Какую роль сыграла армейская авиация в панджшерской операции в афгане
Второй этап Панджшерской операции Афганской кампании 1979–1989 годов начался 15 июля 1982 года. Целью операции в провинции Каписа был разгром соперника в Панджшерском ущелье при артиллерии и поддержке авиации.
Наряду с этим особенная роль в грядущих битвах отводилась пилотам военном авиации под руководством Виталия Павлова.
Район ущелья Пандшер являлся на протяжении Афганской войны центром снабжения мятежных сил северных и центральных провинций страны боеприпасами и вооружением. Через него проходили главные караванные дороги из Пакистана в провинции Бадахшан, Баглан, Каписа, Парван.
Для принятие участия в операции было привлечено 20 советских и афганских батальонов неспециализированной численностью более чем 10 тыс. человек. Управление операцией осуществлял начальник штаба 40-й армии генерал Норат Тер-Григорьянц.
Приказ: сровнять Москву с почвой
Ровно 75 лет назад, 4 июля 1941 года, началось создание входивших в совокупность ПВО Москвы световых прожекторных полей недалеко от Можайска — на…
Главные показатели операции: неспециализированная глубина — 200–250 км, ширина полосы с учетом артиллерии и действия авиации — 60–80 км, длительность главного этапа операции — 20 дней. Главными изюминками операции являлось массированное использование тактического воздушного десанта неспециализированной численностью более чем 4,5 тыс. человек на всю глубину операции.
Горный рельеф местности разрешал мятежникам создать широкую сеть оборонительных сооружений с взаимно перекрываемыми секторами огня. Наличие у соперника громадного количества зенитных средств сковывало использование авиации, в особенности вертолетов огневой помощи.
В этом стратегически серьёзном ущелье на северо-востоке Афганистана (провинции Каписа и Парван) всецело господствовали вооруженные формирования под руководством уже известного в те времена Ахмад Шаха Масуда. Этому афганскому полевому начальнику, известному под прозвищем Панджшерский Лев, в то время было всего 29 лет.
Группировка мятежников в Пандшере насчитывала более 30 банд неспециализированной численностью более чем 5 тыс. человек.
Леонид Якутин
Первая Панджшерская операция, в которой наровне с соединениями и частями 40-й армии учавствовали афганские правительственные армии, проводилась во время с 17 мая по 10 июня 1982 года. Тогда ценой громадных потери отечественных армий были захвачены главные опорные пункты душманов.
Действительно, удерживать их в течение продолжительного периода времени частям и подразделениям 40-й армии не представлялось вероятным. В Панджшерской операции для нужного перевеса в живой силе над соперником были оголены оборона и охрана серьёзных административных и политических центров Афганистана.
Продолжительно держать их без прикрытия руководство 40-й армии не считало вероятным. Исходя из этого соединения и части по завершении операции были выведены из Панджшерского ущелья.
Появившиеся вакуумы были тут же заполнены формированиями вооруженной афганской оппозиции.
С целью проведения второй Панджшерской операции была создана достаточно замечательная группировка ВВС. Она насчитывала более 100 вертолетов и около 50 самолетов.
Часть из них привлекалась с аэропортов постоянного базирования, находящихся на территории СССР. Возглавлять авиационную группировку было поручено Виталию Павлову, в то время полковнику, начальнику 50-го отдельного смешанного авиационного полка, базирующегося в Кабуле.
Полковник Павлов к тому времени был уже легендарной личностью, широко известной не только в Вооруженных силах СССР, но и в рядах соперника.
За успешное проведение первой Панджшерской операции он был представлен к высокому званию Храбреца СССР, а сам Ахмад Шах причислил его к стану собственных личных неприятелей.
Панджшерское ущелье стараниями Ахмад Шаха было перевоплощено в твердыню вооруженных формирований афганской оппозиции на северо-востоке страны со своей, причем очень искусной, совокупностью обороны. Для блокирования продвижения отечественных подразделений в глубину ущелья мятежники организовали совокупность обороны по господствующим высотам.
Более ста опорных пунктов, занимаемых ими, шепетильно подготавливались в инженерном отношении с целью противостоять артиллерии и ударам авиации. Промежутки между ними простреливались огнем из миномётов и стрелкового оружия.
Была организована объединенная совокупность ПВО, управляемая по радио из единого центра. В ущелье имелись склады с оружием, медикаментами и боеприпасами, больницы, колонии, базы отдыха.
Через перевал, замыкающий ущелье на северо-востоке, из Пакистана рекой шло оружие, растекавшееся позже по всему Афганистану. Имелась у душманов и прекрасно отлаженная совокупность сбора разведданных.
Начиная от наблюдателей из местных обитателей и заканчивая важными чиновниками из ЦК партии, правительства и министерства обороны. Исходя из этого утверждение Ахмад Шаха, что «ни одна нога шурави не ступит на подконтрольную ему территорию», не было лишено оснований.
Виталий Павлов, применяя эти отечественной разведки, осознал, где в совокупности обороны соперника находится самое ахиллесова пята. Это был маленькой аэропорт Эвим (Шахран), находящийся за перевалом в каменной котловине, рядом с пакистанской границей.
В том направлении на вертолетах тайно из Пакистана перевозилось оружие, которым снабжалась повстанческая армия Масуда. Сложность заключалась в том, что для последующего уничтожения и захвата аэропорта Эвим нужно было преодолеть перевал высотой около 5 тыс. метров.
Вертолеты Ми-8 с десантом с трудом еще имели возможность это сделать. А вот ударным вертолетам Ми-24, применяемым в таких случаях для прикрытия десантно-транспортных Ми-8, это было уже не под силу. Тогда Павлов решил
Алексей Ефимов
применять результаты ударов истребителей-бомбардировщиков по распознанным целям на маршруте и недалеко от вражеского аэродрома и под их прикрытием организовать проход вертолетов через перевал и высадку десанта.
Командующий ВВС 40-й армии генерал Владимир Шканакин это решение утвердил, и рано утром 16 июля колонна из 46 десантно-транспортных вертолетов Ми-8 во главе с 28-летним майором Анатолием Сурцуковым отправилась на Эвим. Действиями авиации с самолета-ретранслятора Ан-26РТ руководил полковник Павлов.
Экипажам Ми-8 приходилось весьма непросто. Они осуществляли долгий перелет через горный хребет на громадной высоте, в условиях очень разреженного воздуха, в бронежилетах, каковые в те времена весили около 16 кг, на пределе возможностей автомобили, загруженной десантом, с постоянным риском быть обстрелянными с почвы.
Это потребовало от летного состава громадных затрат физических и моральных сил.
В соответствии с планом операции, требовалось за маленькое время высадить десант численностью более 2 тыс. человек. В сутки на любой экипаж приходилось по три-четыре вылета длительностью около двух часов, причем в экстремальных условиях.
Но авиаторы выдержали эти, без всякого преувеличения, сверхнагрузки.
Успех военных действий был обеспечен хорошей физической и морально-психотерапевтической подготовкой, проводимой с летным составом в то время. Любой вылет осложнялся еще и тем, что в районе высадки, в горном образовании, воображавшем собой каменную кастрюлю шириной около 1 км, носились на нескольких эшелонах высот десятки штурмовиков, истребителей прикрытия, вертолетов десантной группы.
И это в условиях сильной запыленности от взрывов бомб, ракет, снарядов авиапушек, от которых видимость, как говорят пилоты, подсаживалась до минимума.
Лишь шепетильно продуманный Виталием Павловым точное выполнение и план его пунктов экипажами разрешило избежать столкновений в воздухе.
Заход на аэропорт Эвим был вероятен лишь с одного направления, причем из ущелья. Как, но, и выход из него.
Исходя из этого колонна десанта на вертолетах напоминала конвейер либо эскалатор в метро, в то время, когда по кольцу движутся автомобили, в горловине ущелья двигаясь навстречу друг другу.
Как позже выяснилось, как раз в этом самом узком месте, которое полностью нереально было обойти, размешалась сохранившаяся зенитная установка, которая обстреливала вертолеты группы. Повезло отечественным десантникам и вертолётчикам вследствие того что из всего расчета установки в живых по окончании расчистки штурмовиками места высадки остался лишь один зенитчик.
Позже его забрали в плен, и он был полезным источником информации.
В первый раз в данной операции использовался предложенный Павловым таковой уникальный метод разминирования аэропорта, как использование с ударных самолетов объемно-детонирующих бомб ОДАБ-500. Это разрешило действенно и скоро разминировать практически нашпигованный противопехотными минами громадной участок местности, без чего использование десанта было бы неосуществимым.
Леонид Якутин
Высадка десанта, захват аэропорта Эвим (Шахран) разрешили лишить необходимых притока средств и противника резервов ведения военных действий, содействовали в целом успеху проводимой операции. В будущем авиационная группировка, руководимая Виталием Павловым, удачно выполнила все поставленные перед нею задачи, внеся значительный вклад в дело завоевания стратегически серьёзного района, что предопределило успех всей кампании 1982 года в Афганистане.
На завершающем этапе операции один из вертолетов группировки потерпел аварию недалеко от кишлака Анава, находящегося на входе в Панджшерское ущелье. Вертолет Ми-8, попавший в левое вращение из-за утраты пространственного положения экипажем, взял такие повреждения, каковые на месте исправить было нельзя.
Потребовалась эвакуация военной машины. Тогда Виталий Павлов на однотипном Ми-8 забрал упавший вертолет на внешнюю подвеску и с трудом, немыслимым напряжением сил автомобили и собственных как летчика возможностей вывез катастрофический вертолет на аэропорт Баграм.
Душманы, замечавшие за данной картиной со склонов ущелья через прицелы собственных крупнокалиберных пулеметов ДШК, кроме того не стали стрелять по нему, не смотря на то, что вертолет Павлова проплывал на минимальной скорости практически перед их носом. По всей видимости,
мятежникам самим захотелось осознать, сможет ли эта шайтан-арба, как они именовали вертолет, извлечь практически за волосы другую такую же машину.
А вдруг вертолет не упадет, значит Аллах ему помог, не в противном случае. А идти против воли Аллаха правоверному мусульманину никак запрещено.
В следствии второй Панджшерской операции было стёрто с лица земли более 5 тыс. мятежников. Но части и подразделения 40-й армии понесли значительные утраты — были убиты 92 командира и бойца, ранено 340 человек.
В будущем Виталий Павлов совершит еще в Афганистане более 300 боевых вылетов, налетав пятьсот с лишним часов, и вдобавок повоюет в Чечне, Таджикистане, Приднестровье и других тёплых точках. Станет Храбрецом СССР, первым и единственным командующим армейской авиации страны.
Его стараниями военный авиация достигнет наибольшего уровня собственного развития.
Пилот вертолета говорит как его сбили в Афганистане