Как женщины растерзали мужчину

В Центральном отвлечённом театре Русском армии (ЦАТРА) состоялась премьера спектакля «Данный безумец Платонов» по ранней пьесе А.П. Чехова, которая кроме того не имеет правильного заглавия (её именуют то «Платонов», то «Безотцовщина»).

Постановка режиссёра Александра Бурдонского удалась – премьера шла слаженно, в хорошем бодром темпе, воздействие много раз прерывалось аплодисментами. Тема спектакля грустна и весьма понятна русскому человеку.

В центре всех происшествий – несчастный школьный преподаватель Михаил Платонов (Игорь Марченко). В отличие от Платонова А. Калягина из известного фильма Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино», Платонов И. Марченко совсем скромный, ничем очень не примечательный человек.

Ничего смелого, романтического – эдакий «обычный представитель» со славянской наружностью. Глаза, действительно, незаурядные – живые, яркие, страдающие.

Человек задумчивый, склонный винить себя, с развитой совестью. И имеется у него роковая изюминка – ощущать даму, откликаться на её призыв. Трагедия в том, что Платонов один, а дам большое количество.

Никакой самый хороший и сильный человек не вытянет на себе тяжёлый груз их страстей, надежд, упований и иллюзий…

Первое воздействие спектакля, происходящее в усадьбе генеральши Войницевой, режиссёр решил как карнавал – гости появляются в маскарадных костюмах, то перед нами Пьеро, то вельможа в пудреном парике, то венецианская красотка, то «русская народная» парочка (это именно Платонов с женой). Карнавал затеяла прекрасная хозяйка, Анна Петровна (в данной роли – Людмила Чурсина), и она царит, правит балом, поскольку в нашем мире даме помой-му поклоняются.

По крайней мере, говорят об этом. Да лишь всё это безлюдное – дамам нужно не поклонение, а что-то второе, что они думают добыть из Платонова.

Никто в данной ситуации не унижен, не осмеян, однако зал частенько смеялся, так разумеется было для зрителя то, чего отчаянно не осознавали героини. Занятые лишь собственной душевной судьбой, они не видели и не слышали настоящего человека.

В загадочных глубинах их прекрасных головок зарождается то, что только принципиально важно для них (любовь) – и не требуется ни миру, ни преподавателю Платонову.

Как женщины растерзали мужчину

Фото Центральный Театр Русском Армии / Facebook

Генеральша Анна Петровна желает забрать Платонова по-армейскому, прямым штурмом. «Крепость пришла забрать! – сокрушается преподаватель. – Осознай: я не крепость, я ужасная слабость!..» Чурсина старше собственной героини, но в этом случае это никакого значения не имеет. Принципиально важно, что перед нами изумительная статная женщина, эдакое старшее женское божество – и наряду с этим она забавная, нелепая, несчастная дама.

Во втором действии, в то время, когда карнавальные костюмы уже скинуты и персонажи являются в «простых» для финиша позапрошлого века платьях (живописец по костюмам – Андрей Климов, и это успех), имеется милая сцена. генеральша и Платонов, покинув амурное сражение, душевно, по-приятельски выпивают, и шикарная помещица легко, по-бабьи жалуется на судьбу, выбирая гитарные струны, – дела нет, детей нет… За все нехватки в женских судьбах обязан ответить бедный храбрец!

Супруга Платонова – Саша (Мария Шмаевич) – думается сначала доброй, недалёкой хозяюшкой, но стоит ей определить об измене, и перед нами хорошая психопатка мелодрамы. О речи и прощении мужа быть не имеет возможности – оскорблённая супруга удаляется заканчивать с собой.

А очаровательная любовница Платонова Софья (Анастасия Бусыгина) невыносима из-за идиотских порывов и непомерной требовательности куда-то в «новую судьбу». Кроме того: к ним, убивающим Платонова, присоединяется и обворожительно-глупая женщина Маша (Елена Сванидзе) – и она мигом влюблена, и ей нужна собственная порция страданий и страстей.

Отечественный храбрец уже еле ногами двигает, кричит: «Я болен! Болен я!» – никто не слышит, не откликается. Читают о собственном, требуют, проклинают, умоляют.

А человек, нечайно позвавший эти бури, гибнет…

В спектакле ЦАТРА «Данный безумец Платонов» видно зрелое мастерство, неизменно сопряжённое с эмоцией меры. Слаженный актёрский ансамбль. Никакой вульгарности, нет уклона ни в архаику (спектакль достаточно динамичный), ни в похабное осовременивание.

В начале и в конце звучит голос Лемешева, поющего «В сиянии ночи лунной…», на протяжении действия иногда появляются романсы либо куплеты из оперетки, но всего этого мало, и всё это уместно. Простые и стильные декорации живописца Валерия Фомина составлены из простых столов и стульев, в полной мере в русле настроений этого сезона (денег мало, и богатых пьес практически нет).

Не осознаю, чем Александр Бурдонский провинился перед критикой круга «Золотой маски» (думается, они по большому счету ни при каких обстоятельствах не входят в ЦАТРА), – я совершила хороший вечер на его грустном и элегантном спектакле. Кроме того начала размышлять: в случае если прекрасно знать дам, вероятно ли им поклоняться?

Либо: что делать мужчинам, в случае если в них имеется свойство откликаться на женский призыв, как им остаться в живых?

Зрелый Чехов сообщил бы, что нужно трудиться. Чехов юный, что написал о бедном Платонове, этого ещё не знал.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Зверское убийство матери 5 детей Особый репортаж


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: