Есенин — молодец

Есенин - молодец

Солидный труд Аллы Марченко «Есенин. беспутье и Путь» продолжает череду споров о жизненном и творческом пути поэта. Закончатся эти споры, по всей видимости, лишь по окончании реформы отечественного образования, в то время, когда будет стёрта память о тех, кто умел с Божьей помощью писать на русском.

А до тех пор пока ещё не все погибли – имеется кому спорить.

Как ни необычно, существуют грамотные люди, вовсе не любящие Есенина и не признающие за ним прочного места в перечне великих русских поэтов. Уверенным голосом они твердят о «громадной четвёрке» ХХ века: Мандельштам, Пастернак, Цветаева, Ахматова. Ну в случае если очень сильно попросишь, добавят Бродского

– А Есенин?

Морщатся. – А вам что, Есенин нравится?

Да, отвечаю, нравится. Он про собаку написал

Про какую собаку?

Да вот Пастернак, он великий, само собой разумеется Он написал про то, как он на даче сидит и как здорово чувствует грозу. Либо Мандельштам, он дивный, да, чудный, он собственными глазами видел суда «Илиады»

А Есенин написал про собаку, у которой утопили щенков.

Ну и что?

Да то, что никто из «громадной четвёрки» не написал про собаку. Есенин – написал.

И исходя из этого нет для меня никакой «четвёрки», а имеется – русские поэты. И никто из них не лучше и не хуже другого, и всех нужно знать русскому человеку.

Исходя из этого новая книга о Есенине меня, само собой разумеется, заинтересовала.

Нужно подметить, «есениноведы» в отличие, скажем, от «достоевсковедов» – несколько страстная, неспокойная, несогласная между собой в оценке главных событий судьбы поэта. Существует целая литература о смерти Есенина, трактующая вопрос «убийство либо суицид», и в зависимости от ответа пишущий о Есенине машинально попадает в ту либо иную «партию».

Исходя из этого А. Марченко начинает с конца и сходу даёт собственный ответ, доверяя отчёту судмедэкспертизы, совершённой в 90-х годах ХХ века: в соответствии с ей, нет оснований для подозрений в убийстве. Этим Марченко сходу отвращает от собственной книги множество читателей, свято верящих в то, что Есенина убили «неприятели русского народа».

Но эти читатели и не необходимы исследователю, их всё равняется не переубедишь.

У Марченко нет творчества концепции поэта и генеральной жизни, под которую возможно было бы подверстать все узнаваемые факты. Она по большому счету исследователь не враждебный, не навязывающий собственную трактовку – мол, желаете – принимайте мой взор на вещи, желаете – нет.

Исходная посылка несложна: Есенин был живым человеком и существовал в толще житейских событий. Именно это совершает книгу занимательной – выводы возможно делать самому.

Казалось бы, мелочи – к примеру, указано, сколько чемоданов Есенин привёз из Европы в Америку (двадцать). Либо каков был ежемесячный оклад Мейерхольда, известного режиссёра, за которого вышла бывшая супруга поэта Зинаида Райх (6 тысяч рублей).

Либо тот факт, что Есенин всегда терял всякие необходимые предметы и приехал в смертную собственную гостиницу «Англетер» без паспорта, что исключало и официальную прописку в отеле, и получение гонорара Подробности, крупицы. Для образа святого, убитого врагами народа, они полностью не необходимы.

А для понимания судьбы, по-моему, весьма кроме того не лишние.

Познание же приводит к сочувствию иного рода, чем восторг прекрасными мифическими картинами. Одарённый парень, выбившийся из собственной среды, полностью владел «синдромом интеллигента в первом поколении», другими словами психологической неуравновешенностью, неукоренённостью в привычном.

Это содействует творчеству, но не легко для жизни. В рекордно маленькие сроки поэт сделался «как чужестранец» в собственной родной деревне, будучи экзотической фигурой и в литературном мире. Марченко говорит, например, как холодно и надменно встретила Есенина Анна Ахматова, и предположение исследователя, что Ахматова стала одним из прототипов помещицы Анны Снегиной в одноимённой поэме, думается не лишённым оснований

Революция вызывала гигантские творческие силы – и она же уничтожала дорогое и сокровенное для поэта. Неудивительно, что в Есенине сочетались анархия и расчётливость, беспомощность и ловкость, жестокость и добродушие – у него не было никаких возможностей, ни внешних, ни внутренних, сбалансировать психику, «выработать темперамент».

Покровители поэта (что эсеры, что коммунисты) старались завладеть им всецело, поставить на работу, а приятели при внимательном рассмотрении появились почище неприятелей.

Так, Анатолий Мариенгоф, создатель псевдомемуаров («Роман без лжи»), оказывается, дерзко обирал поэта а также занял его помещение, приобретённую до отъезда с Айседорой Дункан. Есенину, возвратившемуся из Америки, попросту было негде жить: у Мариенгофа супруга, новорождённый ребёнок, свекровь Учинять же разборки с втором он не стал – отправился к преданной любовнице Галине Бениславской.

Преданной? И это выяснилось мифом.

Личная жизнь Бениславской была не столь монотонна, как принято вычислять. Она по большому счету планировала замуж, и совсем не за Есенина

Но, дамы не так уж очень сильно занимали поэта, по крайней мере, ни при каких обстоятельствах не главенствовали в его жизни, он не умел и не желал выстраивать отношения с ними. Кроме того вот легко – некогда было.

Неспешно пробираясь через череду фактов, осознаёшь в итоге настоящий, не мифический героизм поэта. Как много он успел за маленькую судьбу, преодолевая тысячи исторических и личных событий для творчества.

Обожать его легко. Откроешь книгу, прочтёшь:

Ни при каких обстоятельствах я не был на Босфоре,

Ты меня не задавай вопросы о нём.

Я в твоих глазах заметил море

И ясно, что перед тобой поэзия в чистом виде, как химический элемент.

А вот уважение к Есенину приходит не сходу. Мало ли в Российской Федерации было беспутных людей!

Кто из них сделал самого себя предметом изучения, источником творчества, кому удалось написать пара томов, прославиться – уже навек? какое количество нужно было преодолеть, и снаружи, и в себя, дабы покинуть такое наследство! Молодец.

Быть может, книга Аллы Марченко несовершенна, изобилует длиннотами, время от времени сумбурна и не во всём убедительна, но она очевидно написана не впустую и не напрасно.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Сергей Есенин. Все живое особенной метой…


Читайте также: