Кинотавр-2015: поворот руля
Здравствуй, здравствуй, кинозрители и дорогие читатели! Подводя итоги Открытого русского кинофестиваля «Кинотавр», возможно с удивлением подметить, что жюри под руководством режиссёра Алексея Преподавателя повело себя не совсем традиционно.
В большинстве случаев на кинофестивалях золотом награждают авторское кино с целью дать ему малюсенький шанс хотя бы на ограниченный прокат. Высокое жюри «Кинотавра» №26 наградило фильм Анны Меликян «Про любовь», зрительский потенциал которого ни в какой помощи не испытывает недостаток.
Это хит сезона.
Вот и жюри кинопрокатчиков единогласно вручило собственный приз Анне Меликян, непременно, ориентировавшейся на широкий круг зрителей, пригласив необходимое количество звёзд. Шесть новелл о любви «прошиты» научной лекцией о морфологии этого эмоции, которую в открытой аудитории просматривает Рената Литвинова, поменявшая собственный вид.
В фильме «Про любовь» Рената утрачивает инфернальность собственных героинь, обретая элегантность европейского доктора наук. Возможно, исходя из этого кроме того не самые остроумные новеллы не кажутся похабными.
Кадр из фильма Анны Меликян «Про любовь»
Не смотря на то, что олигарх Владимир Машков, увольняющий по обстоятельству кризиса совет директоров, оптимален сам по себе. Кроме того делая классическое предложение секретарше обслуживать его сексуально, в то время, когда ему приспичит, он сохраняет такую лёгкую ироничную расстояние по отношению к собственному персонажу, что примитивной эту новеллу никак не назовёшь.
Особняком стоит и этнографическая новелла про японку, приехавшую в Москву в отыскивании амурных впечатлений. В то время, когда она начинает петь «Гоп-стоп» из репертуара Розенбаума, то, поверьте, Тарантино отдыхает.
Я Тарантино отыскал в памяти не напрасно – он в полной мере весомое подтверждение того, что авторское а также радикальное кино возможно в полной мере коммерческим. И в первой половине 90-ых годов двадцатого века Канны наградили его «Золотой пальмой» за открытие новой планеты в киновселенной называющиеся «Криминальное чтиво».
Но Меликян новой планеты не открывает, она делает авторский мейнстрим и этого не скрывает. Обстоятельство награждения как раз этого фильма, возможно, в сознательном либо подсознательном жажде переформатировать зрителя, что на фестивальные лейблы начал реагировать подозрительно.
Кинопрокатчики ещё по инерции пишут на афишах «приз такого-то фестиваля», а зритель уже начинает опасаться, что ему смогут всучить «духовность». кинозрители и Дорогие читатели, при с Меликян и Гран-при «Кинотавра-2015» имеете возможность ничего не опасаться! «Про любовь» – фильм лёгкий и забавный, и наряду с этим не простенький, как, например, «Горько».
Желание делать зрительское и наряду с этим не примитивное кино овладело на этот раз режиссёром, драматургом и сценаристом Василием Сигаревым, автором «Волчка» (за данный дебют он взял Гран-при «Кинотавра» в 2009 г.) и «Жить» (приз «Кинотавра» за лучшую режиссуру в 2012 г.), которому, по всей видимости, надоело, что широкий кинозритель его совсем не знает. Сейчас определит.
В собственном новом фильме «Страна Оз» он блестяще осваивает жанр тёмной комедии, а особую остроту ей придаёт новогодний формат. Фильм на фестивале назвали «АнтиЁлками», а высокое жюри наградило призом за лучший сценарий (вместе с соавтором Андреем Ильенковым).
Не смотря на то, что исполнительница ключевой роли Яна Троянова создала образ более занимательный, чем те, за каковые уже приобретала призы (зрители смогут её знать по фильму Дуни Смирновой «Кококо»). По сюжету её героиня приезжает в предновогодний Екатеринбург и попадает в воронку идиотских обстановок, но наряду с этим Троянова прячет собственный взрывной темперамент, изображая отмороженную дуру.
Её партнёры кроме того жаловались, что она на протяжении съёмок никак на них не реагировала, но Троянова была верна себе. Возможно, это был единственно верный и в каком-то смысле «защитный» метод существования в гомерически забавном и колючем недобром мире, куда её опять отправляет муж-режиссёр.
«Страна Оз» Василия Сигарева
Многие узнаваемые актёры отказались сниматься, испугавшись органично-сочного сигаревского языка и другого «арт-экстрима». А вот Инна Чурикова дала согласие!
И сыграла мамашу трёх взрослых отморозков-сыновей, каковые то и дело с различной степенью возбуждения и неглиже подходят к двери туалета в малогабаритной квартире, где через открытую дверь в кухню они и переругиваются с Чуриковой. Видим мы это глазами героини Трояновой, которая на кухню попадает через окно, выбираясь из квартиры этажом выше, поскольку к заманившему её в том направлении ухажёру не своевременно есть супруга, нажать на звонок, а Троянову в шкафу не запрячешь.
Тем более что у неё всё время с собой пушистая собака, по всей видимости, дабы вызвать у зрителя ещё и самую малость умиления.
Фильм «Страна Оз» возможно прочесть как событийный последовательность, наполненный забавными репризами и забавными гегами, возможно взяться расшифровывать ассоциативные ходы. Скажем, «ОЗ» просматривать не как буквы, а как цифры, возможно наслаждаться актёрскими работами, наподобие Александра Баширова.
Если бы была таблица не химического, а актёрского Менделеева, его возможно было смело включать в позицию «вечный плут». Кстати, он, как неизменно, уморителен и в роли мафиозо в коммерческом проекте Александра Мосина «Портрет маслом» (кинорынок).
А Мосин, что сыграл преступника в фильме Балабанова «Я также желаю», ещё и отметился в новом фильме Сигарева, причём в той же одежде, что и у Балабанова.
Но возвратимся к призам. Второй по значению приз – за режиссуру достался (и в полной мере заслуженно) фильму Алексея Федорченко «Ангелы революции».
О фильме я уже писал в прошлом номере и в обзоре прошлогоднего фестиваля в Риме, где он взял «Марка Аврелия» с формулировкой «Режиссёру завтрашнего дня». А на данный момент добавлю, что на «Кинотавре» №26 традиционно вручается приз кинокритики «Белый слон».
Так вот в текущем году он достался Алексею Федорченко и Василию Сигареву, не смотря на то, что в большинстве случаев критики для «слонов» находят «других» участников конкурса. А тут имена победителей были неоспоримы.
С громадным интересом я ожидал фильм Ивана Вырыпаева «Спасение», по причине того, что ещё в 2006 году на протяжении Венецианского МКФ был заворожён его фильмом «Эйфория». Страсти храбрецов на фоне бурных горячих степей и рек насыщали экран собственной первобытной энергией, не оставляли равнодушными.
На этот раз путь героини (Полина Гришина) – цивилизованной 25-летней польской католички – ведёт её с миссионерской целью в католическую обитель в Гималаях. Путешествуя в мир индийского Тибета, героиня из-за дорожных затруднений вынуждена остановиться в отеле в поселении высоко в горах.
И в первый раз в жизни у неё появилась возможность взглянуть около себя. Пообщаться с людьми, каковые живут в другом измерении, у которых собственный космос.
Забираясь в фантастически снятые Тибетские горы, она ещё не осознаёт, но уже ощущает, что Вселенная не носит вертикальный темперамент. Что Почва – это не что-то плоское – люди копошатся внизу, а Всевышний наверху, на Небе.
Дабы совсем смутить её невинную душу, Вырыпаев даёт ей возможность на протяжении бдений в горах ещё и лицезреть летающую тарелку, столкнуться с инопланетной цивилизацией. И это развернёт её сознание на 360 градусов.
Другими словами сейчас она не просто верит, что Всевышний имеется. Она сейчас знает это!
Возможно, «духоподъёмность» роли сподвигла громадное жюри наградить Полину Гришину призом за лучшую женскую роль, не смотря на то, что её чистое непорочное лицо – громадная находка в наши дни. Кстати, санкции в разы сократили смету фильма, лишив зарубежных сопродюсеров, но такая «массовка», как Гималаи, сделали фильм богаче иных многобюджетных «залепух».
Тот случай, в то время, когда минимализм отправился фильму лишь на пользу.
Приз за лучшую мужскую роль взял актёрский ансамбль фильма «Тряпичный альянс» дебютанта в громадном кино, известного как соавтор сценария фильма «Легенда №17» Михаила Местецкого. Но из четырёх актёров я бы выделил Александра Паля, что сыграл ключевую роль в другом конкурсном фильме – страшилке братьев Чижиковых (весьма коммерческая фамилия!) «Юноша с отечественного кладбища».
Братьям Чижиковым я рекомендую пересмотреть творчество братьев Коэн в качестве мастер-класса. Но в фильме большое количество забавного придумано, не смотря на то, что финиши с финишами не сходятся.
А Александр Паль в роли охранника, во многом созданный под обаянием образа Сергея Бодрова?мл., запоминается, и пускай актёр приобретает приз за роль в другом фильме, я рад, что его имя выяснилось отмечено.
А вот «Горизонт» Татьяны Догилевой в конкурсе маленького метра остался без внимания. Не смотря на то, что храбрецы – Догилева и её (по фильму) супруг Эммануил Виторган – создают увлекательные образы храбрецов, каковые из состояния «дожития» переходят в состояние судьбы.
И оказывает помощь им в этом нежданно для себя нанятая юная горничная. В любом случае режиссёрский дебют Догилевой состоялся, ожидаем полный метр?
А на данный момент я прощаюсь с вами, до свидания, пока-пока!
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Праздничная церемония закрытия XXIX кинофестиваля Кинотавр 2018