Белый слон для чёрной дыры

Белый слон для чёрной дыры

Раз в год Гильдия киноведов и кинокритиков присылает мне анкету, по результатам которой формируется наградной перечень премии «Белый слон». Каждый год меня любезно извещают об огромных залежах где-то пребывающего отечественного кино.

Оказывается, в 2014 году завершено 80 (прописью – восемьдесят) отечественных картин. Не нужно кричать – где, где? Сами понимаете ответ

С кино дело обстоит так: ежегодно кто-нибудь из классиков (режиссёров, прославившихся ещё при СССР) производит новую работу, и эти фильмы как-то где-то засвечиваются: на фестивалях, в прессе, кроме того в прокат время от времени выходят. В 2014 году зритель всё-таки имел возможность заметить «Тяжело быть всевышним» А. Германа, «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» А. Кончаловского и «Солнечный удар» Н. Михалкова.

Действительно, последние два фильма продемонстрировали по телевизору, внезапно ставшему на миг транслятором культуры. А вот ещё одному классику, Александру Митте, пока не повезло – где, спрашивается, его картина «Шагал – Малевич»?

Как мне заполнять анкету Гильдии критиков, в то время, когда я фильма не видела, а что если в том месте притаилась «лучшая мужская роль»? Мужчины у Митты неизменно прекрасно игрались.

В большинстве случаев, не считая классиков имеется ещё пара-тройка счастливчиков, чьи имена «на слуху», и без того или иначе их произведения возможно найти. К данной категории относятся, скажем, В.Г.

Германика («Да и да»), А. Преподаватель («Восьмёрка»), А. Никонова («Велкам Хом») и, само собой разумеется, Андрей Звягинцев. Но его «Левиафана» не видели кроме того кинокритики, с ним привычны лишь фестивальные журналисты.

В гильдии встал вопрос, включать ли по большому счету картину в перечень.Либо «махнуть не глядя»? Покинем проблему на совести кинокритиков.

Моя совесть не разрешает оценивать фильм до его просмотра.

В перечне картин, произведённых в 2014 году, имеется продукты, предназначенные для показа в больших торговых комплексах и в полной мере свободные, на мой взор, от санкции критического взгляда. С тем же успехом возможно разбирать попкорн и колу.

Это, в большинстве случаев, изделия отечественной жутковатой индустрии юмора, наполненные лучезарным оптимизмом, до которого на большом растоянии кроме того признанному национальному эталону – «Кубанским казакам» Пырьева. Ясно, что ловкие руки «Квартета И» окажутся более мастеровитыми (фильм именуется «Стремительнее, чем зайцы»), чем халтурные манипуляции М. Воронкова с «Кавказской пленницей».

Но в любом случае все эти «Ёлки-3» и «Горько-2» не нуждаются ни в каком «киноведении». Просматриваешь, допустим, перечень лиц, трудившихся над картиной «Чемпионы», – «сценарист Э. Никогосян, режиссёр Э. Никогосян, в ролях – С. Андреасян, Г. Андреасян», и вспоминаешь, что, думается, С. Андреасян был «режиссёром» фильма «Служебный роман.

Отечественное время». Ну-ну. Как сказал храбрец Джигарханяна в «Месте встречи» – «Линия с вами, банкуйте!»

А за вычетом классиков, имён «на слуху» и кинопопкорна у нас остаётся чёрный глухой массив фильмов, каковые, чуть появившись, бодрым шагом идут в никуда. Совершенно верно такая же история была и в 2013 году, и в 2012 году и т.д ничего не изменяется.

За 14 лет нового тысячелетия у нас, по всей видимости, произведено свыше тысячи фильмов для никого. Малую часть их одно время демонстрировали в программе «Закрытый показ», и не без пользы для зрителя: многие открывали для себя отечественное кино, спорили, думали.

А сейчас мне остаётся только предпологать над таинственным перечнем – что это, где это?

«Бесы». Дебют. Сц. и прод. Роман Шаляпин, Евгений Ткачук. Реж. Роман Шаляпин. В ролях: Евгений Ткачук

«Вкус Америки». Сц. Адрианн Вейс. Реж. Ефим Грибов. В ролях: Семён Стругачёв

«Всё и сходу». Сц. и реж. Роман Каримов. В ролях: Александр Паль

«Дар». Сц. Маргарита Смирнова, Сергей Карандашов. Реж. Сергей Карандашов. В ролях: Вася Иванов, Галина Тюнина

И тому подобное, я же говорю – 80 фильмов, из которых я видела не больше десятка, и не из лени, а вследствие того что видеть мне их было решительно негде. Итак, идёт безостановочное производство кинопродукта, что не поступает ни на прилавки, ни в спецраспределитель, он остаётся практически полностью «на складе».

Затоваренная бочкотара, как и было сообщено. Это с одной стороны.

А с другой – десятки каналов, которым по большому счету, думается, нечего показывать. Крутят одинаковые сериалы весь день по 10–15 серий подряд. «Шерлок Место» и «Холмс встречи поменять запрещено» заканчиваются на одном канале в этот самый момент же начинаются на втором.

Ветхий коммунистический хлам вперемешку с классикой идёт под гордым лейблом «Легенды отечественного кинематографа».На питерском канале 100 изобрели несусветное: показывают, совершенно верно издеваются, «норвежское медленное телевидение» – весь день – 24 часа – горит камин либо идёт корабль по каналу. Это в городе, где ежедневно – десятки культурных событий, остающихся без всякого внимания ТВ.

В случае если телевидение полностью потеряло и суть, и цель, и энергию, возможно, ему стать несложным транслятором культуры, хоть какая-то польза будет от пыхтящих в космосе дорогостоящих спутников, снабжающих бесперебойный показ «Ивана Бровкина на целине»? Хотя бы по окончании полуночи, но продемонстрируйте нам, в итоге, современные русские фильмы, изготовленные на национальные деньги.Так как за глухой бесславной участью «кино в никуда» поднимаются настоящие судьбы обычно гениальных людей, каковые не смогут нормально развиваться в воздухе равнодушия.

Мастерству нужен живой отклик, необходимы споры, дискуссии, оценки, необходимо публичное внимание.

Разве так тяжело сделать – Министерству культуры, Фонду кино, Альянсу кинематографистов – хотя бы обычный сайт, где зритель имел возможность бы отыскать современное русское кино? Так как у нас уже имеется режиссёры, снявшие три-четыре небезынтересные картины и неизвестные никому, не считая друзей по соцсетям.

Имеется фигуры, прочно закрытые только в «фестивальной клетке», которая, кроме того будучи золотой, всё-таки клетка. Это, наконец, легко бесхозяйственно – создавать кино и нигде его не показывать.

Этому безобразию пора положить финиш.

Так что, коллеги по Гильдии кинокритиков, я на вопросы вашей анкеты отвечать не могу, не имею никакого права. Кино за 2014 год для меня осталось тайной.

Я не могу присуждать «Белого слона» чёрной дыре.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Что, В случае если ЧЕРНАЯ ДЫРА столкнется с БЕЛОЙ ДЫРОЙ?


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: