельефное изображение выполнено умело, с применением резца. Погрудное изображение Христа Пантократора с закрытым кодексом в руке, что благословляет десницей, словно бы выходит из Бриж гиматия, распространяется в византийской иконографии

XI в. По нумизматическими данным, период его громаднейшей популярности приходится на время правления Константина VIII (1025-1028), но этим не исчерпывается, на что показывают камеи XI-XII вв. Верный, пара выделено графический рисунок херсонесской находки, с каллиграфическим воспроизведением паем волос и узких Бриж одежды скорее может свидетельствовать в пользу XII в.

Разумеется, таким же было назначение медной чеканной иконы с закругленным верхом с изображением Христа на троне (12,0 х 9,0 см), отысканной 1955 у алтарной ограде храма-усыпальницы в северном районе Херсонеса вместе с бронзовой лампадой. Массивность фигуры Христа практически «романского» вида, необычная выделена статуарность, особенности моделирования рельефа говорят о ее исполнении в конце XII либо в начале XIII в. Икона отыскана в фрагментированном состоянии (потеряны нижняя и левая части), исходя из этого ее размеры были больше.

Исполнение возможно назвать артистическим. Манера весьма отличается от характерной прошлым иконам.

Она тяготеет к Царьградскому стилю; ясное и обрамленноее в виде нити жемчуга. Изображение Христа Пантократора, что благословляет отведенной рукой, в византийском мастерстве известно с XI в., Что, например, свидетельствует номисма Исаака И Комнина (1057 — 1059), после этого появляется на монетах Алексия И Комнина (1081-1118).

Нельзя исключать, что воспроизведена их домашняя икона. Учитывая то, что херсонесская икона найдена ближе к юго-восточной стенке храма, у обгоревшего бруса алтарной ограды, высказанное предположение делается ответственным доводом, тем более, что по размерам и форме находку возможно сравнить с гнездом средней части мраморного архитрава XII в. алтарной ограде церкви монастыря преп.

Мелетия вблизи Мегары. По стилистике с этим произведением возможно сравнить отысканную в Херсонесе около 1896 медную чеканную позолоченную икону Божией матери Одигитрии (6,8 х 5,0 см) с греческим текстом молитвенного обращения, заполняет плоскость частично обломанного обрамления.

Но фигуры тут стройнее, почему особенно заметны мелкие ладони, как будто бы теряются среди одежды.

Около 1200 г. в пластическом мастерстве Византии случились заметные трансформации: рельеф получал показатели «красоты», которая стала определяющей и для композиции. Металлопластика словно бы частично теряла свойственные ей показатели материала требовав тщательной обработки.

Эти новые черты уже свидетельствует фрагментарно сохранившаяся композиция Воскресения, отысканная в Херсонесе во второй половине 90-ых годов XIX века (19,0 х 16,8 см), быть может, одежды для оправы Евангелия. К ней приближается вторая, с изображением Христа на троне в широком орнаментированном обрамлении, в котором размещены фигуры молитвенно обращенных ко Христу Иоанна и Богородицы Предтечи, Этимасии, и бюст святых-бессребреников (24,3 х 18,0 см).

Эта медная чеканная икона отыскана в 1955 г. в подвале в весьма поврежденном состоянии, с показателями закрепления на древесной базе. Иконография центрального изображения напоминает византийские произведения XII в.

Может показаться пара спорным вопрос в отношении местного происхождения упомянутых произведений, которые связаны с Херсонесом. Но не приходится отрицать кроме этого изготовление в том месте аналогичных вещей: это подтверждают находки медных матриц данной эры.

Образцы указанной продукции видятся и в Херсонесе, и в Киеве, а также в Поднепровье и западных русских почвах. Первым примером возможно медная кацея с рельефным бюстом Христа Пантократора.

Но куда занимательнее второй: медный крест начале XIII в. (24,5 х 9,5 см) византийского мастера, отыскан 1940 г. в квартале XVII северного района Херсонеса. Славянские сопроводительные надписи свидетельствуют, что продукция была запланирована на соответствующую среду.

В целом она не выходит из художественного контекста. Ареал распространения изделий неспешно уточняется через новые находки.

Обратим внимание, что херсонесская вещь сохранилась частично: потерянные фигуры Иоанна и бюст ангела Богослова. Эти утраты давешнего времени, потому что именно по этим изделием изготовлена ??копия, отысканная в Судаке.

Наровне с восточными от начала XIII в. прослеживаются и киевские кресты-энколпионы.

Отлично представлено и керамическое производство средневекового Крыма, в частности Херсонеса. Данный материал становился  много раз предметом опытного изучения. В херсонесском поливной керамике различают пара типов и многие группы.

Речь заходит о многообразии сюжетных композиций и орнаментики. Иногда весьма ощутимое влияние исламского мастерства, не смотря на то, что это в полной мере уникальные произведения.

Время от времени сюжеты «генетически» связаны с книжной миниатюрой — иллюстрациями светских литературных произведений. На характере крымской расписной керамики сказались долгие отношения с Византией, связи с Трапезундской империей, монгольское нашествие, из-за которой татарские  ханы стали полноправными хозяевами в юго-восточной Таврике.

Скоро крымская рисованная керамика стала весьма похожей на связанной своим происхождением с Ближним Востоком.

Иллюстрируя этапы этого достаточно процесса, стоит учесть опыт изучения продукции одной херсонесской мастерской XIII в. Речь заходит о круге сюжетов с в основном зооморфными мотивами. Помимо этого, неизвестно происхождение херсонесской посуды, украшенной в технике узкого сграффито: его отчизной была Фракия, откуда изделия привозили в Византию.

Вопрос о местных имитации импорта, наверное, остается открытым.

Источник: arheo-news.ru

Средневековое и византийское мастерство


Читайте также: