Философия зла. философия преступности
Рецензия на книгу «Философия зла. Философия преступности (вопросы философии права, уголовного процесса и уголовной политики)» / А.И.
АЛЕКСАНДРОВ. СПб.: Издательство СПбГУ, 2013. – 598 с.
Представленная монография – закономерный плод долгих упрочнений автора, зерно широкой работы, совершённой в сфере явлений и исследования преступности, которые связаны с ней. Любая глава книги – это концептуальные базы, концентрированно высказывающие творческую идея А.И.
Александрова в определённой области его научных заинтересованностей: уголовная политика, уголовный процесс, криминалистика, конституционное законодательство, нацбезопасность, история права.
Фундамент данной монографии составили более 100 научных работ, а также 12 учебников и монографий, автором либо соавтором которых являлся А.И. Александров.
Среди самые известных – монографии «уголовный и Уголовная политика процесс в русском государственности: история, современность, возможности, неприятности» (2003), «Неприятности законодательного обеспечения национальной безопасности РФ» (2003), и учебник по уголовному процессу в двух частях: «Уголовный процесс России: Неспециализированная часть» (2004), «Уголовный процесс России: Особая часть» (2005).
В определённой степени значимость книге придаёт известность автора среди практиков и учёных в юридической сфере. А.И. Александров – заслуженный юрист РФ, профессор права , доктор наук Главного ВУЗа Санкт-Петербурга, избирался депутатом Госдумы РФ I, II, III созывов.
В 1993–2003 гг. был главой подкомитета по законодательству в сфере безопасности государства и внешней разведки Комитета по безопасности Госдумы РФ. Принимал участие в подготовке более чем 20 законопроектов в сфере упрочнения законности, правосудия, демократической правовой государственности.
С 2004 г. трижды избирался участником Совета Федерации Федерального собрания России (сенатором) от органов законодательной власти Калужской области. В Совете Федерации избирался помощником главы Комитета по безопасности и обороне, главой Комитета по конституционному законодательству, первым помощником главы Комитета по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, формированию гражданского общества.
Полпред Совета Федерации в Конституционном суде России.
Столь большой послужной перечень говорит о наибольшем опытном уровне А.И. его преданности и Александрова стезе юриста. Лишь таким специалистом с громадной буквы могло быть создано подобное произведение.
Интерес к книге определяется сложностью исследуемой в ней проблематики. Философия преступности – надъюридический уровень рассмотрения преступности, как раз тут формируются постулаты, отправные позиции для предстоящего изучения теории преступности в рамках юридической науки.
Исследуя неприятности теории преступности, А.И. Александров углубляется в разрешение одной из самых древних дихотомий добра и зла.
Никакая вторая наука так не связана с этими явлениями. Как раз через их призму оценивается любое юридически значимое явление.
Вектор, определяющий познание этих категорий, направляет развитие всей юридической сферы.
Создатель исторически последовательно приводит наиболее значимые вехи развития философской мысли о зле и добре – те основополагающие начала, познание которых нужно для верного уяснения всего остального категориального последовательности, что создатель применяет на протяжении изложения материала.
Особенное внимание завлекает авторское прочтение главных учений о зле и добре, приводимых в книге. Каждое из направлений взяло краткое, но весьма ёмкое выражение.
И самое основное – автору удалось обосновать собственную позицию в отношении добра и зла. Создатель весьма совершенно верно подметил, что понятия добра и зла смешиваются, и в различные времена то, что считалось добром, становилось злом и напротив.
Методологической нужно считать главу 2 «Преступность как объект социально-философского и криминологического анализа». В начале главы создатель приводит убедительный тезис о том, что «современный уровень развития неспециализированной теории права и страны подтверждает известную в истории науки закономерность: периоды, характеризующиеся в основном накоплением фактического материала, неизбежно сменяются периодами, в то время, когда на первый замысел выдвигается задача его обобщения и научного осмысления» (с.
65). Полностью данное положение относится и к феномену преступности. Раскрывая понятие этого явления, создатель привёл очень увлекательные дефиниции, среди них и собственную, завлекающую собственной обобщённой философской природой – «преступность – это массовое ответ людьми собственных неприятностей с нарушением уголовного закона» (с.
71). В определённом смысле в приведённом определении А.И.
Александров совместил методику теории страны и права и философскую методику.
Особенное место в монографии занимает тема уголовной политики. Автором представлены разные мнения понимания данной категории.
В работе приведены главные вехи развития научной мысли об уголовной политике.
Отрадно, что создатель достаточно детально остановился на научном осмыслении уголовной политики в советское время, справедливо подчёркивая, что «в следствии разносторонних изучений советская правовая наука внесла значительный вклад в изучение теоретических неприятностей уголовной политики» (с. 266).
Нужным как с научно-исследовательской, так и с практической точки зрения представляется выделение элементов уголовной политики, не смотря на то, что правильнее их следовало обозначить как виды уголовной политики: уголовно-правовая, уголовно-предупредительная, уголовно-розыскная, уголовно-процессуальная, уголовно-аккуратная, уголовно-организационная политика. Любой из указанных видов уголовной политики взял достаточно подробное освещение в работе.
Красной нитью по всему тексту книги проходит неприятность нравственности – тот гордиев узел, что тяжело распутать при сплетении морали, власти, права, преступности.
Одним из главных тезисов, что создатель отстаивает в собственной книге, есть положение, в соответствии с которому важной неточностью нужно считать утверждение о том, что активная пропаганда страной определённой совокупности идей, ценностных установок имеется репрессивности и проявление тоталитаризма данного страны.
Создатель обоснованно отстаивает непопулярную сейчас точку зрения о том, что демократические страны должны иметь и целенаправленно культивировать определённую идеологию как достаточно целостную совокупность. Вместе с тем А.И.
Александров не абсолютизирует национально-правовую идеологию, в книге приведены в полной мере взвешенные аргументы против монополизации страной идеологической сферы, отрицающие репрессивность и нетерпимость в отношении существующих в обществе иных их носителей и идеологий.
Создатель в рамках разглядываемой им тематики в полной мере обоснованно обращается к вопросу правового нигилизма – актуальнейшей проблеме современной России. Нельзя не дать согласие с автором в том, что в случае если государство не делает возложенные на него обязанности по защите граждан от преступных посягательств и обеспечению им должного материального положения, то обществом это расценивается как приглашение к подобному поведению, что ведет к изменению правосознания индивида, отрицательному отношению не только к стране, но и к совокупности правового регулирования публичных взаимоотношений.
И закономерным итогом для того чтобы процесса есть распространение правового нигилизма, что, по меткому замечанию автора, воздействует на выбор индивидами вариантов собственного поведения и является предпосылкой совершения противозаконных поступков (с. 168).
В данной связи создатель справедливо подчёркивает, что нравственные неприятности являются предпосылкой роста преступности. Вправду, на данный момент уже разумеется, что обстоятельства резкой криминализации русского общества в первой половине 90-х годов двадцатого века кроются не только в последствиях совершённых институциональных преобразований.
Государство, приступив к масштабному реформированию, не учло главного – неосуществимости в малейшие сроки безболезненно осуществить радикальную идеологическую и духовно-нравственную переориентацию общества. В следствии в Российской Федерации рыночная экономика и правовое государство создавались в условиях распада публичной морали (с.
164).
без сомнений, один из главных теоретических посылов заложен в главе «преступность и Власть», в которой явственно раскрываются «глубинные» неприятности государственной власти и соотношения морали. Создатель справедливо отмечает, что власть играется огромную роль в жизни общества.
От власти, её нравственности и ответственности зависят жизнь человека, его имущество, правомерность в обществе, судьбы отдельных государств и людей. Исходя из этого в демократическом правовом стране общество должно строже относиться к власти.
Как раз общество есть самый эффективным ограничителем власти (с. 236).
Базисным положением книги есть тезис, в соответствии с которому власть должна в любой момент чувствовать ответственность за собственную деятельность, как за действия, так и за бездействие. Она обязана испытывать ужас перед причинением вреда людям, над которыми властвует.
Эта отправная авторская позиция подтверждается множеством примеров из истории развития Русского страны, начиная со времён правления Рюриковичей и заканчивая президентством В. Путина.
Оценивая книгу А.И. Александрова в целом, направляться подчернуть, что разглядываемая в ней проблематика, метод преподнесения материала, несложный и ясный язык его изложения создают симбиоз, несущий в себе большой познавательный потенциал.
Это даёт возможность применять результаты исследовательского поиска А.И. Александрова, отражённые в книге, как в научно-практических целях, так и в учебном ходе.Монография окажет помощь читателям в более глубоком системном познании философских теории теории преступности и начал нравственности, их связи.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Ускоренный курс философии : неприятность Зла