Герой нашего времени найден: он оказался дураком

Герой нашего времени найден: он оказался дураком

Сравнительно не так давно один из критиков газеты New York Times включил фильм Юрия Быкова «Дурак» в пятёрку лучших картин года. Вышедший на экраны в конце 2014 года, данный фильм не вызывал ажиотажного спроса на родине, но попал в интернациональный прокат и в том месте очень сильно отличился.

На данный момент отечественный «Дурак» идёт в Соединенных Штатах, во других странах и Франции НАТО. Итак, в задаче спрашивается – заинтересовался ли мир художественными преимуществами картины Юрия Быкова либо традиционно поддерживает всё, что вписывается в концепцию «мрака путинской России»?

Маленький русский город, отечественное время. Честный сантехник Дмитрий Никитин (Артём Быстров), обучающийся заочно на строителя, одной роковой ночью оказывается в аварийном общежитии.

Это реликт советских времён, заселённый всякого рода людишками без явных возможностей на будущее. Девятиэтажка треснула сверху донизу и вот-вот обвалится.

Дима, уверенный, что общага упадёт срочно, спешит на юбилейный банкет главы горадминистрации города Нины Галагиной, где собралось всё высшее управление.

Пьяненькие главы скоро трезвеют и соображают, что дело их не шутка. Деньги на капитальный ремонт разворованы, и при трагедии всё обнаружится.

Бессменная предприимчивая мэрша (броская работа Натальи Сурковой) устраивает собственной банде выволочку, но обстановка тупиковая: людей из общежития расселять некуда, а их эвакуация ночью неотвратимо приведёт к проверке, и контролировать будет не местный прокурор – член неспециализированной банды. Галагина выбирает преступный выход – сжечь документы и пристрелить ночью начальника ЖКХ (импозантный Борис Невзоров), а до нашего главного сантехника и кучи пожарного, дабы «зачистить финиши».

Храбрецу удаётся бежать, но уехать и не предотвратить людей из общежития он не имеет возможности. Дима выводит обитателей на улицу, но вместо признательности они жестоко избивают отечественного храбреца.

Вероятно (и вероятнее), он погибает. Фильм только сценарист: Юрий и – авторский Быков, и режиссёр а также композитор (жалобное фортепьяно иногда).

Что ж, зададимся вопросом, как перед нами «правда жизни» – и ответ не будет однозначным. Конкретная обстановка надуманна и не имеет никакого правдоподобия.

При аварийной угрозы для того чтобы масштаба (800 человек!) в город прибывают силы МЧС, и люди эвакуируются в пункты временного размещения. Само собой разумеется, терпилы позже смогут ждать годик-второй желаемого расселения, это да, но мочить ночью начальника ЖКХ и брать на себя уголовную ответственность за столь масштабную трагедию ни один глава горадминистрации не станет. (Их первое перемещение при опасности – сбежать.) Так что эдакой «тотальной правды» в картине нет, она соткана из гипербол и пылких натяжек.

Многие персонажи говорят, как из передовицы «Новой газеты» («всё прогнило», «все преступники» и в этом духе). Но «что-то» имеется в мрачном драйве быковского «Дурака»!

Не напрасно он цепляет зрителя, пробившегося к фильму без всякой рекламы, на ощупь нашедшего её в сетевой тьме.

Во-первых, у режиссёра имеется «чувство судьбы», острый глаз на подробности быта, и это снабжает всем его галлюцинациям некую неспециализированную достоверность. Самые убедительные фигуры тут – мать и отец отечественного дурака, в блистательном выполнении Ольги Самошиной и Александра Коршунова.

Это та среда, что организовала храбреца, – честные советские люди, оскорблённые новой безнравственной судьбой. Заполошная мать, пилящая отца за то, что всё у них не «как у людей», за обедом всегда поправляет разъезжающиеся полы халата, как это делают большие дамы, а у конченого алкаша из общежития на плече красуется гордая татуировка.

Это я о подробностях. Замечательно подобраны лица, в особенности в правящей банде – кстати, в том месте играется, и как неизменно замечательно, покойный уже Сергей Арцибашев (глава здравоохранения несчастного города).

Во-вторых, создатель картины вправду ненавидит прогнившую власть. Расправляется он с ней несложным способом – гады сами растолковывают, какие конкретно они гады, саморазоблачаются, так сообщить, на глазах у публики.

Правонарушение у них одно – расхищение бюджета, другими словами превращение власти в личную собственность. Это ведёт к бесповоротному растлению человека, к его полному моральному разложению. (Возможно, правы те страны, где за коррупцию казнят!) Неприязнь режиссёра огнедышащим драконом попадает в кадр и наполняет его сокрушительной энергией гражданского протеста.

В-третьих, в картине имеется храбрец, настоящий храбрец. Не считая банды властителей вверху и алкашей из общежития внизу имеется ещё юный человек приятной наружности, непьющий, работящий.

У него несложная рабочая совесть – по наследству от отца-трудяги. Он не сдаётся и ведёт собственную смелую линию до конца.

Если бы режиссёр не был таким упрямым пессимистом, он бы продемонстрировал нам собственного храбреца в поликлинике, банду власти – в наручниках, а обитателей общаги – распивающих водочку в пунктах временного размещения. Это бы никак не оказало влияние на художественность картины (всё равняется так как не Герман и не Балабанов, всё достаточно простенько), а сочувствующего зрителя добавило бы.

Из-за чего картина Быкова не раздалась в полную силу дома, ясно: она попала под «Левиафана». Двух криков гражданского протеста зритель как-то не выдержал, сосредоточился на одном, тем более «Левиафан» был сильно распиарен, а «Дурак» практически что не имел рекламы.

Как художественное явление «Дурак» имеет прочные советские корни – пьесы А. Гельмана, фильмы Абдрашитова – Миндадзе. Жёсткое социально-аналитическое кино, весьма необходимое сейчас и неизменно.

Монотонное и поверхностное – но это уж приметы жанра, мало кто будет производить перерасмотрение такое кино. И мне не имеет значения, по каким обстоятельствам оно внезапно нарисовалось на Западе. (Пускай взглянут хотя бы, как у нас актёры играются!) Мне принципиально важно, что в жирный бок родной коррупции честный человек вонзил собственные художественные вилы.

Эти вилы должны трудиться без перерыва и устали! Воров – в колонию!

Трудящимся – хорошую судьбу!

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

ХРАБРЕЦ отечественного времени. Михаил Лермонтов


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: