Ангел с топором

Ангел с топором

«НЕДУРНО, недурно», – приговаривала я в стиле XIX века, усаживаясь для просмотра восьмисерийного телефильма Дмитрия Светозарова «наказание и Преступление». Наряду с этим сопереживала не столько персонажам (эту вещь Достоевского я знаю практически наизусть), какое количество режиссеру.

Так как к экранизациям классики у нас традиционно относятся очень ревниво, роман входит в школьную программу, его просматривали миллионы, была известная картина Кулиджанова с Тараторкиным в ключевой роли. А Дмитрий Светозаров в новые времена трудился по большей части на сериалах, и трудился честно, профессионально – чем же нехорош фантасмагоричный и комический «Агент нацбезопасности», спрашивается?

Но «собственные», авторские, фильмы он не снимал в далеком прошлом, а среди них случались очень интересные. И пробил час!

Вот и нужно выходить на сцену зрительского внимания и обосновывать, что ты – сын классика советского кино Иосифа Хейфица не только по крови, но и по духу.

В первую очередь отмечу высокую постановочную культуру новой экранизации Достоевского – она приблизительно на уровне британских сериалов по Диккенсу. Доброт­но, шепетильно подобрано все – от панорам Санкт-Петербурга до небольших подробностей наподобие дверного крюка и колокольчика в квартире старухи.

Все храбрецы одеты соответ­ственно указаниям автора. В тексте – ни мельчайшей отсебятины. По окончании просмотра фильма школьник может смело идти на экзамен, а это не по окончании каждой экранизации случается. (Сравнительно не так давно мы видели «Храбреца отечественного времени», где Вера и Печорин ночью полуголые плавали в нарзане – так по данной картине экзамен-то возможно легко завалить!)

Передает ли новое «наказание и Преступление» целый количество мысли автора? Нет.

Это щекотливая и уважительная, но – интерпретация. Ее основная мысль, как я осознала, связана с главным тезисом героя романа, Родиона Раскольникова, о людях обычных и неординарных.

Раскольников в исполнении красивого Владимира Кошевого – вправду неординарный человек. Такие всегда были в кабаках и монастырях, на баррикадах и в подполье, другими словами на всех полюсах ужасной русской истории, и везде были «на передовой».

Спивались – с размахом, подвижничали – до святости, бомбы метали – лишь в царей. Бледные маньяки, не желающие ничего обыкновенно-земного, ангелы с топорами, которых терпеливо караулит линия, носители безграничного, гордого, обычно преступного духа.

Эта маниакальная, исступленная, извращенная русская духовность замечательно символизирована актером: особенно ясно он усмехается, как раз как маньяк Достоевского – узкой, беспричинной, полубезумной усмешкой.

А около отечественного неординарного храбреца – обычные люди: и хорошие и без того себе, и обреченные на несчастье и, быть может, радостные в будущем, и добряки и подлецы. Но – без топора, топора они в руки не заберут.

Кроме того гаденький лощеный государственный служащий Лужин (Андрей Зибров) не заберёт. В исполнении этих ролей многие артисты очень сильно отличились – и обаятельный, радостный Сергей Перегудов (приятель Раскольникова Разумихин), и неповторимой силы переживания Юрий Кузнецов (Мармеладов), и надрывная Светлана Смирнова (Катерина Ивановна), и несчастная умная Елена Яковлева (мама Раскольникова), и чистосердечная, ищущая «креста» Полина Филоненко (Соня), и многие другие.

Фильм населен близко, в любом уголочке кишит разнообразная судьба, созданная режиссером с обстоятельностью практически физиологической, совершенно верно из картин живописцев-передвижников. Это верный контраст: непонятная и ненужная храбрецу кипит жизнь около пустынного острова и «одинокого» его больного духа, ненавидящего эту жизнь.

Такое случается с мыслящими людьми, и частенько. Вопрос лишь в мере презрения к судьбе, в том, остановится ли человек либо отправится до конца.

Русский ответ на данный вопрос – трагичен. Это было так, и это так и осталось.

Неординарные, мыслящие люди в Российской Федерации через чур склонны ненавидеть «обыкновенность», впредь до правонарушения. Громадной успехом выясняется, в то время, когда для того чтобы человека получается загнать в христианство, приспособить к церковной судьбе, изолировать в монастыре. В противном случае он большое количество бед наделать может

Особняком стоит Порфирий Петрович (Андрей Панин). Панин играется неровно, не все сцены ему одинаково удались, но играется он интересно. Он рассматривает «неординарного» Раскольникова с неприязнью, завистью, брезгливым отторжением и восторгом.

Он изо всех «обычных» – самый умный, самый умный, самый ловкий. И самый артистичный: кривляется с наслаждением а также, думается, самую малость практикует внушение и гипноз.

Его должность – ограждать мирную судьбу от таких вот ангелов с топорами, не смотря на то, что саму жизнь он, думается, ценит лишь тогда, в то время, когда в ней заводится настоящий азарт игры. Но он не побеждает Раскольникова, а только заманивает в ловушку.

А победить маньяка нереально. Он остается при собственных убеждениях – не добрый, гордый, плохо красивый и вечно страдающий.

Один окончательно, на аршине пространства, убравший двумя взмахами топора всякую возможность , обучаться, помогать родным, обожать, трудиться. Это все – для хорошего юноши Разумихина.

А тут завелся и вьется узкой каторжной тропой второй путь – путь извращенного духа, звенящего кандалами, ищущего «наказания и преступления». И наказание не в кандалах.

А в глухом неизбывном страдании души – так как в случае если ум, дух даются не всем, то душа дана всем и правонарушения она не выносит. Вот и солидный, насмешливый барин Свидригайлов (Александр Балуев) казнит сам себя, а ведь что бы не жить в сытом разврате.

Нет, у Достоевского не увернешься от расплаты.

Возможно, данный фильм лучше наблюдать на диске, потому, что милые вставки современного рекламного идиотизма в этом случае смотрятся особенно ужасающе: тут тебе старуха падает окровавленная и преступник с блудницей просматривают Евангелие. И внезапно раз – выпивайте «Активию» либо «Пассивию», не припомню.

Хорошо, но, отечественный приятель Достоевский нам и это забудет обиду. Он же первый заявил, что люди – бедные, бедные

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Стольный ГрадЪ-Бери топор


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: