Детские фильмы «андрюс» и «путешествие в кавказские горы»

Детские фильмы «андрюс» и «путешествие в кавказские горы»

Понимаете чем отличается храбрец детского фильма от храбреца взрослого фильма? Тем, в что в тот самый момент, в то время, когда в его жизни ничего, ну совсем ничего хорошего не происходит — одни неприятности, он может прочно зажмуриться, сказать шепотом чудесное: «Бите-рите-балтараке» и… заметить мир преображенным.

Заметить, к примеру, как строгая учительница, только что поставившая ему двойку за произведение, радуется и поет развеселую песенку. Либо как плывет он по морю на белой как снег яхте. Либо как грузовик, увозящий приятеля, внезапно возвращается вспять.

Как раз таков Андрюс, мелкий храбрец одноименного фильма, поставленного на Литовской киностудии режиссером А. Араминасом по сценарию В. Пальчинскайте.

Фильм, спектакль, книга, направленные юным, неизменно, в большинстве случаев, замешаны на фантазии, выдумке, вере в прекрасное. В далеком прошлом увидено, что видеть «небо в чашечке цветка» оптимальнее могут художники и дети.

Действительно, последние, выстраивая собственный мир на экране, сознательно стремятся воплотить в вымышленных образах совершенства хороша, красоты и справедливости. И еще они стремятся, обращаясь к детям, мыслить как педагоги либо как детский психолог алматы, стараясь научить их верному восприятию мира.

Как им это удается? В жизни Андрюса, как и в жизни шестилетнего Бобки из картины «Путешествие в Кавказские горы» (студия «Ленфильм», сценарий С. Кармапиты, режиссер М. Орловский), в неспециализированном-то ничего неординарного не происходит.

Правда Андрюс принимает у себя гостью из Чехословакии — мелкую Яну, а Бобка планирует поехать к отцу, что несет воинскую работу на Кавказе. Но этим юных кинозрителей, само собой разумеется, не поразишь: сейчас их дни богаты самыми разнообразными событиями — от прямого телерепортажа из космоса до активных независимых занятий музыкой либо спортом.

Но так как чем-то привлечь интерес детей нужно! И тогда кинематографисты раскрывают перед ней мир фантазии.

«…Тут раскинули владения сновидения и чудеса», — говорит голос за кадром. яна и Андрюс, блуждая по незнакомому городу, ищут редкостную бабочку-птицекрылку, которой недостает в коллекции дедушки Раупленаса. Чего лишь нет на экране — экзотические скафандры на головах детей, замысловатые конструкции мнимого города, реющие в небе пестрые дельтапланы…

А ощущения чуда не появляется. «Заученные слова и наклеенные бороды не есть детское мастерство, — сообщил как-то Маршак. И он же увидел, что ребенку часто больше по душе обычная папка, которая заменяет ему на протяжении игры коня, нежели дорогая и разукрашенная игрушка.

Не просто так эпизод, в то время, когда Андрюс, хотя порадовать дедушку Раупленаса, протягивает ему простой листок бумаги с нарисованной на нем птицекрылкой, трогает куда больше, чем красочные музыкальные кадры поисков бабочки в мире «сновидений и чудес».

Природа чудесного, талантливого пробудить в детях доброту по отношению к окружающим, неповторимости и понимание красоты каждого мгновения судьбы, лежит не в режиссерских либо операторских изысках, придуманных эффектах, а в настоящем художественном осмыслении, преобразовании действительности. Она в том месте, где Андрюс делится с мамой своим чудесным заклинанием, поняв, что ей безрадостно.

В том месте, где обычный муниципальный двор благодаря воображению и Бобкиной пытливости делается чуть ли не самым увлекательным на земле Местом.

Любопытно, что само поведение юных артистов перед камерой красноречиво говорит о том, какого именно качества эпизоды им приходится играться. Как естественны парни из «Путешествия» в уморительной сцене перекраски Бобкиных брюк, так же растерянный взор у исполнителя роли Бобки, которого создатели Фильма заставляют всматриваться в необычные картины за окном поезда, призванные символизировать Кавказские горы.

Ну, а взрослые? Сколь органично они существуют в художественном пространстве детского фильма?

Увы, и обе мамы храбрецов, и дед Раупленас, и армейские, приехавшие за Бобкой, уныло похожи. Дружно они напоминают персонажей нехорошего спектакля для малышей, где царят аляповато-красочный интерьер «безоблачного» детства и сюсюканье, фальшивые интонации.

К сожалению, все чаще самыми беззащитными, нелепыми и забавными персонажами картин, направленных юным, становятся родители — и взрослые учителя. Самокритичность — свойство, само собой разумеется, хорошее, но не лучше ли демонстрировать его в лентах, взрослым и предназначенных?


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: