Как научный прогресс отучил запад пользоваться мылом и горячей водой

Виновница самых губительных эпидемий в истории , чума, лишь открывает собственные тайны. Только в 2015 году ученые выяснили, что ее возбудитель стал смертельно страшен (из-за одной случайной мутации) всего десять тысяч лет назад, а массово убивать людей начал в конце бронзового века.

В большинстве случаев стремительное распространение «чуме » среди средневековых европейцев растолковывают тем, что они практически не мылись. Виновата ли в эпидемиях антисанитария и как по большому счету правильно представление о вонючем и завшивленном Средневековье?

Давайте разберемся.

Как научный прогресс отучил запад пользоваться мылом и горячей водой

© Leemage / Corbis / East News

Бросок катапульты

К середине XIV века Европа не знала чумы уже практически восемьсот лет подряд — чумная палочка не была эндемичной для этих территорий, а переносившие ее блохи и крысы определенных видов сами по себе никак не могли попасть из Китая на противоположный финиш материка.

Но во второй половине 40-ых годов четырнадцатого века им мало помогли — катапультой. Ордынцев, осаждавших генуэзскую факторию Кафа в Крыму, косила чума, и они стали забрасывать тела погибших в крепость.

Блохи перенесли бубонную чуму на осажденных, а по окончании отступления ордынцев генуэзские суда отбыли в Средиземноморье, неся «чум » дальше по просторам Европы.

Это стало причиной невиданную катастрофу: самый пострадавшие от чумы страны лишились от трети до половины населения. Неспециализированное число погибших оценивается от 75 миллионов человек и выше, что превосходит количество погибших во Второй мировой.

С той поры чума не покидала Европу: местные блохи (крысиные) и сами крысы стали ее постоянными носителями. Большие эпидемии случались в Ветхом Свете впредь до XVIII века.

мракобесия и Эпоха невежества?

У Средневековья сложилась неважная репутация. «Обычный уровень средневекового зверства» (Стругацкие), «средние века — эра культурного регресса, мракобесия и невежества» и без того потом. В частности, принято вычислять, что с падением римской империи в Европе забыли, как делать мыло, и закинули обычай мыться.

В общем, «церковь запрещала мыться, поскольку нагота — грех». К тому же непонимание того, что заболевание вызывают бактерии, а не воля Божья, мешало объявлять карантин и грамотно бороться с эпидемией.

Увы, эти представления, базирующиеся на лучших изучениях исторической науки XVIII-XIX столетий, уже в прошлом столетии не выдержали проверки фактами.

© Hulton Archive / Getty Images

Кроме того в раннесредневековой Германии, где никаких римских традиций ни при каких обстоятельствах не было, слово «баня» видится в Баварской правде VIII века, равно как и во многих вторых источниках. Простым делом были публичные купальни, где мылись и мужчины, и дамы — так как представление о недопустимости наготы в публичных местах, приписываемое церкви, в действительности появилось в Европе лишь в десятнадцатом веке.

В Париже еще в тринадцатом веке число публичных купален исчислялось десятками, а английский энциклопедист XII века, монах Александр Неккам писал, что просыпался по утрам от через чур громких криков банщиков, зазывавших людей в собственные заведения. Единственное, что без шуток смущало церковь в этих местах, — то, что их довольно часто применяли пара не по назначению.

Находки в тирольском замке Лемберг продемонстрировали, что в средневековой Европе были не только запечатленные на множестве средневековых миниатюр брэ (к XV веку смотревшиеся как домашние трусы), но и женские трусы и бюстгальтеры в полной мере современного вида. Более того, Мишель Монтень (XVI век) упоминает о манере поменять это белье с частотой, которую практикуют, к сожалению, не все отечественные современники.

© Antithesis Christi et Antichristi (Jensky kodex/Jena Codex),

Praha, Knihovna Narodniho muzea, IV.B.24, fol. 80r

Изобретение карантина

Вызывающе большие сомнения и представление о том, что средневековые люди вычисляли единственным источником заболевания Божий бешенство, почему не принимали мер против заражения чумой. Еще до нэ было как мы знаем, что «небольшие создания, невидимые глазу, парящие в воздухе, входят в тело через нос и рот, приводя к серьёзным заболеваниям».

О них сказал, не смотря на то, что и менее с уверенностью, и венецианский доктор XV столетия Джироламо Фракасторо. И не смотря на то, что в Средние века более распространенной была греческая теория миазмов — вредных газов, отравляющих тело и вызывающих заболевания, она кроме этого логично вела к мерам по карантину.

Власти Генуи не пускали в город больных под страхом смерти. В Венеции с 1348 года заставляли все приходившие суда подолгу ожидать в море (инкубационный период чумы мал), а всех погибших от заболевания жителей приказывали хоронить на большой глубине на намерено выделенном острове.

Само слово «карантин» случилось как раз из средневекового венецианского диалекта и свидетельствует 40 дней изоляции для прибывших судов. Более того, опыт организации противоэпидемической борьбы в Венеции того времени кроме того сегодняшними экспертами согласится так образцовым, что из него внесли предложение извлечь уроки в связи с современной вспышкой Эболы.

Данный опыт был неспешно позаимствован всей Европой. «Великая чума» в Лондоне XVII века сопровождалась запретом для заболевших покидать собственные дома на карантинный период, равно как и введением норм по глубине чумных захоронений.

До чего довел прогресс

Чумные пандемии быстро повысили интерес к медицине: вся Европа поняла важность данной науки. Очень любопытные медработники от ознакомления с древними теориями Галена перешли к практическим опытам по вскрытию трупов и — со второй половины XV века — к собственной теоретической работе.

В начале Нового времени доктора выдвинули догадку, что миазмы, исходящие от почвы, вызывают заболевании тем легче, чем уязвимее к ним сам человек. Мытье же, расширяющее поры организма, очень сильно облегчает миазмам путь вовнутрь организма.

Вердикт: все эти бани и общественные купальни не увеличивают шансы выжить.

Как суммировал Эразм Роттердамский: «Нет ничего более страшного, чем в то время, когда многие подвергают себя действию одного и того же пара, в особенности в то время, когда их тела открыты жару…» Казалось логичным, что в случае если заболевания переносятся миазмами либо «небольшими организмами, плавающими в воздухе», то пар (либо газ) данный процесс активизирует — так как про то, что высокая температура убивает микробов, еще не было человека, кто знал! К тому же, продолжает титан Восстановления, многие визитёры таких мест «страдают инфекционными болезнями,… несомненно многие из них больны сифилисом».

Как отмечает Эразм, не смотря на то, что обычай посещать бани и сохраняется (на 1526 год), он быстро теряет популярность: «25 лет назад ничто в Брабанте не было так модно, как посещение бань, но сейчас они везде вышли из моды, поскольку сифилис научил нас держаться от них подальше».

Б. Луини. Купание нимф. Фреска. Миланская Брере.

Забавное наложение не совсем корректной догадки нарождавшейся современной медицины на эпидемию импортированного из Америки сифилиса дало собственные плоды: среди населения распространилось вывод, что мыться вредно. Очевидно, победа разума над безумным мытьем была не мгновенной.

Ежедневник германского торговца Лукаса Рема фиксирует, что в мае-июне 1511 года он мылся 127 раз — значительно чаще, чем мы с вами.

Ничего необычного в этом нет: тогда совместное мытье в бане либо купальне хозяин довольно часто предлагал гостю (а также — на протяжении торговых сделок), как отечественные современники предлагают выпивку. Но активная пропаганда приверженцев актуальной теории миазмов меняла обстановку.

Всего через три десятка лет Генрих VIII уже запрещает бани в окрестностях Лондона.

Итоги перехода от Средневековья к Новому времени в гигиеническом замысле были печальны. Еще сравнительно не так давно систематично мывшиеся европейцы довольно часто по большому счету прекратили делать это — доктора не рекомендуют!

Учитывая, что другие советы докторов того времени (к примеру, строгий карантин на протяжении английской Великой чумы XVII века) очевидно трудились, то и к этим прислушивались.

Чистые русские варвары

Само собой разумеется, были и те, кто остался в стороне от столбовой дороги прогресса. Так, в конце XVI века просвещенный европеец, ученый выпускник Кембриджа, отправленный с дипломатической миссией в безжалостную Россию, корит московитов за незнание элементарных истин о вреде бань: «они ходят два либо три раза в неделю в баню… кожа от холода и жара изменяется и сморщивается… По моему точке зрения, это происходит от того, что они всегда сидят в жарких покоях, занимаются топкой бань и печей и довольно часто парятся».

Как видим, разум одержал победу над чёрными силами только в границах распространения западной цивилизации.

Русская баня XVII века

© Оудовъ Ларьць

Но, и в том месте пребывали отдельные отсталые личности. Так, Элизабет Пепис, супруга автора и крупного чиновника известного ежедневника о повседневной жизни лондонцев Сэмюэла Пеписа (1633-1703), по окончании брака отказала мужу в близости, пока тот, наконец, не помоется.

Само собой разумеется, муж дал согласие не сходу. Но потерпев три дня, сдался и подверг собственный здоровье риску атаки через «открывшиеся поры».

Учитывая, что в собственном ежедневнике Пепис обрисовывает себя как очень компанейского человека, возможно высказать предположение, что реакция его жены была очень нетипичной для того времени.

Средневековый европеец очевидно был менее «блохастым», чем человек Нового времени, в то время, когда размах чумных пандемий быстро сократился. Следовательно, обстоятельства ужасающей смертности от данной болезни в Средние века в чем-то втором.

Может, дело в том, что не было канализации? Но в Новгороде еще до чумы XIV века существовала развитая канализационная сеть с закрытыми трубами. Однако заболевание не минула данный город.

И по в полной мере понятной причине: от Франции и дальше на север она шла по большей части в легочной форме — от человека к человеку. Европейский обычай выливать отходы в открытые сточные канавы имел возможность содействовать размножению крыс, но никак не оказывал влияние на инфицирование человеком.

О пользе вреда

Чума позвала самые большие и губительные эпидемии в истории — сопоставимые по последствиям с мировыми войнами. Но кроме того не обращая внимания на отсутствие систематических медицинских познаний, люди уже в Средние века смогли выработать достаточно целесообразную совокупностей мер по захоронениям и карантину погибших, что разрешало встретить последующие чумные волны во всеоружии.

Ни одна из эпидемий больше не уносила главную часть населения больших западноевропейских государств, а обострившемуся публичному интересу к проблеме заболеваний мы практически обязаны происхождением современной медицины, занявшейся не только изучением трактатов древних, но и самого людской тела.

На этом дороги были и не самые успешные шаги — ошибочная теория миазмов на несколько столетий вправду сделала жизнь европейцев практически такой же смердящей, как ее обрисовал Патрик Зюскинд в собственном «Парфюмере». Но в конечном итоге кроме того это принесло пользу, вынудив Париж и Лондон во второй половине XIX бороться с «миазмами» созданием действенных канализационных совокупностей и сделав громадные города местом, где люди, наконец, смогли ходить, не зажимая носы.

 Источник: А. Березин lenta.ru

Технический Прогресс.Эволюция материалов_Материалы будущего. 1 серия.


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: