Через кчр не проходит ни одной федеральной трассы, нет аэропорта: эксперт — «экономика»

Через кчр не проходит ни одной федеральной трассы, нет аэропорта: эксперт - «экономика»

Борис Урусов. Фото: kavpolit.comВ 2017 год Карачаево-Черкесия вступила с грузом долгих нерешенных социально-экономических и инфраструктурных неприятностей.

В первую очередь, транспортных.

«Через Карачаево-Черкесию не проходит ни одной федеральной автострады, нет ни одного действующего аэропорта, нет пассажирского ЖД сообщения с Москвой, — заявил русским СМИ политолог из КЧР Борис Урусов. — Инфраструктурные неприятности КЧР решаются в Москве и очевидно не сводятся лишь к финансированию — существуют и другие мысли, предположительно, впредь до военно-стратегических. Исходя из этого нет до сих пор ни дорог, ни аэропорта, кроме того не показалось прицепного ЖД вагона до Москвы».

«NOVOSTI-DNY.Ru» напоминает, что в центральные регионы России обитатели КЧР попадают по железной дороге на проходящих поездах, каковые проходят через Черкесск — единственную станцию дальнего следования в республике. В столице КЧР делают остановку поезда, прибывающие в Санкт-Петербург, Ярославль, Ростов-на-Дону, Пензу, Омск, Саратов, Казань.

До Москвы из КЧР по железной дороге возможно добраться лишь транзитом — доехав электричкой либо по автодороге от Черкесска до станции Невиномысская в соседнем Ставропольском крае, откуда идут поезда на Москву. Примерное время пути от Черкесска до Невинномысска по автотрассе — 1 час, на электропоезде со всеми остановками — 7 часов.

До 2009 года, не считая столицы КЧР, в республике был еще один ЖД узел дальнего следования — станция Джегута, размешавшаяся в районном центре Усть-Джегута, в 18 км к югу от Черкесска. Джегута — конечная станция участка Северо-Кавказской железной дороги, относящегося к КЧР.

По окончании 2009 года в РЖД сократили время прохождения поездов дальнего следования по Минераловодскому участку Северо- Кавказской железной дороги, по окончании чего конечной станцией железной дороги в КЧР стал Черкесск, а пассажирское сообщение по Джегуте прекратилось. В замыслах управления КЧР — договорится с ОАО «РЖД» о пуске поездов Джегута — Москва.

Но по факту в КЧР сейчас имеется лишь ЖД узел в Черкесске и пригородная станция Эркен-Шахар по направлению в Ставропольский край. Главная часть республики — от Черкесска на севере до Домбая на крайнем юге — (расстояние 129 км, площадь более 14 тыс. кв. километров) всецело отрезана от ЖД сообщения.

Состояние трасс в КЧР и сообщение отдаленных аулов с республиканским центром — еще одна давешняя нерешенная неприятность региона, которая ранее освещалась «NOVOSTI-DNY.Ru».

Как отметил Борис Урусов, не обращая внимания на то, что КЧР c 1992 года есть отдельным субъектом Федерации со статусом республики, регион до сих пор сохраняет многие следы собственного прошлого статуса — независимой области в составе Ставропольского края. «Как я не забываю, в КЧР кроме того до сих пор нет полного комплекта представительств федеральных властей, каковые присутствуют в вторых регионах. Многие болезни роста ощущаются до сих пор, и тема госстроительстве была на первом месте для всех подряд глав республики — Владимира Семенова, Мустафы Батдыева, Бориса Эбзеева, Рашида Темрезова, нынешнего главы».

По словам Урусова, некая устойчивость власти начала появляться в КЧР по большому счету лишь в последние четыре-пять лет. «Эта устойчивость ассоциируется с именем Рашида Темрезова», — говорит специалист. — Первые пять лет его работы характеризовались относительной политической стабильностью. Само собой разумеется, были какие-то коллизии и эксцессы, но в целом обстановка не сваливалась в затяжной кризис.

Исходя из этого второй срок Темрезова — это вправду прецедент. Не пологаю, что он на втором сроке будет открывать что-то новое — вероятнее, он продолжит тот же курс.

А также вследствие того что к важным трансформациям не готовы местные элиты. на данный момент в республике имеется некие понятные правила, к которым все приспособились.

В ушедшем 2016 году влияниям КЧР удалось избежать каких-то важных кризисов в регионе. В области межэлитных и межнациональных взаимоотношений сохранилась стабильная обстановка.

Фактор устойчивой политической и публичной стабильности разрешил начальнику КЧР Рашиду Темрезову в марте прошлого года добиться собственного назначения и.о. губернатора, а в сентябре — переизбрания на второй срок парламентом республики. Так Темрезов стал первым в истории КЧР главой республики со вторым кандидатом и конституционным сроком правления рекордсменым по обладанию высшим креслом.

До Темрезова предельным властным максимумом — 5 лет правления — владел Мустафа и президент Батдыев, руководивший регионом с 2003 по 2008 годы. Особенность глав КЧР — предшественников Темрезова в том, что срок их полномочий исчерпывался тремя годами, по окончании чего главы досрочно уходили в отставку.

Всецело выложиться в конституционный пятилетний срок удалось лишь Мустафе Батдыеву.

«Не стал бы утверждать, что в сфере межнациональных взаимоотношений в КЧР случились какие-то принципиальные трансформации, — говорит Борис Урусов. — Каких-то принципиальных, нерешаемых противоречий между народами, живущими в КЧР, к примеру, острых земельных распрей, нет. Наряду с этим необходимо отыскать в памяти, что коллизии в данной области появлялись при тех главах республики, каковые тут появились, но их карьера прошла в Москве или других регионах.

Темрезов — местный, он четко осознаёт правила взаимоотношений. Исходя из этого он  эти правила в конфигурацию власти, не забывая о том, что межнациональные коллизии появлялись в основном при распределении министерских сумок.

Трения появлялись при попытках осуществлять контроль какие-то национальные ресурсы, и Темрезов, как человек, выросший в данной совокупности, прекрасно ее ощущающий и опытный, легко ее прекрасно „отладил“. Своевременно реагируя, имея чувство меры, пускаясь в политические маневры, в то время, когда это необходимо, он и его ближний круг появляющееся напряжение, не доводили обстановке до точки кипения».

В области экономики в КЧР, говорит Борис Урусов, «нельзя говорить об улучшении, но ухудшения также нет». Главные доходоемкие предприятия КЧР — «Дервейс», «Кавказцемент», «Висма» и другие — переживают кризис, но данный кризис, считает Урусов, никак не связан с деловым климатом в КЧР. «Это достаточно большие фирмы, ориентированные на внешний рынок по отношению к республике.

Исходя из этого их самочувствие определяют рыночные факторы, неспециализированное состояние экономики страны, а кроме этого взаимоотношение и качество менеджмента с национальными органами выше регионального уровня».

Строительство в КЧР лыжного курорта «Архыз» (последняя очередь была открыта 26 декабря 2015 года), и внимание к этому курорту внешних инвесторов, как говорит специалист — не те показатели, каковые разрешают делать выводы о том, изменился ли к лучшему инвестиционный климат в малообеспеченной дотационной республике, которая из-за отсутствия аэропорта и плохих дорог изолирована от другой России. «Власти всегда декларируют попытки создать комфортную среду для инвесторов, но их возможности ограничены — говорит Борис Урусов. — Я по большому счету склонен вычислять, что для кавказских республик удачи в экономике, в параметрах оценки их деятельности федеральным центром, пара вторичны». В первую очередь, говорит специалист, Москва оценивает в КЧР состояние публично-политической стабильности. «А значение экономических достижений Карачаево-Черкесии минимально в сравнении с вторыми регионами», — констатирует исследователь из КЧР.

Северо-Кавказская редакция «NOVOSTI-DNY.Ru»

Экономика лоукостов и аэропортов в Украине


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: