Защитить украинский прогресс — «экономика»

Защитить украинский прогресс - «экономика»

Два года по окончании Майдана

Каких побед добилась Российская Федерация?

The National Interest05.10.2016Сепаратисты ведут зачистку внутренней оппозиции

The Вашингтон Пост05.10.2016Ополченцами на Украине командует Российская Федерация

The Seattle Times03.10.2016

Не терпящий отлагательств финансовый кризис на Украине был решен, но ее экономика остается хрупкой, и так же, как и прежде испытывает недостаток в интернациональной помощи. В случае если новое украинское правительство остановится на достигнутом, удачи страны смогут быть утрачены.

Украина прошла продолжительный путь с момента Евромайдана, восстания 2013-2014 года. В то время, когда в феврале 2014 года экспрезидент Виктор Федорович Янукович бежал в Россию, украинская экономика была в состоянии свободного падения, понизив показатели на 17% всего за два года. внешний дефицит и Украинский бюджет уже стали непосильными и нуждались в кардинальной реструктуризации.

Так, агрессии со стороны России хватало, дабы подтолкнуть экономику к краю пропасти.

К концу 2015 года бывший премьер-министр Украины Арсений Яценюк уже добился большого прогресса в распределении финансов страны, но лишь в тех областях, за каковые он и его технократические реформаторы были важны.

Одной из самые важных областей был энергетический сектор. В первую очередь 1990-х годов украинские олигархи поразительно нажились от приобретения субсидированного газа по низким стоимостям и его продажи по повышенной ставке.

К тому же, за последние два года украинское правительство урегулировало цены на энергию и прекратило субсидирование (которое составляло 10% от ВВП и содействовало незаконным денежным потокам).

Эти меры были действенными: в прошедшем сезоне Украина сократила потребление газа более чем на 20% и экономит еще больше энергии. Правительство сократило собственный бюджетный недостаток с 10,5% ВВП в 2014 году до всего лишь 2,5% ВВП в 2015 году и сохраняет бюджетную дисциплину, переходя в следующий фискальный год.

Украина выкарабкалась из экономической дыры, которую помог вырыть Янукович. Для начала он создал неустойчивый недостаток по текущим расчетам, настаивая на завышенном обменном курсе для украинской валюты, гривны.

По окончании того, как в ноябре 2013 года правительство Януковича было вынуждено перейти на плавающий обменный курс, гривна упала до одной трети от ее прошлого значения по отношению к американскому доллару цены на источники энергии увеличились, а инфляция быстро возросла, достигнув 61% в пересчете на год, на апрель 2015 года.

Практически три года спустя Украина выплачивает собственные внешние платежи. НБУ (НБУ) берёт зарубежную валюту для поддержания стабильности обменного курса, и это снизило инфляцию до всего 8% (по состоянию на август) методом постепенного понижения ставок и ослабления валютного регулирования.

При администрации Януковича коррупция приняла угрожающие масштабы во всей украинской банковской совокупности. Обладатели банков выдавали 80-90% кредитов сами себе и применяли деньги, дабы приобрести больше банков.

С того времени глава Национального Банка Украины Валерия Гонтарева добилась большого прогресса в очистке данной отрасли, закрыв 80 из 180 украинских банков. Еще пара маленьких банков предстоит закрыть.

Украина не имела возможность достигнуть этого самостоятельно. В феврале 2015 года страна была на грани экономического кризиса, потому, что ее интернациональные золото-валючные резервы быстро упали до всего лишь 5 миллиардов американских долларов, а падение ее обменного курса ввергло клиентов в панику.

МВФ спас экономику, предоставив 5 миллиардов, а украинские интернациональные резервы на данный момент увеличились до 14 млд дол. Более того, потому, что Украина в прошедшем сезоне добровольно реструктуризировала долг частного сектора, платежи по обслуживанию останутся на низком уровне до 2020 года.

Но, не обращая внимания на эти большие экономические успехи, микроэкономический прогресс Украины был скромным. Правительство улучшило корпоративное управление в национальных энергетических компаниях и создало национальные базы данных, дабы отслеживать процесс закупок и принадлежность компаний.

Но экономика все еще через чур жестко регулируется, и более 1800 национальных фирм страны должны быть приватизированы.

Что более принципиально важно, Украине нужно усилить главенство закона. Правительство предложило реформы судебной системы, дабы уменьшить судебное преследование коррупции, но оно сталкивается с тяжелым сопротивлением со стороны ветхого истеблишмента.

В августе спор между сотрудниками генпрокуратуры и участниками нового Бюро по борьбе со взятками перерос в кулачный бой.

В апреле президент Петро Порошенко сместил Яценюка, с которым он вошел в конфликт, и заменил его на собственного человека, бывшего спикера парламента Владимира Гройсмана. Порошенко объявил, что Гройсман будет более действенным в управлении парламентом, но случилось обратное — парламент принял лишь 11 из 177 законопроектов правительства Гройсмана.

В последние месяцы новое усилия и законодательство по проведению реформы зашли в тупик, а обменный курс начал опять падать. С августа 2015 года МВФ не выделил никаких средств, но в прошлом месяце он одобрил кредит в размере миллиарда американских долларов, что помогло стабилизировать обменный курс.

Ожидается, что за траншем МФВ США предоставят миллиард долларов кредитных обеспечений, а ЕС — 673 миллиона долларов макрофинансовой помощи.

Запад предлагает новое финансирование, поскольку Украина создала публичную базу данных доходов и активов чиновников. Следующим требованием Запада, возможно, будет назначение Украиной свободного регулятора в энергетике.

Но значительно большее будет нужно сделать для стимулирования роста поизводства, что, по оценкам МВФ, в текущем году достигнет мизерной ставки в 1,5%.

Одновременно с этим многие украинцы доведены до нищеты. Официальная зарплата в долларах в среднем упала на 60% если сравнивать с 2013 годом до жалких 200 долларов в месяц, что образовывает одну восьмую от уровня заработной платы в соседней Польше.

Сейчас многие юные украинцы видят лучшие возможности в эмиграции либо в теневой экономике.

Что еще хуже, украинцы знают, что коррупция остается эндемичной, и что в разрушении структуры власти ветхой элиты был достигнут незначительный прогресс. По мере того, как люди томятся в войне и нищете, призыв популизма будет расти, как мы уже видели на всем Западе в течении этого года.

С приходом свежего финансирования у нового правительства раскрываются возможности протолкнуть радикальные реформы и дать толчок экономическому восстановлению. В другом случае оно рискует внеочередными выборами парламента весной следующего года, каковые оно может не пережить.

Андерс Аслунд — научный сотрудник в Атлантическом Совете в Вашингтоне (округ Колумбия) и создатель книги «Украина: что пошло не так и как это исправить».

Обман научного прогресса. Закон времени не работает (Познавательное ТВ, Артём Войтенков)


Читайте также: