Чайка оглохла
То, что зритель слышит, — вправду пьеса германского драматурга со широко известными зонгами (песнями) Вайля (сочинено во второй половине 20-ых годов двадцатого века). Это помой-му храбрецы, ситуации, мысли Брехта. Но — в новом переводе.
Где все переведено вниз, на огрубление выражений, на вульгаризацию лексики. Тут уже не поют «сперва хлеб, а нравственность позже» — но обязательно «вначале жратва, ну а позже мораль». Узнаваемые слова на букву «ж» и букву «б» тут мы встречаем на каждом шагу.
Меня, выросшую в новостройках, этим не поразишь, а вот каково приходится вышитой на занавесе МХТ чайке, возможно лишь догадываться.
Но, и МХТ уже давно не женщина, как говорится. В его широком и разнообразном репертуаре имеется и пьесы, очевидно идущие вниз, на потеху черни.
Так что никаких сенсаций — пытка чайки длится уже пара лет.
Никак нельзя сказать, что спектакль Кирилла Серебренникова лишен формы и смысла. Нет, в отличие от его беззащитных опусов в «Современнике» «Трехгрошовая опера» придумана энергично, с аттракционами и трюками.
Не обращая внимания на унылую, по большей части черно-серую цветовую гамму спектакля (подозреваю, что у К. Серебренникова, как и у новатора оперы Д. Чернякова, — цветоаномалия), в нем имеется занимательные фокусы. Храбрецы вращаются в клетках и тележках из супермаркета.
Арестованный преступник Мэкки томится в огромном павильоне из оргстекла (где справляет потребность в ведро, но спиной к публике). В финале появляется большой скелет человека верхом на скелете лошади — так изображен вестник короля.
А Мэкки, подвешенный на лонже, уходит по ковровой дорожке вверх, будучи расположенным горизонтально (другими словами оптически мы как бы наблюдаем на него сверху)…
А суть? Смыслами управляет создатель, другими словами Брехт, что в Российской Федерации получается очень редко.
Может, лишь Юрию Любимову на Таганке он удавался по-настоящему, по причине того, что через сюжет всегда были видны умные яркие личности актеров…
Воздействие «Трехгрошовой оперы» происходит якобы незадолго до коронации в Англии, персонажи носят британские имена. Обладатель компании «Приятель бедного» Джонатан Пичем, заведующий всеми побирушками в собственном районе, сажает в колонию преступника Мэкки, что имел наглость жениться на его дочери.
Сюжет трехгрошовый, по причине того, что основное в данной пьесе — звучащий отовсюду остроумный и гневный голос автора. Так как это — поэтическая сатира о состоянии мира незадолго до нацизма.
О мире, наполненном разложившимися, бессовестными людьми. Дабы сыграть это на данный момент, также необходимы умные лица, необходимы личности. Но личности актеров запрятаны за похабными масками.
Актеры играются «по большому счету». Николай Чиндяйкин — «по большому счету» коренастый ушлый воротила, Марина светло синий, покалеченная накладными толщинками, — «по большому счету» попивающая мамаша, Константин Хабенский — «по большому счету» храбрец в костюмчике.
Энергетика его ослаблена, личность не чувствуется. Но он прилежно делает функцию храбреца. Но, при виде Хабенского женская часть публики начинает так ликовать, что и стараться не нужно. Что недоработал актер, сделает его медийная слава…
А невеста Мэкки Ксения Петрова-Глинка — по большому счету разбитная женщина. кроме того без личностных особенностей. Да и для чего они?
Храбрец все равно в собственности не ей, а публике.
Режиссер помой-му наполнен отвращением к судьбе людских уродов в развратном мире. Его любимая мысль о том, что всю землю — бардак, все люди — б… само собой разумеется, копеечная и неверная к тому же.
Но если она выражена художественно, хорошо. Но отечественный режиссер выразить собственный отвращение может лишь трюками и кривлянием актёров.
Не хорошо с дикцией, в особенности у молодых актеров. Не хорошо с сценическим движением и чувством ритма — пластика некрасива, невыразительна.
И особенно не хорошо с вокалом, а ведь это музыкальный спектакль. В нем участвуют музыканты и певцы «Столичного ансамбля современной музыки». Но по большей части на сцене поют актеры в образе персонажей, как и предусмотрено автором.
Режиссер постарался обыграть не сильный вокал, изобразив дело так, что все происходящее — это пародия на мюзиклы 70-х годов, с их храбрецами, приваренными к микрофону и воющими в круге света. Ну я-то видела мюзиклы 70-х годов в Ленкоме у Захарова, в театре Ленсовета у Владимирова. не забываю, как пели тогда Фрейндлих и Караченцов, и прошу прощения за резкость у старательно кричащих артистов МХТ, но так петь неприлично.
У энергичного режиссера легко какая-то аллергия на профессионализм. Вот для чего он сам стал и соавтором сценографии, и живописцем по костюмам?
Дабы развернуть рулоны любимого им тёмного и прозрачного полиэтилена и замотать в них некоторых персонажей?
Новую «Трехгрошовую» в МХТ не назовешь халтурой — во всем виден труд, кроме того усердие. Для самодеятельного коллектива таковой спектакль был бы интересным событием.
Но для опытного театра…
В прошедшем сезоне МХТ отмечал собственный 110-летие, и, нужно подметить, все 110 лет много гениальнейших людей кидали собственную жизнь в топку данной сцены. И МХТ вправду был образцовым художественным русским театром.
Данный бренд создан не сейчас и не теми, кто определяет на данный момент художественную политику в Камергерском переулке. Необходимость обновления очевидна — но любое обновление МХТ обязано проводиться на художественном уровне, превышающем вкусы безграмотной толпы.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
REVENGE OF OLIVIA