Искусствовед петр баранов: в россии бум скульптуры

Искусствовед петр баранов: в россии бум скульптуры

В Галерее сибирского мастерства Иркутского музея изобразительного исскуства им. В.П.

Сукачева несколько дней назад открылась масштабная столичная выставка «Своевременное мастерство. Леонид Баранов, его герои и друзья».

Экспозиция из 130 работ практически сорока авторов, большая часть из которых являются участниками Русском Академии художеств, является срезом современного отвлечённого мастерства, не чурающегося храбрых игры и творческих экспериментов со стилями. «АН» встретился с куратором этого выставочного проекта — искусствоведом Петром Барановым, дабы поболтать о состоянии русского мастерства, столичном памятниках Иркутска и художественном контексте.

— Наименование «Своевременное мастерство» — в первую очередь игра слов, но одновременно с этим как словно бы желание обозначить некое особенное положение живописцев-академиков в современном культурном контексте.

— Это наименование показалось из отечественного продолжительного общения с Александром Ситниковым (одним из авторов привезенного проекта) о том, что такое сейчас искусство и культура в целом, современное и хорошее мастерство в частности. Он в какой-то момент заявил, что в случае если отечественное творчество нельзя отнести к современному мастерству, то возможно назвать своевременным.

Это указывает, что соотнесены со временем не только сами живописцы, каковые так же, как и прежде живы и деятельно трудятся, не смотря на то, что многим из них за 70-летний период, но и их работы, отражающие ту либо иную эру, в которую они созданы.

Условно всех представленных тут живописцев возможно поделить на три поколения. Это шестидесятники — Зураб Церетели, Игорь Пчельников, Олег Савостюк, каковые стали преподавателями практически всем остальных, включая Леонида Баранова.

Второе поколение — те, кто начал в 70-е: это сам Леонид Баранов, Наталья Нестерова, Ксения Нечитайло, Ирина Старженецкая, Александр Ситников, Иван Казанский, Иван Лубенников. И те, кто, условно говоря, начинал в 80-е: Наталья Глебова, Сергей Мильченко и другие.

Любой из них дополняет картину отечественного сегодняшнего художественного мира.

— Большая часть из них, как написано в аннотации, академики Русском Академии художеств. Все живут в Москве?

— Не все представленные живописцы из Москвы. Отечественная задача состояла не в том, дабы продемонстрировать лишь столичных живописцев, либо лишь академиков, либо лишь народных живописцев.

Мы желали продемонстрировать сегодняшний срез русского мастерства, тех живописцев, каковые сейчас живы, деятельно трудятся и развивают выбранные ими направления. Но многие из авторов, условно говоря, сами являются направлениями.

В случае если мы говорим о Наталье Нестеровой, мы уже понимаем, что ее ни к чему не отнести — она сама по себе явление. То же касается и Баранова, и Церетели, и многих вторых из тех, кто тут присутствует.

— Выговор на выставке сделан на скульптуре. Чуть ли не добрая половина экспонатов в собственности именно к этому виду мастерства.

И большая часть из них — авторства вашего отца.

— Да, изначально выставка была организована три года назад к его 70-летнему юбилею, исходя из этого на ней так много его работ. В 2014 году в Москве состоялись две выставки — в Академии художеств и в выставочном зале Альянса живописцев.

А позже практически случайно данный проект начал собственный путешествие по России и все не имеет возможности остановиться. Иркутск стал 15-м по счету городом в этих гастролях.

Что же касается громадного количества скульптур, то это еще одна громадная канва данной выставки. Кроме папы, тут представлено порядка 10 ведущих столичных скульпторов.

Это, как я уже сказал, и Зураб Церетели, и Андрей Ковальчук, и Александр Рукавишников, и Михаил Переяславец, пара монументов которого стоит в Иркутске. Имеется тут и Александр Бурганов, что представлен скульптурой, созданной в сюрреалистическом стиле.

— Получается, что тут нет какого-либо противопоставления отвлечённого и современного мастерства.

— Полностью! Именно напротив.

Это противостояние в действительности придумано маленькой группой живописцев, каковые желают как-то выделиться на фоне отвлечённой школы. В случае если составить перечень так называемых актуальных живописцев, живущих и трудящихся сейчас в Российской Федерации, то в том месте еле наберётся 200 фамилий.

Тогда как в Альянсе живописцев состоит приблизительно 12 тыс. человек. Вот вам и пропорциональная отличие.

Живописцев хорошей школы в тысячи раза больше, и это естественно.

— И однако представленные авторы не замыкаются на хорошей школе и сугубо реалистическом мастерстве, это прекрасно видно на выставке.

— Вот как раз. Все живописцы, представленные в экспозиции «Своевременное мастерство», взяли хорошее хорошее образование, и любой из них сможет нарисовать ваш в полной мере узнаваемый портрет.

Но наряду с этим все авторы находятся в постоянном творческом поиске, ищут что-то новое, другими словами отвлечённую базу они проецируют на собственный художественный мир, что у каждого прекрасно прочитывается.

— Вы выросли в семье известного скульптора. Возможно представить, что ваше детство было не таким, как у других детей.

— Да уж. Я знаю всех представленных живописцев с самого детства, и не только этих, но и многих вторых, по причине того, что они все родные приятели моего отца.

С одной стороны, это весьма интересно, иначе — должна быть определенная моральная устойчивость ко всему, что происходит около, с ними, в их мастерских и без того потом. Родясь и живя достаточно продолжительно в самой мастерской, ты осознаёшь, как это сложно в плане бытовых условий.

И в то время, когда ты внезапно оказываешься у кого-то в квартире, где нет пыли, грязи, гипса и другого, у тебя появляются, скажем так, необыкновенные ощущения.

— Получается, что такая среда и жизнь общения естественным образом привели вас в эту же стезю.

— Не совсем. Я по большому счету в юные годы желал заниматься разработкой каких-нибудь ракет и сперва поступил на химико-физический факультет. У меня было значительно лучше с физикой и математикой, чем с историей.

Но в то время, когда я поступил, осознал, что это не мое. А позже я попал выставку в Пушкинский музей, и мне так понравилось, что я решил: желаю заниматься выставками.

Тогда я готовился и поступил на историю искусств в МГУ. Но в то время, когда поступил, я сделал вывод, что не желаю заниматься современными живописцами — они мне к тому времени уже давно надоели.

Так что я писал диплом, а на данный момент буду защищать кандидатскую диссертацию на тему русской архитектуры XVIII века. Так что вот это все, которое связано с выставками, — скорее хобби.

— Другими словами легко папе помогаете?

— Нет, не только. За эти годы было сделано множество различных выставок, не только папиных и не только с папой.

По большей части именно напротив. Бывают большие и сложные выставки, каковые наталкивают на новые идеи и мысли.

И для меня на данный момент крайне важна популяризация мастерства в стране, а не только в Москве. Я это осознал, в то время, когда начал заниматься данной выставкой и возить ее по разным городам России.

— Ну и как ощущения от этого процесса?

— Ощущения различные, и они зависят прежде всего от самого музея, от того, как скоро и как следует все делают люди, трудящиеся в нем. Второе — сам музей как площадка. Везде приходится выстраивать экспозицию по-новому, исходя из выставочных залов и особенностей здания.

В Иркутске мне, кстати, весьма понравилось музейное пространство: во-первых, залы верной и несложной формы, а во-вторых, хорошая высота потолков, которой в большинстве случаев не достаточно. В-третьих, крайне важен свет. И тут все прекрасно.

Музей весьма хороший, тут комфортно и весьма интересно делать различные выставки.

— Куда сейчас, по вашему точке зрения, движется русское мастерство?

— Оно так сложно и необъятно, что сообщить непросто. У нас в Российской Федерации опытных живописцев больше, чем в любой стране мира.

Приезжая в новый город, я стараюсь ходить по мастерским, и везде набирается как минимум с дюжина хороших живописцев. В Сибири, кстати, их больше, чем в Центральной России, я это ответственно заявляю.

В целом возможно отыскать огромное количество весьма сильных живописцев, и это не означает, что все они живут в Москве.

— А гениальных скульпторов среди них большое количество?

— Я бы по большому счету заявил, что сейчас в Российской Федерации бум скульптуры. В случае если мы заберём эпоху ренесанса, в ней за 300 лет возможно насчитать всего 20 скульпторов.

Сейчас лишь в одной Москве возможно насчитать такое же количество ведущих скульпторов, не говоря о других городах и Петербурге. Причем я имею в виду бум не в смысле количества монументов, а число качественных произведений, созданных различными людьми.

Именно с монументами чаще все намного хуже, чем с творческими работами, по причине того, что, в большинстве случаев, побеждают не самые проекты и лучшие скульпторы. В этом имеется значительная неприятность: самое страшное, что монументы выбирают по большей части госслужащие и в конкурсе побеждает проект с минимальной сметой.

А так при со скульптурой быть не должно. А в Иркутске, кстати, по большей части весьма хорошие монументы, как я могу делать выводы по тому, что успел заметить.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Овцы Андийской породы. Выставка Золотая Осень 2017


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: