Есть ли рецепт спасения «белорусского экономического чуда»? — новости политики, новости белоруссии — eadaily — «экономика»
Александр Лукашенко. Фото: Рейтерс.На днях глава Белоруссии в очередной раз дал обещание всем гражданам республики среднюю заработную плат в $ 500. Случиться это должно, по требованию белорусского фаворита, в следующем году.
Действительно, при условии, что будет расти производительность труда, которую кроме этого предполагается каким-то образом «простимулировать». Эти слова Александра Лукашенко вынудили местных государственныхы служащих взяться за голову, поскольку по известным сейчас обстоятельствам, экономика не может себе позволить такую роскошь — Российская Федерация фактически сняла Белоруссию с довольствия, цены на калийные удобрения и нефть остаются низкими, а продукция промышленного и сельскохозяйственного комплекса страны так же, как и прежде неконкурентоспособна и не приносит прежней прибыли.
Исходя из этого в полной мере возможно, что следующий год станет решающим в определении предстоящей стратегии развития страны, поскольку оттягивать ответ назревших неприятностей уже фактически нереально.
Вопрос о дорогах вероятного выхода Белоруссии из нынешнего тупика не обсуждал в стране лишь ленивый. Одни выступает за введение в стране «полностью свободного рынка» под лозунгом «Запад нам окажет помощь!», другие уверены в том, что лишь интеграция с Россией разрешит преодолеть сегодняшний кризис, третьи пессимистично заявляют, что извлечь страну уже не сможет никто, поскольку возможности сделать это были безвозвратно утеряны много лет назад, а четвертые, к которым относится большая часть местных государственныхы служащих, полны иллюзий, что рецессия закончится сама собой, и нужно лишь подождать.
Наряду с этим большая часть предлагаемых сейчас вариантов так или иначе политизирована и не учитывает складывающуюся около страны обстановку, которая совсем не благоволит радикальным экономическим реформам в стиле МВФ и переориентации республики на западное направление.
В случае если посмотреть на разного рода статистику, характеризующую белорусскую внешнеэкономическую деятельность, то окажется, что республика за последние годы так и не смогла совершить озвученную пара лет назад диверсификацию экспорта, так и оставшись полностью зависимой от обстановки на рынке евразийского пространства. Наряду с этим нужно напомнить, что сугубо хорошее сальдо в торговле с Европейским союзом, на что так довольно часто показывают западники, складывается за счет беспошлинных поставок в республику русских углеводородов.
Несложнее говоря, для Запада Белоруссия так же, как и прежде остается сырьевым придатком, и никто в том месте не планирует менять собственный отношение к восточным соседям (обращение в данном случае идет о всех государствах постсоветского пространства, за исключением, пожалуй, прибалтов, которым отведена роль «прифронтовой» территории, которую нужно иногда кормить). Исходя из этого разглагольствования на тему, как бы было прекрасно, в случае если бы Белоруссия решила развиваться по предложенному на Западе сценарию, не имеют ничего общего с действительностью.
Не смотря на то, что, само собой разумеется, кое-какие советы того же МВФ представляются в полной мере действенными, в особенности в случае если учитывать, что совершенно верно такие же предложения звучат сейчас и со стороны России. К примеру, сейчас предлагается дать больше независимости денежной сфере, параллельно организовав единый валютно-денежный рынок на просторах ЕАЭС, сократить масштабы государственного сектора, в первую очередь за счет убыточных и неэффективных фирм, поменять структуру госуправления за счет отказа от плановой экономики, отказаться от директивного кредитования и другое.
Действительно, разглядывая указанные выше предложения, нужно учитывать одну важную специфику Белоруссии. Дело в том, что кроме созданной за много лет правления Александра Лукашенко неэффективной структуры управления экономики страны, вместе с ней сформировалось и местное восприятие действительности.
Республиканское правительство с упрямством, хорошим лучшего применения, считает , что главным сейчас есть необходимость удержать целый госсектор на плаву и, в первую очередь, тяжелую индустрию. Именно она есть главным потребителем всех свободных средств в стране, как раз ей необходимы недорогие углеводороды из России, и как раз ей обязана своим существованием нынешняя политическая модель Белоруссии.
Потому что когда начнутся какие-либо реформы, каковые неизбежно приведут к массовым сокращениям, осуществлять контроль десятки, а то и много тысяч безработных станет фактически нереально. Поменять же сложившуюся политическую совокупность страны и подвергать ее опасности в Минске, как мы знаем, никто не готов.
Политическая составляющая решения проблемы выхода из кризиса, само собой разумеется, серьёзна. Но не меньше важным есть и сложившаяся на сегодняшний сутки структура экономическую связей Белоруссии.
В случае если обратиться к статистике, то оказывается, что белорусское государство сейчас в принципе не имеет иного выхода, не считая как ориентироваться на восток. К примеру, за первое полугодие нынешнего года белорусский экспорт в ЕС уменьшился на 31,6%, в том время как со бывшими советскими республиками он лишь увеличился: из общего объема экспорта Белоруссии на долю России приходилось 43,2% (в первом полугодии 2015-го — 36,7%), бывших советских республик (не учитывая РФ) — 15% (12,7%), европейских государств — 29,2% (34,7%), остальных государств — 12,6% (15,9%).
За 9 месяцев 2016 года в настоящий сектор экономики (не считая банков) зарубежные инвесторы положили $ 6,3 млрд инвестиций (на $ 2,4 млрд меньше показателя прошлого года), а главными инвесторами организаций республики стали субъекты хозяйствования РФ (49,1% от всех поступивших инвестиций), Соединенного Северной Ирландии и Королевства Великобритании (18,7%) и Кипра (7,8%). И это только маленькая часть цифр, каковые говорят о том, что экономическая судьба Белоруссии существует не благодаря либеральному рынку и «европейским кредитам», а за счет сотрудничества с Россией.
Действительно, справедливости для, нужно все же подчернуть, что и тут имеется последовательность значительных неприятностей, обстоятельством которым являются сами белорусы. Нет, само собой разумеется, в рамках того же ЕАЭС существует множество противоречий, о чем свидетельствует, к примеру, невозможность совсем утвердить Таможенный кодекс объединения.
Более того, сейчас, по различным подсчетам, из-за вопросов регламентации, а кроме этого существующих барьеров, в ЕАЭС теряется не меньше 15–30% от услуг и общего экспорта товаров. Но большая часть вопросов все-таки должна быть направлена к самим белорусам, поскольку процесс вытеснения «МАЗов» «КАМАЗами», тракторов и «БелАЗов» китайцами, разные неприятности с «Россельхознадзором» и другое связано, в первую очередь, с несоответствием качества цене белорусской продукции.
Для примера возможно отыскать в памяти попытку наладить производство и сборку белорусской сельхозтехники в Казахстане, где как раз из-за данной неприятности от белорусских зерновых комбайнов было нужно отказаться и организовать сборочное производство известных западных компаний.
Нужно упомянуть и еще об одной проблеме, о которой в Минске сейчас предпочитают не вспоминать — приостановка по вине белорусской стороны двухсторонней реализации и кооперации пяти больших интеграционных проектов с РФ. Хотелось бы напомнить, что в рамках последнего планировалось создать совместные фирмы при участии МЗКТ и организаций оборонно-промышленного комплекса России, организаций «Роскосмоса» и белорусского «Пеленга», ОАО «Гродно Азот» и российского ОАО «МХК «Еврохим», белорусского ОАО «Интеграл» и ОАО «Русский электроника», а кроме этого ОАО «МАЗ» и ОАО «КамАЗ».
К сожалению, ни один из них так и не был полностью реализован, что лишь усугубило обстановку на белорусских фирмах. Тот же «Гродно Азот» так и не смог отыскать инвестора, и сейчас ищет средства самостоятельно, а «МАЗ» и вовсе за последний год превратился в самую убыточную организацию республики: за первое полугодие нынешнего года убытки завода составили 596 млрд. белорусских рублей (около $ 30 млн.), а за целый прошедший год — $ 60 млн (в 2014 году чистый убыток «МАЗа» и вовсе был около $ 150 млн.).
И, к сожалению, правительство республики отказывается от реализации рассчетных двухсторонних производственных связей, считая, что они ограничат сферу контроля за местной экономикой, передав ее часть России.
По всей видимости, как раз ужас управления республики утратить безотносительную власть в стране и не разрешает белорусам двигаться дальше. Управление страны пока не готово морально пойти не важные перемены.
Как не готово до финиша осознать, что многогранные экономические связи, как с ближайшими соседями, так и с дальним зарубежьем нельзя подменять лишь внешней торговлей по принципу «приобрети-реализуй». Для того чтобы получить долгосрочный и стратегический эффект, белорусам нужно уже сейчас начать ориентироваться на унификацию таможенной политики в рамках ЕАЭС (вопрос о таком ходе с ЕС в обозримом будущем не появится), а кроме этого начать более глубокую формирование и производственную кооперацию неспециализированной экономической модели развития со государствами постсоветского пространства.
Лишь в этом случае у белорусов имеется настоящая возможность не выбирать между попытками избежать негативных последствий на данный момент и возможностью экономического подьема в будущем, а совместить эти две цели воедино и двигаться дальше.
Павел Юринцев
ПИТА НЕСЛОЖНЫЙ РЕЦЕПТ ВКУСНОЙ ЛЕПЕШКИ С ПОЛОСТЬЮ В | HOMEMADE PITA BREAD RECIPE