Героизм в советской и современной визуальной кульутре (на примере коллекции бгхм)

Белгородский национальный музей изобразительного исскуства, являясь одним из самых молодых музеев изобразительного исскуства России, имеет собственную неповторимую историю и владеет хоть и не большой, но неповторимой коллекцией, создающей представление о развитии советского и современного русского мастерства и разнообразии творческих исканий живописцев.

Постоянная экспозиция музея, бессчётные выставки, изданные к ним каталоги наглядно демонстрируют обилие тем, волнующих мастеров: государства и образ Родины, современного ритма судьбы, труда, памяти и войны. Но одной из самые популярных, по праву, можно считать тему героизма.

В первую очередь ХХ века художественные образы заметно почувствовали влияние национального устройства и стали разрабатываться в рамках марксистско-ленинской этики. К 1932-му году мастерство совсем подчинилось партийной цензуре, а все существующие объединения деятелей исскуства переросли в единую организацию – Альянс живописцев СССP, финансируемый из государственного бюджета и снабжающий живописцев заказами.

Единственным верным творческим способом был провозглашен социалистический реализм, а смелыми примерами стали признаваться те, каковые отвечали идее революционного преобразования мира. Художественный язык произведений купил лаконичность и остроту формы, чёткость рисунка и особую динамику композиции.

Многие превосходные живописцы стали создавать портреты людей новой формации: революционеров и бунтарей, комсомольцев и идеологов, образов дешёвых и понятных для всех.

Коллекция Белгородского национального музея изобразительного исскуства изобилует работами в которых возвеличивается вид рабочих и их трудовые подвиги. Сюжеты произведений повествуют о жизни докторов (Т.И. Лившиц «Утро.

Медсестра Светлана Самохина», Н.Н. Жуков «Медсестра Люба»),

Героизм в советской и современной визуальной кульутре (на примере коллекции бгхм)

представителей правопорядка (Ефанов В.А. «Портрет младшего лейтенанта милиции В.П.Коваля», Г.И. Гритчин «Инспектор ГИБДД В.Василенко»),

строителей (И.И. Симонов «Новый район», А.В. Таратынов «Портрет строительницы»),

геологов (А.Г. Савинов «Маркшейдер»),

трудящихся фабрик (С.Б. Никритин «Литейщик», Г.И. Цейтлин «Портрет Героя cоцтруда С.А.

Котовой», Ф.П. Малаев «Портрет бригадира Кудрявцевой»)

и колхозов (И.Н. Никонова «Юный хлебороб», В.В.

Пименов «Портрет Героя cоцтруда Головиной»).

В них труженики воспринимаются не только как носители новых сокровищ, но и как строители новой судьбе. Творческие, ироничные, верные слову и дружбе храбрецы, храбрые в работе и борьбе с бюрократией.

Как раз им подражала подростки и советская молодёжь.

сюжетные композиции и Портреты раскрывают перед нами внутренний мир первых храбрецов-детей – пионеров, основной миссией которых была бдительность, надзор над поведением старших и борьба с нарушением социальных норм. Радостные, опрятные, любознательные, находчивые и энергичные, они являлись примером нравственности и высокой морали, с которыми прежде всего связывали надежды на яркое будущее (П.К.

Лихин «Пионерка», Д.И. Гольцман. «Дворец пионеров. Юные орнитологи»).

Собственного рода пропагандой физической спорта и культуры стали образы спортсменов. Примеры таких храбрецов должны были убедить советского человека в том, что в жизни вероятно все, в случае если показать личную инициативу, целеустремлённость и упорство (Б.А.

Тальберг «Гимнастика», С.С. Витухновская «Татьяна Ивинская-Белошапко»)

Но одними из основных советских храбрецов постоянно оставались вожди народа, чьи портреты украшали жилые помещения, находились в рамках на рабочих столах. В различные годы живописцы много раз обращались к образу Владимира Ильича Ленина.

Они стремились написать, в первую очередь, образ незаурядного человека, принявшего на себя большую ответственность за судьбу страны в драматический момент ее истории (Н.Н. Жуков «Выступление на Красной площади», В.И.

Рейхет «Ленин на Марсовом поле»).

В советские годы издавалось множество альбомов и брошюр с изображением рабочих мест В.И. Ленина, помещений в домах, в которых он жил.

Произведения известного петербургского графика А.А. Харшака – обычный пример, посвященный подробному описанию судьбы Ленина в селе Шушенское («Помещение В.И.

Ленина и Н.К. Крупской», «Рабочий стол В.И.

Ленина в доме Зырянова» из серии «Ленинские места на Енисее»).

Сам же Владимир Ильич думал, что необходимо обширно применять все виды монументального мастерства как замечательное средство политической пропаганды. Скульптуре отводилось одно из первых мест.

Деятельно создавались бюсты, фигуры, стелы, памятные доски храбрецам революции, публичным деятелям, поэтам, живописцам, композиторам – «храбрецам культуры». Образы выдающихся политических личностей, современников, всегда присутствовали в скульптуре и советской живописи.

Об этом говорит и массовая установка прижизненных монументов в большинстве городов СССР, макеты которых кроме этого возможно найти в фондах Белгородского музея изобразительного исскуства (О.К. Комов «Ленин и Крупская», Н.В.

Томский «Фигура Маяковского»).

В первую очередь 1940-х годов началась целенаправленная идеологическая подготовка советских граждан к войне, формирование военно-патриотической ментальности. Мужественные образы воодушевляли людей на борьбу с неприятелем.

Показались новые образцы для подражания: комиссары, солдаты самых различных мастей – полярники, летчики, красные пограничники и командиры (А.Г. Саушкин «Чапаев В.И.», П.М. Чернышев «Лыжный десант», Ю.Л.

Фролов «Пограничник с собакой»).

Нередким стало изображение бойцов народного ополчения, партизан (Е.И. Самсонов «За отчий дом») и позднее – ветеранов боевых действий (В.Д. Леус «Портрет ветерана ВОВ Боева М.Г.», В.И.

Казак «Портрет полного кавалера ордена Славы Коренькова А.М.»).

Эти образы дополнялись картинками боев: советских солдат, матросов, вступивших в смертельную схватку с неприятелем, танков, летящих самолетов и рвущихся снарядов (М.С. Шорохов «Прохоровское направление. Курская битва», А.С. Василенко «На Курской дуге»).

Живописцы создавали громадные батальные сцены (Г.И. Гритчин «Танковое сражение под Белгородом») и исторические полотна, реконструирующие события прошлых эр (С.С.

Молодых «Пугачевщина»).

Любопытно, что действующие лица в изобразительных произведениях становились не только настоящие исторические личности, но и «хорошие» персонажи прошедших цензуру литературных произведений. Прежде всего, к ним стоит отнести Тараса Бульбу из одноименной поэмы Н. В. Гоголя (М.Н.

Добронравов «Взгляну я, что ты за человек в кулаке. Тарас Бульба»).

Популярность этого персонажа в двадцатом веке возможно легко объяснима. Советская власть была заинтересована в ментальном оправдании революции для хороша, процветания и благополучия, что выяснилось созвучным некоторым эпизодам поэмы, иллюстрирующим преобладание идеологических связей над родными (обращение главного храбреца о товариществе, убийство им сына).

Тарас Бульба несомненно являлся эталонным персонажем, о чем говорит хотя бы тот факт, что многие люди до сих пор его цитируют, не всегда зная кому в собственности фраза («Я тебя породил, я тебя и убью!», «Имеется еще силы?!», «Терпи казак – атаманом будешь!»).

В начале 60-х годов СССР приобрел нового храбреца – астронавта. По окончании 12 апреля 1961 года, а правильнее полета Юрия Гагарина, первого человека покорившего космическое пространство, вид астронавта являлся неоспоримым лидирующим смелым образом.

Улыбчивый юный офицер стал хорошим примером совершенного советского гражданина и, непременно, храбрецом целого поколения, а портрет этого известного человека, исполненный А.И. Плотновым, украшением постоянной экспозиции музея.

Мало кто знает, что в фондах Белгородского национального музея изобразительного исскуства храниться оплечный портрет два раза Храбреца СССР летчика-астронавта Анатолия Васильевича Филипченко, предположительно являющийся прототипом бюста, установленного на родине этого известного человека – Острогожске. Скульптор Л.Н.

Балтаян в металле смог мастерски продемонстрировать уверенного в себе человека, ведущего активную жизненную позицию и занимавшегося организацией интернациональных космических полетов.

Любопытно, что целый XX век был отмечен не сильный интересом живописцев к ставшему хорошим образу русского витязя. К классическому храбрецу в основном обращались живописцы-графики, иллюстрирующие сборники сказаний и былин.

