Европейское похмелье после брексита — «экономика»
Референдум в Британии: под флагом Брексита
Реакция рынков на шок Брексита была сдержанной, в случае если ее сравнивать с двумя недавними эпизодами глобальной денежной волатильности — летом 2015 года (в связи со страхами твёрдого приземления китайской экономики) и в течение двух первых месяцев этого года (из-за возобновления тревог по поводу ряда и Китая вторых потенциальных глобальных рисков). Данный шок был скорее региональным, чем глобальным: громаднейший рыночный эффект наблюдался в Англии и Европе, наряду с этим волатильность продолжалась всего около семь дней, тогда как два прошлых эпизода важного сброса рискованных активов продолжались около двух месяца любой и привели к резкой коррекции цен на американские и мировые акции.
Из-за чего данный шок был таким сдержанным и кратковременным?
Прежде всего вследствие того что на долю Англии приходится только 3% мировой экономики. А на долю Китая, владеющего второй наибольшей экономикой мира, приходится 15% мировой экономики и более половины темпов роста мировой экономики.
Помимо этого, демонстрация Европейским союзом собственного единства по окончании Брексита (наровне с результатами испанских выборов) успокоила тех, кто опасался, что ЕС либо еврозона начнут тут же разваливаться. Стремительная смена правительства в Британии укрепила надежды, что результатом переговоров о разводе с европейским союзом — какими-бы сложными они ни были — станет соглашение, которое сохранит большая часть торговых связей, благодаря сочетанию больших прав доступа к неспециализированному рынку с умеренными миграционными ограничениями.
Но самое серьёзное, рынки скоро заключили (и включили его в цену акций), что шок Брексита приведёт к дальнейшему смягчению политики наибольших центральных банков мира. И вправду, как и в двух прошлых эпизодах, предоставленная центральными банками ликвидность поддержала рынки и экономику.
Но, быть может, что риск волатильности в мире и Европе только временно отсрочен. Оставляя на данный момент в стороне другие глобальные риски (к примеру, замедление и без того уже плохого экономического подьема в Соединенных Штатах; новые страхи по поводу твёрдого приземления Китая; слабость стоимости одного бареля нефти и другое сырье; хрупкость главных развивающихся рынков), необходимо отметить массу обстоятельств для тревоги по поводу Европы и еврозоны.
Во-первых, в случае если процедура развода Британии и ЕС растянется и окажется весьма болезненной, рынки и экономика пострадают. А неудачный развод может кроме того привести к Северной Ирландии и выходу Шотландии из состава Соединенного Королевства.
В этом сценарии Каталония начнет получать независимости от Испании. А Швеция и Дания, каковые не планируют вступать в еврозону, по окончании ухода Британии смогут испугаться, что станут в ЕС государствами второго сорта, и это вынудит их задуматься о собственном выходе из ЕС.
Во-вторых, грядущие выборы обещают перевоплотить политику в минное поле. В сентябре в Австрии пройдут повторные выборы президента; прошлые закончились фактической ничьей, дав еще один шанс Норберту Хоферу из ультраправой Партии свободы.
В октябре Венгрия проводит (по инициативе премьера Виктора Орбана) референдум по поводу отмены утвержденных ЕС квот на размещение мигрантов. А самое основное, Италия совершит референдум о внесении трансформаций в конституцию.
В случае если поправки будут отвергнуты, на грани в итоге окажется членство страны в еврозоне.
На сегодня Италия есть самым не сильный звеном в еврозоне. Политические позиции правительства премьера Маттео Ренци неустойчивы, экономический подьем анемичен, банки нуждаются в капитале, а бюджетные нормативы ЕС будет тяжело соблюсти, не спровоцировав новую рецессию.
В случае если Ренци постигнет неудача, а это думается все более возможным, тогда «Перемещение пяти звезд», каковые выступает против евро и которое приобрело помощь на недавних муниципальных выборах, сможет прийти к власти уже практически в следующем году.
В случае если это произойдёт, страхи 2015 года по поводу вероятного выхода Греции из еврозоны поблекнут в сравнении с новыми проблемами. Италия, третья по размерам экономики страна еврозоны, есть через чур большой, дабы упасть.
Но её долг на порядок больше, чем у Греции, исходя из этого она ещё и через чур громадная, дабы её возможно было спасти. Ни одна программа ЕС не разрешит обеспечивать выплату государственного долга Италии, равного 2 триллионам евро ($2,2 трлн), что соответствует 135% ВВП страны.
Кроме этого, дополнительную неопределённость создают грядущие в 2017 году выборы во Франции, Германии и Нидерландах, потому, что не сильный высокий уровень и рост экономики безработицы в большинстве государств Европы содействует повышению помощи антиевропейских, анти-иммигрантских, антимусульманских и антиглобалистских популистских партий как на правом (в главных государствах еврозоны), так и на левом (в флангах и периферийных) странах.
Угроза Европе — Польша, а не Брексит
The National Interest29.07.2016Брексит не остановит глобализацию
Bloomberg17.07.2016Надежда на раскаяние в Брексите
Project Syndicate12.07.2016
В это же время, в соседних с Европой государствах обстановка нехороша, и она лишь ухудшается. Ревизионистская Российская Федерация делается всё более напористой не только в Украине, но и в Прибалтике и на балканском полуострове.
У длящегося хаоса на Ближнем Востоке имеется, как минимум, два последствия: новые террористические акты во Франции, Германии и Бельгии, каковые со временем способны подорвать уверенность потребителей и бизнеса, и миграционный кризис, требующий более тесной кооперации с Турцией, которая сама стала нестабильным страной по окончании неудачного военного переворота.
Пока не завершится грядущий раунд выборов, ЕС вряд ли будут предпринимать какие-либо шаги с целью завершить формирование собственного недоделанного валютного альянса, а также расширять обоюдную ответственность по рискам и ускорять структурные реформы, подталкивающие к более стремительной экономической конвергенции. На фоне нынешнего медленного хода реформ (и старения населения), потенциальный рост в еврозоне остаётся низким, тогда как настоящий рост демонстрирует весьма скромное циклическое восстановление, которое к тому же выяснилось на данный момент на грани из-за рисков и неопределённостей, вызванных Брекситом.
В это же время, громадный размер долгов и недостатка бюджетов (наровне с правилами еврозоны) ограничивает использование мер фискальной политики для стимулирования роста поизводства, а Европейский центробанк, тем временем, приближается, наверное, к пределам возможностей монетарной политики — кроме того нетрадиционной — по помощи восстановления экономики.
Вряд ли дезинтеграция еврозоны и ЕС может случиться неожиданно. На пути многих угрожающих им рисков стоят предохранители.
И, очевидно, дезинтеграции возможно избежать посредством политической программы, в которой будет сбалансирована необходимость усиления интеграции с жаждой определённой национальной автономии и суверенитета в некоторых вопросах.
Но императивом есть поиск способов интеграции, каковые будут политически приемлемыми и демократическими. Результатом политики бюрократического выпутывания из тяжёлых обстановок стало неустойчивое равновесие, которое делает дезинтеграцию ЕС и еврозоны неизбежной.
На фоне бессчётных угроз, нависших над Европой, на данный момент требуется новое политическое видение.
Похмелье что делать