Большой театр отреставрирован
28 октября состоится праздничное открытие обновлённого Громадного театра – благодаря прямой трансляции по телевидению оно может стать всеобщим. Но отдельные любопытствующие из СМИ уже обошли «Громадной-пребольшой», дабы первыми определить: на что ушли 6 лет и 21 миллиард рублей?
Что прекрасно, то прекрасно
Обновление Громадного складывается из двух частей: реставрация и реконструкция. Реконструкция достаточно затейлива.
Удачно выкроена Верхняя сцена, просторная, эргономичная, где может разместиться целый оркестр и где легко репетировать кроме того какой-нибудь очень сильно многофигурный балет. А вот Подземный концертный зал скорее поразил как непонятная диковина.
Он стилизован под греческий амфитеатр, различные части планшета, формируя пространство, опускаются на глубину. Эффектно, но зал громадный, как зимний период будет отапливаться?
И что в том месте играться, под землёй, – реквиемы?
Новый Громадный приспособлен к зрителю с ограниченными возможностями: человек на инвалидной коляске может разгуливать по всему строению, а в зале для него отведены особые места. Слабослышащим и слабовидящим также предусмотрены собственные места – близко к сцене.
Да здравствует всемирный, добравшийся и до нас гуманизм!
Новые гримёрные помещения оборудованы уборными и душевыми, и уже не будет необходимо артистам толпиться в очереди к единственной кабинке на коридор, как в период СССР. Всё сверкает и переливается, кроме того технические лестницы облицованы мрамором.
Скользко! Не подвернут ли ноги в балетках отдельные прыткие танцоры? Я бы всё ж таки постелила побольше дорожек.
Тут доблестному директору Громадного Анатолию Иксанову нужно сделать выбор между безопасностью и блеском.
Что до реставрации, то она сделана по-русски в лучшем и высшем смысле этого слова. Сделана в том страстном напряжении души, в том благословенном порыве к идеалу, в котором трудились великие русские мастера. Их собрали по всей России – более трёх тысяч людей.
Скульпторы, художники, декораторы, золотых и хрустальных дел мастера, целый город мастеров со всего Отечества смог собраться для великого ответственного упрочнения – вернуть императорский театр.
Дворцовые ткани из шёлка делают во всём мире только 17 дам из Ветхо-Спасского монастыря в Москве, в сутки выходит маленькой кусочек. А для обивки Императорского фойе и Царской ложи необходимы были много метров!
Позолоту в зале наводили по древним рецептам, и протирать её направляться особой беличьей кисточкой. Точили узкие, прозрачные вазы из алебастра в Белом фойе, ваяли фигуры Атлантов в зале – лишь из папье-маше, не из гипса, чтобы не портить акустику Меньше, мастера, что именуется, «оттянулись», – в то время, когда ещё возьмёшь таковой удачный заказ.
И расстарались – красиво до слёз, причём дорогой, тщательной, «императорской» красотой.
Для для того чтобы театра ещё нет репертуара
И вот стоит он, голубчик, целый сияет хрусталём и золотом, воссозданный так любовно и шепетильно – и, как в одном романе Кинга, ожидает приближающегося будущего. Вот уже встрепенулись обрадованные калеки, размечтались врачи и провинциальные учителя – эх, посмотреть бы! – да и громадные госслужащие себе черкнули: в обязательном порядке посетить.
В душе, в избе и в стране должен быть «красный уголок», чистое место для мечты и радости, пускай им будет Громадной, обновлённый подвигом мастеров.
Но что будет идти на данной прекрасной сцене? Для неё до тех пор пока нет никакого репертуара. Не считая, очевидно, балетов Григоровича. На каковые, фактически, и будет ломиться публика в ближайшее, да и в отдалённое время.
Дирекция это замечательно осознаёт, и Юрий Григорович уже трудится над осуществлением на обновлённой сцене «Спящей красавицы» и «Щелкунчика». Напоминаю, как богиня справедливости, что великого балетмейстера из этого выжили в 90-х годах и всё это время оскорбляли в прессе, как какого-либо мошенника.
Всё чтобы очевидная истина снова воссияла: Григорович не только классик, но и неутомимый, несравненный работник.
Что до оперных и балетных новаций последней «пятилетки», то им, по-моему, самое место на Новой сцене, которая так выручила Громадной во время реконструкции. Никаких особенных новаций в действительности не было: шла ориентация на среднюю европейскую моду.
По всей Европе идут, скажем, оперы, где персонажи Моцарта фигурируют в джинсах, а люди Верди – в какой-нибудь тоталитарной униформе. Как не надоели все эти режиссёрские фокусы, неясно. Да и не след нам оглядываться на среднюю евромоду!
Они, может, напротив, на нас посматривают в надежде – может, русским удастся вырулить из постановочного тупика, а мы – В том же направлении.
Первой ласточкой на обновлённой сцене заявлена «Людмила и Руслан» Глинки в постановке Д. Чернякова. Надеюсь, что узнаваемый и гениальный режиссёр как-то сумел преодолеть некое присущее ему недоверие к цвету (преобладание серого и белого в его спектакле «Жизнь за царя» в Мариинке кроме того наводило на идея о цветоаномалии режиссёра).
Не воображаю себе «Руслана и Людмилу» Глинки, да ещё на обновлённой сцене, и без сочного цвета. Тревожусь и за персонажей и за сюжет – отыщу ли привычное?
Так как в «Евгении Онегине» Черняков решил Онегина дуэли и сцену Ленского как несчастный случай при неосторожном обращении с ружьём. Само собой разумеется, ему хочется сбить штампы, преодолеть рутину.
Но наряду с этим нет-нет да и повреждается сама база «ткани» оперы.
А ведь интерес к жанру нисколько не угасает, наоборот: опера деятельно пробралась в телеэфир («Призрак оперы» на Первом, конкурс молодых оперных певцов на «Культуре»). Мне, кстати, весьма интересно, как глубок и фатален конфликт дирекции Громадного и Галины Вишневской?
Не было бы разумным привлечение её Оперного центра к новой судьбе театра? Всё-таки в делах неспециализированной значимости прекрасно бы находиться выше амбиций и личных обид.
Управление Громадного имело возможность бы, на мой взор, пойти занимательным путём: к примеру, пригласить для постановок крепких мастеров, каковые уже руководят любой своим театром. Они имели возможность бы поработать на Большой в качестве творческого «оброка», что ли.
Порадеть для основной сцены. Таковы: А. Титель, основной режиссёр оперы Немировича и имени Музыкального театра Станиславского-Данченко; Д. Бертман, создатель «Геликон-оперы»; А. Петров, художественный руководитель Детского музыкального театра «Зазеркалье», найдутся и другие.
Страстная тщательность, с которой совершена реставрация, требует хоть какого-либо соответствия репертуара, не правда ли?
Для для того чтобы театра ещё нет страны
Но основное несоответствие нового Громадного лежит ещё глубже: вид императорского театра восстановлен тогда, в то время, когда обстоятельства, приведшие к его расцвету и появлению, потеряны.
Как жить императорскому театру без империи? Как муляж, дорогое чучело, мираж в пустыне?
Вот придут в зал десятки некомпетентных в основном государственныхы служащих и другая «элита». В просторной Царской ложе уместятся разом и пан спортсмен, и пан юрист, рассядутся в партере недопосаженные олигархи с жёнами, упрямо тянущимися к красивому Все в пиджаках, без мундиров, без орденов.
Никакого блеска. Это для них корпели ткачихи из Ветхо-Спасского монастыря, для них пришивали много позолоченных «лавровых» листочков к дверям Императорского фойе, каковые нужно обмахивать беличьими кисточками?
Для них трудился, в экстазе творческого упорства, город чудесным образом выживших русских мастеров?
Нет, очевидно: реставрация Громадного – наилучшее начало для реставрации монархии. Годом ранее (см. «АН» от 2 ноября 2010 г.) был назван метод решения проблемы.
Путём приглашения на трон британского принца Гарри (Генри), молодого энергичного человека, близкого родственника семейства Романовых.
Возможно так, возможно в противном случае, но как-то нужно – неторопливо, шепетильно и последовательно. Запрещено нам жить идеей о том, что мы должны большое количество и прекрасно произвести, а позже дружно и радостно съесть. Нет грезы.
А какие конкретно смогут быть на свете русские люди без грезы! Забери у нас страсть, артистизм, порывы к совершенному, свойство мечтать наяву – и кто мы такие
Блистательная реставрация Громадного театра обнадёживает – быть может, у нас ещё остались силы на предстоящее продолжение истории?
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Громадной 2017 Фильм-драма Валерия Тодоровского. лучшие в хорошем качестве