Красивыми примерами могут служить графические страницы Кибрика Е.А. «Финиш боя Ильи Муромца с Сокольником», «Михайло Данилович кличет коня». Не обращая внимания на то, что сказочная условность персонажей не хорошо ладила со рвением одеть их живой плотью и поместить в настоящее пространство, виды храбрецов у Евгения Адольфовича вышли монументальными и полными драматизма, в духе героики 40-50-х годов.

Необходимо также подчеркнуть, что к середине XX столетия случилось расширение смелых образов за счет иллюстрации эпических песен различных народов, входящих в Советский Союз, к каким возможно отнести картинки М.М. Мечева к «Калевале» – эпосу карело-финских народов, иллюстрации к алтайским сказаниям А.В.

Дианова.

Персонажи древних сказаний, кроме этого как и другие храбрецы, употреблялись для представления культивируемых качеств, которыми должны были владеть люди новой эры. По сути, случилось наложение желаемых линия советской действительности на древние образцы для нужного правящей власти нового образа национального героя.

Этот механизм разрешил совершить сравнение богатыря с каждым советским гражданином, и присвоить последнему эпические качества. Храбрец неспешно начал преобразовываться в «простого» человека.

В русской культуре постоянно существовало собственный познание смелого. Не обращая внимания на разнообразие героизированных типов, к середине 60-х годов XX столетия складывается собирательный вид храбреца нового времени: бесстрашный, энергичный, отзывчивый, инициативный, настойчивый и целеустремленный юный человек либо женщина, борцы за справедливость и правду, талантливые в любую секунду дать отпор неприятелю (Н.А.

Мельникова «Пора молодости», С.А. Кирпичев «Бригадир проходчиков Е. Безносков» из серии «Юные строители БАМа»).

Как можно понять, все трансформации и новые явления в мастерстве тесно связаны с политическими, экономическими и социальными процессами. По окончании распада СССР в 1990-е и зависимость от идеологии и госполитика прививания реализма прекратили собственный существование.

Мастерство предела ХХ и XXI столетий начало «раскрепощаться», что стало причиной исчезновению большинства сложившихся во время СССР образов, рвению к желанию и новизне в новой форме оживить в далеком прошлом привычные сюжеты.

Свободная и безнаказанная иронизация стала причиной сомнению в возможности существования героизма в этих условиях. В один момент наметилась и острая потребность в образе храбреца, потому, что он испокон столетий помогал раскрывать смысл жизни, определял состояние духовного здоровья, воспитывал морально-нравственные и гражданские качества.

Современная судьба внесла большие трансформации в прочтение слова «храбрец», для которого стал характерен образ фактически потерявший сюжетную глубину, утративший монументальность и эстетику внешнего вида. Неспешно с храбрецами стали больше ассоциировать медийных и успешных личностей (чаще удачливых политиков либо предпринимателей).

Но все же, приятно осознавать, что добропорядочные и доблестные образы опять выясняются востребованными и оживают в проектах, посвященных истории и памяти нашей страны, где очень хорошим примером помогают выставка-конкурс, посвященная 700-летию преподобного Сергия Радонежского, выставка-конкурс на соискание премии «фестиваль и» Прохоровское поле изобразительного мастерства памяти заслуженного живописца России С.С. Косенкова, проводимые на Белгородчине.

Лучшие экспонаты с которых «оседают» в музейном собрании (Иванов А.Э. «Отчизна», Михеев В.Ф. «Прощание», Ишков С.Н. «Папа», Кондрашов С.Н. «За Русь Святую. Пересвет и Ослябя»).

В рамках аналогичных проектов с холстов произведений на нас наблюдают лица храбрецов – спасителей, освободителей, выдающихся, храбрых, мужественных, благородных людей, собирательные образы воинов, ветеранов, людей труда и духовных подвижников, готовых жертвовать собой для высокой идеи. Рядом с трансформированными, «покореженными» примерами современных творческих исканий в музейных экспонатах (скульптуре, книжной иллюстрации и живописи) существуют хорошие образы богатырей и выдающихся исторических деятелей, являющихся маяком, ориентиром, примером для подражания.

Так, на примере коллекции Белгородского национального музея изобразительного исскуства возможно заметить, что образ храбреца есть одним из главных знаков, красной нитью проходящим через все советское и современное художественное творчество.

Чувашский национальный музей изобразительного исскуства


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: