Циклична ли история человечества?

Германский философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель в один раз сообщил: «История повторяется два раза. Первый раз в виде катастрофы, второй – в виде фарса». В наши дни это высказывание думается актуальным очень.

Но можем ли мы сделать хоть какие-то выводы из прожитых столетий? Либо же вся история – только комплект случайных «чисел», сумма которых и имеется отечественное настоящее?..

Циклична ли история человечества?

Колесо Сансары

©Phototour

Цикличность как база мироздания

Идея о том, что все в мире повторяется, появилась задолго до появления исторической науки в ее современном виде. Еще древние египтяне организовали концепцию о цикличности всего сущего.

После этого эти идеи «подхватили» обитатели Старой Греции, а в десятнадцатом веке их развили такие философы как Артур Шопенгауэр и Томас Браун. О цикличности нам кроме этого говорят календари майя, ацтеков, инков и многих вторых населений украины.

Тезис о вечном повторении прекрасно раскрыт в индуизме. Тут существует такое понятие как сансара – смерти и круговорот рождения в мирах, ограниченных кармой. Вселенная, в соответствии с верам древних индусов, существует только в течении «бога и» – дня творения.

Один таковой сутки исчисляется приблизительно 4320000 лет (по второй версии 311040000000000 лет). С наступлением «ночи Брахмы» она исчезает, а после этого появляется снова, в то время, когда приходит новый сутки.

Религия по большому счету склонна к подобным «повторениям». Если доверять Библии, человечество уже пережило один финиш света (Глобальный потоп), а в будущем что-то подобное повторится снова, сейчас уже в виде так именуемого Судного дня.

Глобальный потоп. Айвазовский 

©Wikipedia

Цивилизация: гибель и рождение

Историю сложно представить линейной и последовательной. В тот либо другой отрезок времени на вершине развития пребывали различные цивилизации, вершившие судьбы мира и двигавшие человечество вперед.

К примеру, захватническая политика Александра Македонского стала причиной распространению во многих регионах мира высокоразвитой эллинистической культуры. В случае если наблюдать на Новое время, возможно отыскать в памяти Гражданский кодекс Наполеона, легший в базу правовых документов множества стран и похоронивший архаичные феодальные порядки.

Расцвет могущественной цивилизации часто становился точкой отсчета нового исторического периода, и напротив: ее смерть может ознаменовать собой наступление «чёрных» столетий. Что-то подобное мы имели возможность видеть на примере Римской империи, крушение которой в 476 году н.э. считается началом Средневековья в Западной Европе.

В силу всего сказанного выше вопрос цикличности истории сперва уместно разглядеть на примере раздельно забранных цивилизаций. Выводы о том, что любая из них имеет пара этапов собственного развития, отстаивали такие узнаваемые исследователи как Арнольд Тойнби.

Уникальный подход внес предложение русский ученый Валентин Александрович Мошков. Историю народов и стран он видел в качестве постоянного последовательности циклов, каковые продолжались по 400 лет.

Причем любой из них, со своей стороны, делится на два равных 200-летних цикла, знаменующих возвышение и упадок.

И не смотря на то, что взоры этих ученых довольно часто осуждают, многие исследователи все же выделяют в истории каждой цивилизации четыре этапа: зарождение, развитие, угасание и расцвет. Зарождение обусловлено формированием некоей объединяющей социальной философии.

Следующий этап – развитие, связан с возникновением целостного социального порядка и наличием в обществе определенных базисных сокровищ, прекративших быть уделом кучки маргиналов. Расцвет цивилизации, не считая качественного роста во всех сферах, возможно ознаменован созданием империи и агрессивной внешней политикой.

Но сколь бы сильным ни было государство – его все равно ожидает провал. На этапе угасания быстро обостряются социальные экономические и политические несоответствия. Все сложнее делается поддерживать науки и высокий уровень образования.

На этом этапе империя делается весьма уязвимой – как для внешних неприятелей, так и для внутренних неприятелей (к числу которых, к примеру, смогут относиться ранее порабощенные народы).

Арнольд Тойнби

©Wikipedia

«За» и «против»

Если доверять приверженцам циклического подхода, любая из цивилизаций проходит все четыре этапа перед тем, как уйти в небытие. В большинстве случаев насчитывают пара десятков таких культур.

Арнольд Тойнби выделил в истории 21 цивилизацию, включая православную культуру периода Восточной Римской империи и «новую» православную цивилизацию России.

Кстати, эта классификация была весьма тепло воспринята славянофилами, желающими доказать «фундаментальную отличие» между западной и русской культурой. Нам такие различия кажутся эфемерными, поскольку Российская Федерация развивалась под огромным влиянием Запада.

Но эти выводы совсем не показывают, что любой россиянин чувствует себя частью западной культуры. Скорее, как показывают последние события, все с точностью напротив.

Этот пример прекрасно иллюстрирует, сколь размытыми смогут быть границы двух цивилизаций.

И это только одна из вероятных трудностей цивилизационного подхода. Другие из них кроме этого позваны неповторимыми событиями, с которыми сталкивается та либо другая культура, та либо другая цивилизация.

К примеру, закат Минойского страны в 1400-х годах до н. э. был вызван природной трагедией – сильнейшим извержением вулкана. Следовательно, мы не знаем, как бы сложилась его будущее, не будь этого катаклизма, и не можем конкретно делать выводы о циклах его развития.

Наряду с этим наибольшие империи чуть ли имели возможность свестись на нет в свете одного природного катаклизма либо быть захваченными неприятелем. Такие прецеденты в истории имеется, но они, скорее, исключение из правил.

Приведем пример: официальной датой провала Римской империи вычисляют 4 сентября 476 года н.э., в то время, когда вождь отряда дикарей Одоакр сверг с престола последнего императора Ромула Августа и сам стал королем Италии. Но ни свержение императора, ни разграбление Рима варварами не были бы вероятными без затяжного социально-экономического и политического кризиса.

Сейчас территория страны сократилась до размеров современной Италии. Сверхсложной была обстановка с армией.

В случае если образ дисциплинированного легионера в сверкающих доспехах еще возможно соотнести с расцветом империи, то к моменту ее заката он был уже не актуален. Тогда на страже Рима находились варвары-наемники, чьи ценности очень сильно отличались от римских, а оснащённости и уровень дисциплины обычно был не на высоте.

С похожими трудностями к концу собственного цикла сталкивалась любая из империй. Сейчас некогда главные в обществе идеи совсем утрачивали собственный вес, а экономика не снабжала потребностей растущего населения.

Само существование страны уже не рассматривалось в качестве сокровища, и никто из его обитателей не желал вести войну и уж тем более умирать за него.

Что-то похожее произошло в 1991-м, в то время, когда упал СССР. Некогда великая держава канула в Лету отнюдь не из-за происков внешних неприятелей: для того чтобы монстра как СССР в принципе не было возможности победить силой.

Его провал случился в силу глубочайшего внутреннего кризиса – как идейного, так и экономического.

Так, различные цивилизации, независимо от времени их продолжительности и появления существования, вправду проходили через пара циклов. Среди них зарождение, развитие, смерть и расцвет.

Особняком стоит Китай, что много раз в собственной истории переживал спады и подъёмы. Достигал наибольшего уровня развития, а после этого утопал в крови междоусобных войн.

Единый Китай существует и поныне, а первое централизованное государство на его территории было создано Цинь Шихуанди более 2 тыс. лет назад. Но многие другие империи пали, и возродиться из пепла им было уже не суждено.

Развалины дорического храма. Гюбер Робер

©Artmeteo

Куда человечество путь держит

Но что будет со всей людской цивилизацией в целом? Будет ли она всегда волноваться периоды заката и расцвета, гибели и рождения культур? Быть может, но это будет только частью истины.

Сложно себе вообразить, к примеру, возврат к правовой и административной совокупности, действовавшей в Западной Европе в Средние века. И чуть ли мы в двадцать первом веке станем свидетелями войн, подобных тем, каковые велись в прошлом столетии.

В последнем случае собственную роль играются два фактора: во-первых, разработки достигли для того чтобы уровня развития, при котором война двух замечательных держав угрожает стереть с лица земли всю жизнь на планете (и это есть сдерживающим причиной). Во-вторых, цивилизованные государства обучились решать между собой вопросы мирно, без кровопролития.

Тут кроме этого принципиально важно отметить наличие единых для стран постиндустриального мира сокровищ, показавшихся в следствии социокультурной эволюции последних столетий. Ко мне входят такие базисные сокровища как права человека и уважение к свободе слова.

Их носителями являются не только американцы и европейцы, но и многие народы, включая много миллионов представителей среднего класса государств Восточной и Юго-Восточной Азии. Станет ли либеральная народовластие западного примера конечной точкой эволюции людской цивилизации либо же она погибнет вместе с политическим влиянием Запада – неизвестно.

Долгосрочный прогноз по большому счету вещь неблагодарная.

Подведем итог. Тезис о повторяемости истории в праве на судьбу, но его не следует принимать через чур практически. Ни одно из событий всемирный истории не повторяется «один в один».

А уж тем более спустя многие столетия, за каковые в мире случилось множество структурных изменений. Необходимо с опаской относиться к высказываниям в духе «мы через это уже проходили».

Во многих случаях они употребляются в качестве орудия пропаганды.

Источник: naked-science.ru

Из-за чего история повторяется? Михаил Величко


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: