Как в исламском мире решали «алкогольный вопрос»
Сравнительно не так давно православные христиане отметили Крещение Руси — событие, которое принято связывать с выбором веры князем Владимиром. Древнерусский летописец говорит, что князь, не смотря на то, что и прельстившись 70 женами мусульманского рая, не выбрал ислам, запрещающий вино, потому что «Руси имеется радость выпивать: не можем без того быть».
Но в случае если неприятие алкоголя в действительности было весомым доводом для Владимира, то князь очевидно погорячился — как свидетельствует история, запрет на горячительное в исламском мире соблюдался далеко не везде и не всегда.
За 1400 лет истории мусульманских обществ вино, ракы и другие спиртное неоднократно игрались ключевую роль, в особенности в жизни элиты, к которой имел возможность бы принадлежать и русский князь. Кроме того само слово «алкоголь» — арабского происхождения. «Лента.ру» постаралась разобраться в сложных отношениях ислама со спиртосодержащими напитками: от времен пророка до последних инициатив турецкого правительства.
Вино не тут, но в раю
В доисламскую эру арабы уже знали о вине и его опьяняющем действии. Напиток данный привозился торговцами (евреями и христианами) во множество христианских монастырей, появившихся на окраинах Аравийского полуострова в III-VII столетиях отечественной эры.
Сам пророк Мухаммед изначально относился к вину нейтрально. Но по окончании нескольких инцидентов с участием собственных пьяных соратников (драка на пиру и неточности в молитве, которую сказал сподвижник Мухаммеда, будучи навеселе) было конкретно не разрещаеться потребление опьяняющих напитков. «О вы, каковые уверовали!
Вино, майсир [азартная игра], алтари, [гадальные] стрелы — мерзость из деяния сатаны. Сторонитесь же этого, — возможно, вы окажетесь радостными!» (Сура 5 «Аль-Маида», аят 90, перевод И. Крачковского).
Наряду с этим наслаждение и всю радость от плодов лозы (один из даров Аллаха человеку) пророк не запретил — в эдем: «Образ сада, что обещан богобоязненным: в том месте реки из воды непортящейся, и реки из молока, вкус которого не изменяется, и реки из вина, приятного для выпивающих» (Сура 47 «Мухаммад», аят 15). Но нарушение этого запрета в жизни делало мусульманина безбожником (неизменно имеющим возможность искупить собственную вину), но не еретиком (которому больше нет места в общине верующих).
Другими словами ересью было оспаривать запрет на алкоголь, а выпивать вино — это что-то прискорбное, но допустимое.
Необходимо упомянуть и еще об одной лазейке: в раннем исламе четко прописывалась неприемлемость вторжения в личную судьбу верующих с целью поймать их «с поличным», что считалось несовместимым с достоинством и честью мусульманина. Именно поэтому мусульманин имел возможность выпивать в одиночестве, в покое собственного дома, и никакой «полиции нравов» в том направлении ходу не было.
Вино для элиты, опиум для народа
В Аравии запрет на вино не позвал особенных споров — в итоге, арабы-кочевники ни при каких обстоятельствах сами не возделывали виноградники. Но позже распространение ислама на восток и запад охватило области с многотысячелетней традицией виноделия.
Еще древние историки писали об обильных возлияниях персидских царей и их приближенных. И формальный запрет на новых территориях был фактически проигнорирован: кроме того халифы из багдадской семейства Аббасидов (750-1258 годы), начальники мусульманской общины, выпивали совместно со собственными придворными ночи и дни напролет.
Халиф с бокалом вина.
Фреска из бани в Фустате (Каир). XI век
Фото: studyblue.com
При дворе Харуна аль-Рашида творил «любви и певец вина» поэт Абу Нувас, прославившийся целыми циклами в жанре хамрийат (сложные многосюжетные стихи на тему винопития). Антиалкогольные законы халифов были направлены лишь против потребления вина широкими весами (власти опасались, что это приведет к бунтам).
И на западе исламского мира, в Андалусии, обстановка была такой же: все Омейяды известны собственной любовью к вину. Бадис ибн Хаббус, амир Гранады (XI век) так продолжительно пьянствовал в дальних помещениях собственного дворца, что народ счел его мертвым.
Что касается Средней халифата (Азии и востока Ирана), то вся хорошая персидская поэзия, зародившаяся при дворах семейств Саффаридов и Саманидов, наполнена символикой вина. То же возможно сообщить о мистической поэзии суфиев.
Красивый виночерпий как духовный наставник, красное вино, просвечивающее через стены кубка, как знак божественного света, кабак как хранилище священных тайн, суфий, проливающий напиток на коврик для молитвы (знак презрения к лицемерию и косности официальной религии), — вот ее метафоры, броское представление о которых дает творчество Хафиза Ширази и Омара Хайама.
парень-виночерпий. Иран, XVII век
Избражение: Onnagirai / Wikipedia
В целом обстановку с алкоголем в исламском средневековье возможно обрисовать так: высшие классы (хасс) вычисляли винопитие одной из привилегий собственного положения. Запрет на вино, с их точки зрения, касался лишь простолюдинов (аввам), каковые в опьянении теряют человеческий вид и не могут к самоконтролю.
Так что лекарством от тоски и главным болеутоляющим средством для низших классов был в первую очередь опиум, что прямо не запрещают ни Коран, ни богословская традиция.
султанские запреты и Христианские кабачки
Ближе к современности, в XIII-XVI столетиях, власть в исламском мире перешла к кочевникам из степей Евразии — монголам и туркам. Их повелители — от тюрков и Тамерлана-кызылбашей до первых османских правителей — правили, не вылезая из седла, в бессчётных походах.
Они выпивали до и по окончании сражений, обосновывая крепость духа и тела, свободного от уз религии. Но по окончании военных поражений многие ханы и шахи пробовали вернуть благосклонность Аллаха, запрещая винопитие в собственных странах и лично воздерживаясь от алкоголя.
К примеру, при вступлении на престол Солтана Хосейна (правил в Иране с 1694 по 1722 год) из шахского погреба извлекли шесть тысяч бутылок вина и вылили на основную площадь Исфахана. Но уже через два года двоюродная бабушка шаха, страдающая от пьянства, убедила монарха снять запрет и в итоге споила его.
Мир Сеид Али. Вечерняя судьба дворца.
Иллюстрация к «Хамсе» Низами (XVI век)
Изображение: Mir Sayyid Ali
Более неоднозначной была обстановка в Турции, которая в XV-XVIII столетиях являлась абсолютным фаворитом мусульманского мира. Под властью султанов были почвы от Ливии до Ирака и от Венгрии до Аравии.
По окончании взятия Константинополя в первой половине 50-ых годов XV века бывшие кочевники стали руководить миллионами горожан и земледельцев, многие из которых сохранили христианскую веру. В сельской местности мусульмане оставались трезвенниками, предпочитая выпивать воду, христиане по старинке выпивали .
Были и необыкновенные случаи: перешедшие в ислам обитатели Боснии подчинились запрету на винопитие, но думали, что на ракию (крепкий напиток, приобретаемый дистилляцией ферментированных фруктов — слив, яблок, айвы, персиков) он не распространяется. В больших городах (Стамбуле, Измире, Алеппо) все кабаки держали греки, евреи и армяне.
Легкодоступность других радостей и вина судьбы в христианских кварталах вызывала у мусульман сложные эмоции: зависть к чужой свободе в один момент с неприязнью к пороку.
Кабачок в Стамбуле. Финиш XIX века
Фото: buyukkeyif.com
Правоверные имели возможность наведываться в том направлении лишь втайне от властей и соседей, но никто не мешал им изготавливать алкогольный напиток дома, для чего в полной мере открыто приобретались тонны винограда. Однако султаны иногда запрещали вино (равно как табак и кофе): при вступлении на престол, перед походами , под давлением улемов (священников), на протяжении эпидемий чумы, перед смертью, в страхе перед бунтами.
Но сама частота аналогичных запретов говорит об их неэффективности. Наконец, к XVIII веку налог на спиртное стал неотъемлемой частью национальных доходов, лишиться которых правительство просто не могло себе позволить.
Алкогольная вестернизация
Как мы знаем, что на Западе кафе сыграли ключевую роль в политическом созревании и подготовке «революций» среднего класса. Торговцы, юристы, биржевые игроки, учёные и писатели планировали в кафе, выясняли новости и обсуждали разные проблемы.
В Турции кофейни также делали эту функцию, не смотря на то, что и в более скромных масштабах: в том месте зарождалось пространство для общения, хорошее и от мечети, и от дворца. Но таверны ни при каких обстоятельствах не могли стать подобным прогрессивным университетом.
В том направлении приходили таясь, опасаясь опозориться, а вместо бесед звучно визжали в надежде на то, что душа убежит из тела (перед тем как алкоголь попадет в рот и совершится грех). Об этом эпизоде поведал австрийский доктор Любенау, посетивший Стамбул во второй половине 80-ых годов XVI века.
В десятнадцатом веке, в эру активных контактов и модернизации с Западом, у спиртных напитков показался новый суть — они стали знаком прогресса. Султаны выпивали шампанское (действительно, сначала лишь на приемах с участием европейских послов).
За двором эта мода распространилась на все высшие классы османского общества. Богатые турки имели возможность на стол непочатую бутылку бордо, дабы показать гостям собственный узкий вкус.
Кроме того шейх-уль-ислам (верховный исламский богослов империи) дал мусульманам пить вино, в случае если это полезно для их здоровья. Действительно, уровень качества местных вин к началу ХХ века было не на высоте, так что более популярным стало пиво: в Измире и Стамбуле десятками раскрывались пивные бары.
Но больше всего в Турции полюбили ракы — настоянный на анисе крепкий (40-50 градусов) виноградный напиток. Он был дешевле крепких напитков из Европы и не смотрелся столь явным зарубежным заимствованием, как пиво.
Наконец, его потребление очевидно не противоречило кораническому запрету: в отличие от вина, ракы приобретают не из виноградного сока, а из выжимки. Ракы предпочитал и папа — основатель Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк.
Как мы знаем, что именно стаканчик ракы он опрокинул сразу после вступления армий республики в разграбленную и горящую Смирну (этим ужасным эпизодом в первой половине 20-ых годов XX века закончилась греко-турецкая война).
Кемаль Ататюрк со стаканом ракы
Фото: lordsofthedrinks.com
В Иране «алкогольная вестернизация» шла подобным образом, лишь зарубежное влияние ощущалось больше со стороны России. Импорт французского вина обходился через чур дорого, и многие богатые иранцы предпочитали «закуски» и стопки русское сочетание водки.
Ракы и водка из Закавказья наводнили северные провинции, а российское пиво продавалось по всей стране: в 1902 году из 134 634 бутылок, ввезенных в Иран, 121 130 (либо 90 процентов) были произведены в Российской Федерации.
Отказ от спиртного как поиск идентичности
В двадцатом веке в исламском мире к власти везде пришли светские режимы. И по сей день легальность приёма спиртного находится в прямой зависимости от уровня секулярности того либо иного страны, другими словами зависимости его правовой совокупности от догм ислама.
Продажа спиртного всецело запрещена в Саудовской Аравии. В Иране и Пакистане его смогут приобрести лишь немусульмане и лишь по предъявлению документа о вероисповедании.
В противоположном лагере до недавнего времени пребывала Турция. Ататюрк не только отделил религию от страны, но и свел к минимуму ее присутствие в публичной судьбе. Во второй половине 20-ых годов XX века мусульманам не запрещалось продавать и использовать алкоголь.
Однако турки не стали очень сильно выпивающей нацией: в 2010 году потребление спиртного на одного человека в стране было самым низким в Европе (полтора литра в год).
Пришедшая к власти в 2002 году умеренно-развития начала и исламская Партия справедливости планомерное наступление на алкогольную «вольницу». В 2012-м был принят закон о запрете продажи спиртного в розлив, что ударил по ресторанам и кафе.
В апреле 2013 года глава правительства страны Реджеп Тайип Эрдоган заявил национальным напитком Турции не ракы, а айран (кисломолочный напиток), а через месяц парламент запретил реализовывать алкоголь ночью, и на расстоянии ближе 100 метров от мечетей и школ. Но главным орудием правительства стали налоги: из-за них цена ракы к 2010 году четырехкратно увеличилась, а пива — в восьмеро.
Стоимости приблизились к уровню скандинавских, что в небогатой ближневосточной стране очень сильно сократило потребление спиртного. А это, со своей стороны, стало одним из предлогов к протестам против партии Эрдогана и исламизации публичной жизни: участники антиправительственных акций весны 2013 года разбивали бутылки пива и поднимали издевательские тосты в честь премьера.
Участница антиправительственных акций в Измире
Фото: Ozan Kose / AFP
Иран в ХХ веке кроме этого шел по пути растущей популярности спиртного (самогона у средних классов и импортных вина и виски — у элиты), не смотря на то, что сельские обитатели (как раз они до 1980-х составляли большую часть в стране) практически не употребляли спиртного. К тому же по окончании исламской революции 1979 года духовенство повело замечательнейшее наступление на алкоголь и запретило мусульманам его потребление.
В следствии иранцы возвратились к «тайнопитию»: каждый год в стране нелегально реализовывают 80 миллионов литров алкоголя — и это лишь согласно данным из официальных источников. Причем по большей части его привозят из Иракского Курдистана, а покрывают контрабандистов, по слухам, сами Стражи исламской революции (КСИР).
Иранцы, в отличие от европейцев, в случае если уж выпивают, то делают это до полной утраты сознания, заявил шиитский имам в интервью BBC News.
Ну а до тех пор пока правители исламских государств пробуют законодательно оказывать влияние на потребление спиртного, алкоголь незаметно и исподволь трансформирует сам ислам как религию. в течении практически всей истории мусульманских стран запрет на алкоголь насаждался сверху — со богословов и стороны властей, а людьми воспринимался как неудобное правило, которое нужно обойти с минимальными утратами для собственного кошелька, совести и здоровья. на данный момент же, в особенности в развитых государствах, мусульмане часто самолично определяют собственную религиозную идентичность (к примеру, надевая платок) и ищут ответы на вопросы о том, как обязан жить правоверный. Выделено необязательное соблюдение поста в священный месяц рамадан по всей строгости и полный отказ от спиртного довольно часто являются наиболее значимыми ответами, определяющими личную религиозность мусульманина.
Источник: А. Киниц lenta.ru
Вопрос алкоголя в Исламе! Ислам Зарипов