Культурное обмеление
Об угрозе обмеления и других негативных для Байкала сценариях сейчас говорят большое количество и довольно часто. На всех уровнях власти обсуждаются варианты спасения великого озера.
Год экологии как-никак. В это же время 2015 год прошел под лозунгами о помощи культурной сферы. Послужило ли это толчком для значимых хороших трансформаций?
Два года спустя стала ли чуть легче жизнь театров, музеев, филармоний в регионах? «К сожалению, отечественная культура, отечественное образование также мелеют «», и это неприятность не меньше ужасная, чем экологическая трагедия», — вычисляют участники очередного «совета экспертов», что в первых числах Мая организовал в Иркутске еженедельник «Доводы семь дней».
Как учреждениям культуры удается нести мастерство в веса — «не благодаря, а вопреки»? Непростую тему за круглым столом обсуждали директор Иркутской областной филармонии Ирина Касьянова, главный дирижёр и художественный руководитель Губернаторского оркестра, заслуженный деятель искусств России Илмар Лапиньш, директор Иркутского областного музея изобразительного исскуства им.
В.П. Сукачева и глава Иркутского регионального отделения Альянса живописцев России Наталья Сысоева, заведующий кафедрой искусствоведения в Иркутском национальном исследовательском техническом университете Владислав Есипов, и профессор геологии- , доктор наук ИрНИТУ и в один момент писатель, создатель необычных стихов, романов, рассказов и очерков Раиса Лобацкая.
В роли ведущего «совета экспертов» традиционно выступил видный иркутский журналист Игорь Альтер.
В то время, когда в начале дискуссии ее участникам внесли предложение тезисно обрисовать состояние культурной сферы в регионе, слово забрала Ирина Касьянова. «Чтобы выяснить, что происходит, стоит взглянуть на обстановку с нашим Губернаторским оркестром, — внесла предложение директор Иркутской филармонии. — Возможно заявить, что оркестр представляет собой мелкий слепок отечественного общества, нашей страны. Это музыкальный коллектив большого уровня.
Оркестр с успехом выступает не только на иркутской, но и на столичной либо кроме того европейской сцене. Отечественные музыканты делали блестящие инструментальные программы с солистами, чьи имена известны на всемирный сцене — к примеру: Дора Шварцберг, Павел Милюков, Вадим Репин.
Казалось бы, превосходный «послужной перечень», дающий слово хорошие возможности. Но в действительности будущее коллектива под громадным, прежде всего кадровым, вопросом.
И те трудности, с которыми мы сейчас столкнулись, — это отражение неспециализированных, системных неприятностей в культурной сфере страны в целом, и отечественного региона в частности».
Берлиоза не осилим?
Дело в том, что на данный момент Иркутский губернаторский оркестр очень сильно ограничен в выборе произведений для выступления. «Замахнуться» на кое-какие шедевры хорошей музыки иногда не разрешает очевидная дефицит музыкантов.
«Так, к примеру, в текущем году на закрытии сезона (для нас и для публики это неизменно громадное событие) маэстро Илмар Лапиньш внес предложение поразить слушателей, включив в программу «Фантастическую» симфонию Гектора Берлиоза. Но оказалось, что у нас так не укомплектован оркестр, что мы такую роскошь можем позволить себе с трудом», — разочарованно констатирует Ирина Касьянова.
Сам худрук оркестра Илмар Лапиньш растолковывает: «Для выполнения симфонии необходимо 4 фагота, 2 тубы, 6 контрабасов. И так как пять лет назад у нас было 4 тубы и 2 фагота. Но к настоящему моменту мы утратили столько музыкантов!
Они уезжают в оркестры, где платят больше. Не лучшие оркестры, к сожалению. Но, повторюсь, платят больше. Если бы кто-то начал играть в Санкт-Петербургской отвлечённой филармонии либо Госоркестре России, я бы лишь порадовался за ребят и был бы весьма горд.
Но на данный момент отечественных музыкантов переманивает, к примеру, Тюмень. В том месте также внезапно решили создать собственный оркестр.
И в городе нефтяников кларнетисту смогут платить 160 тысяч рублей в месяц против отечественной зарплаты в 55 тысяч. Горько это признавать, но, в случае если сказать о денежной стороне вопроса, мы проигрываем эту конкурентную борьбу за таланты.
Человек выбирает лучшие условия, и о патриотизме сказать не приходится. Вот так мы и живем — собираем оркестр по крупицам, а позже, взяв заманчивое предложение, музыканты «утекают», как вода через сито».
Согласно точки зрения Ирины Касьяновой, такая неприятность с кадрами — прямое следствие того, что в Иркутске нет института, что бы давал высшее музыкальное образование.
Не превратиться в «болото»!
Вправду, образование уровня консерватории иркутянин может сейчас взять самое ближнее — в Красноярском университете искусств. А вдруг наблюдать на восток, то в Дальневосточном национальном университете искусств.
Между этими точками на карте — Красноярском и Владивостоком — пустота. «Исходя из этого сложности при комплекте музыкантов испытывают не только коллективы Иркутской области. У соседей восточнее — та же беда, — говорит Ирина Касьянова. — И что дальше?
К чему мы придем, снижая планку образования и культуры? Это же фундамент общества.
О каком развитии страны мы можем сказать, в случае если государство не будет поддерживать мастерство — музыкальное, изобразительное, литературу По какому пути мы отправимся, в случае если вопросам образования не будет уделяться хорошего внимания?».
В продолжение мысли, озвученной директором Иркутской филармонии, журналист Игорь Альтер привел статистику, недавно представленную Рособрнадзором: 11% российских преподавателей русского и математики имеют пробелы в знаниях по профильным предметам, другими словами по тем предметам, каковые преподают. Разумеется, что когда-то замечательная совокупность образования в сегодняшней России деградирует.
Вправду, что же при таких условиях ожидает культуру? Особенно в регионах.
Кто и за счет каких ресурсов будет вести культурно-просветительскую работу и помогать молодым талантам реализовать себя?
На уровне высшего управления страны мы довольно часто слышим о «великой ценности творческого труда», об «упрочнении в обществе непреходящих духовно-нравственных совершенств», о «приумножении отечественного национального популяризации и» культурного «наследия его богатейших традиций». Вот лишь на деле передача и сохранение этого наследия — это значительно чаще заслуга не столько государственныхы служащих, сколько увлеченных энтузиастов, каковые, не обращая внимания на не сильный помощь со стороны правительства, берут на себя ту самую просветительскую миссию и с честью с ней справляются.
Тем больнее этим людям слышать от заезжих ответственных деятелей: «Вы — патриоты. А Иркутск — это болото».
Болото. Исправить таковой имидж региону не просто.
Иркутская область за последние десятилетия утратила очень многое из того, что имела. Участники круглого стола с сожалением отыскали в памяти об потерянном Иркутском высшем армейском авиационном инженерном училище (ИВВАИУ).
Иначе, шансы открыть в столице Приангарья что-то новое и громадное — федеральный университет, опорный вуз — были потеряны.
«Раньше считалось респектабельным послать детей получать образование Москву либо Петербург. Со временем в данный перечень вошел Новосибирск.
А за последние два года около 2000 молодых ребят уехали в Красноярск, — отметил Игорь Альтер. — Сейчас мы кроме того Красноярску уступаем выпускников отечественных школ».
«И вектор культуры, — продолжил журналист, — чаще хочет попасть в сторону плинтуса. И это в городе, что открыл стране и миру столько великих имен!
В музыке нас, к примеру, воображает Денис Мацуев. Да в каждом направлении мастерства возможно отыскать в памяти отечественных известных земляков. Но вот на данный момент мы как-то проседаем.
И, в случае если честно, нельзя сказать, что власть (на всех уровнях) была бы этим без шуток обеспокоена».
Но разумеется, что одними беседами в духе «как все не хорошо» обстановку не исправить. Потому участников и Игоря Альтера круглого стола прежде всего интересовал вопрос: «Что возможно предпринять?
Не опускать же руки».
«А мы и не опускаем. Изо дня в сутки обзваниваем институты, связываемся с музыкантами, приглашаем к нам, в отечественный хороший оркестр», — поведал Илмар Лапиньш. Действительно, практически любой таковой разговор заканчивается приблизительно одинаково: «Цена вопроса?
Ясно. Поразмыслю». «Но мы продолжаем звонить и кликать.
Верим еще в перемены к лучшему», — говорит известный дирижер и заслуженный деятель искусств России.
Блистать вопреки
В действительности, само собой разумеется, нельзя сказать, что будни филармонии (да и других учреждений культуры Иркутска) наполнены сплошь мыслями и событиями «со знаком минус». Да, имеется неприятность, громадная.
Но и хорошие новости случаются.
Непременно, громадное событие в жизни каждого коллектива, каждого актера либо музыканта — это гастроли. И иркутянам удалось в текущем году запланировать пара выездных выступлений.
Так, к примеру, Иркутский музыкальный театр им. Н.М. Загурского в последних числах Апреля побывал на Интернациональном фестивале в Турции, где труппа представила зрителям одну из собственных последних работ — экспериментальный музыкально-пластический спектакль «Адмирал и Анна».
А в честь 80-летнего юбилея Приангарья в сентябре нынешнего года культурный десант Иркутской области отправится в Москву, где собираются провести Дни Иркутской области. В программе — выступление Губернаторского оркестра с пианистом Денисом Мацуевым, показ спектакля Иркутского областного драмтеатра «Прощание с Матерой», выставка скульптур Даши Намдакова и выставка «Ближний свет издали», посвященная памяти иркутского писателя Валентина Распутина.
Помимо этого, отечественный оркестр ожидают в центре музыкальной Европы — в золотом зале Венской филармонии (Musikverein), а также в известном концертом зале Brucknerhaus в Линце. Европейская публика грезит услышать малоизвестную ранее симфонию Свиридова.
В первый раз это произведение было выполнено оркестром в прошедшем сезоне — в иркутской филармонии, на открытии музыкального сезона. Отметим, что сыграть мировую премьеру симфонии Свиридова иркутским музыкантам поручил племянник композитора Александр Белоненко, случайно нашедший нотную рукопись в коробке для белья в ветхом диване.
Таковой чести оркестр был удостоен по окончании того, как Александр Белоненко услышал в Иркутске литературно-музыкальную композицию по повести Пушкина «Метель», где были использованы музыкальные иллюстрации Свиридова. Профессионализм иркутского коллектива покорил племянника композитора.
Стоит заявить, что по окончании всемирный премьеры в столице Приангарья Губернаторский оркестр открыл малоизвестную ранее, «весьма светлую» и «весьма русскую», симфонию не только для иркутян либо для публики, посетившей V Интернациональный культурный форум в Петербурге. Необычную музыку Свиридова услышали обитатели многих отдаленных от центра городов Иркутской области — Черемхово, Братска, Усть-Илимска.
«И для людей в этих районах гастроли оркестра — настоящая отдушина, редкая возможность услышать необычные произведения великих классиков, — говорит Ирина Касьянова. — Не сочтите за хвастовство, но оркестру, выполнившему симфонию Свиридова, из зала кричали: «Вы — колдуны!». Для нас это верховная степень признания.
Мы видим, что люди готовы ходить на концерты и готовы принимать такую музыку. И артисты филармонии — оркестр, солисты (не обращая внимания на все сложности) дают им такую возможность».
Вспоминая о хорошем, Ирина Касьянова кроме этого поведала, что на данный момент для оркестра покупают новый инструмент, гобой. Казалось бы, что для того чтобы — маленькая дудочка.
Но стоит она 824 тысячи рублей. А представьте уровень затрат, в случае если необходимы наборы опытных инструментов.
Средства на их приобретение выделяет бюджет области.
Ну, и в возможности, как мы знаем, его музыканты и Иркутск возьмут новый концертный зал. «Его проектировщики нам звонили, советуются, как лучше сделать, дабы специалисты были довольны акустикой», — сказала директор филармонии. Действительно, следом она снова же напомнила: «Мы можем выстроить концертный зал.
Мы можем закупить инструменты и всегда ездить на гастроли. Но до тех пор, пока не решен кадровый вопрос, мы рискуем непременно прийти к моменту, в то время, когда играть на инструментах и выступать на новой роскошной сцене будет некому».
деньги и Таланты
Участники дискуссии согласны: вопрос обучения, поддержки и развития молодых талантов — главной. Предложения по его ответу иногда появляются, но, как говорится, «воз и сейчас в том месте».
Заведующий кафедрой искусствоведения в ИрНИТУ Владислав Есипов отыскал в памяти, что лет 10 назад при Иркутском педагогическом университете желали открыть новую профессию, давать высшее музыкальное образование. Того же Дениса Мацуева пробовали привлечь. «Бесед было большое количество, но они ни к чему не привели, — говорит Владислав Есипов. — Быть может, при хорошем ответе о подготовке опытных музыкантов поднялась бы неприятность дефицита педагогов.
Не спорю. Но, по-моему, прежде всего основной «стопор» — госполитика в области образования.
Каждая специальность, а тем более близкая к мастерству, требует выделения бюджетных мест для подготовки выпускников, по причине того, что на коммерческом комплекте не выжить. Места выделяет министерство, опираясь на заявки начальников регионов.
В этом случае необходимы были заявки областного отдела культуры. Но заинтересованности региона в этом вопросе не произошло. Не заметили мы жажды организовать бюджетные места по данной профессии.
Раздалось что-то типа: «В случае если люди будут платить, то, прошу вас, открывайте».
Таковой подход государственныхы служащих к подготовке людей творческих профессий, мягко говоря, удивляет.
«Образование в области музыки либо изобразительного мастерства — это не те профессии, каковые возможно приобретать за деньги, — вычисляет директор областного музея изобразительного исскуства Наталья Сысоева. — Семьи одаренных детей далеко не всегда имеют возможность оплачивать обучение. Тем более что цена на учебный год определяется в столице.
И мы замечательно понимаем, что уровень заработных платов семьи в Москве и в каком-нибудь далеком регионе наподобие Иркутской области — это земля и небо. Но талант так как не выбирает, где появиться.
А учить за каждые деньги человека, у которого нет слуха, нет чувства гармонии и художнического видения — это мучение для педагогов. В итоге вручение дипломов таким выпускникам в действительности кадровую проблему не решает.
Потому, в случае если в каком-нибудь иркутском институте кроме того и начнут готовить экспертов в области искусств, но без бюджетных мест и без возможности отобрать вправду хороших, перспективных студентов, это ничего не позволит. Это тупиковый путь».
Илмар Лапиньш разделяет такую точку зрения. Говорит, что общался с сотрудником, что готовит дирижеров в Петербурге только на платной базе.
Педагог сетовал, что это студентов расслабляет: занятия посещают через раз, а в получении диплома уверены. «К счастью, у Иркутска на данный момент имеется шанс взять хорошего молодого дирижера, — сказал Илмар Лапиньш. — Я пять лет занимаюсь с одним юношей, на данный момент он поступил и получает образование аспирантуре в Казани. Но уже сейчас это настоящий дирижер, что может трудиться с оркестром.
Но я с кошмаром пологаю, что через какое-то время он придет и сообщит, что уезжает в том направлении, где ему предложат работу с условиями получше. Таковой талант и за границей пользуется спросом».
«А как, по-вашему, имеется какой-то метод поставить заслон и остановить утечку талантов?» — спросил Игорь Альтер. «Социализм был таким заслоном, — пошутили участники совета экспертов. — Сейчас капитализм — платите деньги. А как еще удержать?».
В продолжение темы Наталья Сысоева отыскала в памяти, что все те же вопросы весьма деятельно муссировались в 2015-м, в то время, когда, как мы не забываем, был заявлен Год культуры в Российской Федерации и, по всей видимости, была необходимость что-то обсуждать.
«Проходило нескончаемое количество совещаний, встреч с муниципальными властями и областным Законодательным собранием, — говорит директор музея изобразительного исскуства. — Все пробовали выслушать вывод экспертов, нащупать и создать программу социальной помощи работников культуры Иркутской области. Что лишь ни пробовали в том направлении включить!
Предоставление льгот на проживание и проезд для студентов, особенные условия предоставления жилья педагогам и молодым специалистам, каковые трудятся в области искусства и культуры, пенсии вдовам и заслуженным деятелям Предложений была масса. Я сама на одно из совещаний принесла депутатам превосходную программу, ее мне отправили коллеги из Кемеровской области.
Готовый тулеевский вариант, все прописано: в каком количестве и за счет каких источников финансируется культура. Из-за чего бы не скопировать действенную схему?
Как неизменно, все упирается в деньги. Мне тогда популярно растолковали, что имеется области-доноры, а имеется дотационные регионы. Потому нам остается лишь грезить о аналогичной помощи. На этом все дискуссии в Год культуры и закончились.
Возможно мечтать о тортике, но средств хватает лишь на корочку хлеба. Получается так».
«Но в случае если мы не будем ставить себе цели приобрести тортик, то так и будем всегда корочкой ограничиваться. В противном случае и ее лишимся, — возразила Ирина Касьянова. — В любом случае необходимо какой-то ориентир наметить и к нему двигаться.
В противном случае, к сожалению, прав окажется господин, назвавший Иркутск «болотом».
«Данный господин , что Иркутск многие годы был столицей Восточной Сибири, — возразила Раиса Лобацкая. — Мы ни при каких обстоятельствах не считали Иркутск городом провинциальным и точно не были болотом. Легко нам катастрофически не везет».
Это невезение Раиса Лобацкая проиллюстрировала примером снова же из близкой ей сферы — образования. Конкурс на федеральный университет пара лет назад иркутский политех проиграл красноярскому вузу с отрывом в полбалла.
По причине того, что помощь отечественного тогдашнего губернатора выражалась в подписи на документах, а Александр Хлопонин отправился воображать заявку лично. В том месте, на самом верху, необходимо мочь бороться и обосновывать.
«На данный момент в ИрНИТУ существует Университет изобразительных искусств и социально-гуманитарных наук. За годы собственного существования он объединил высококвалифицированных учителей, производит хороших живописцев-монументалистов, живописцев декоративно-прикладного мастерства, дизайнеров.
Но будущее факультета висит на волоске, — раздосадованно констатирует Раиса Лобацкая. — Бюджетные места уменьшаются. Министерства образования аргументирует: «Это такие редкие профессии. Для чего нам столько выпускников?
Имеется академия в Санкт-Петербурге, имеется «Строгановка» в Москве, пускай в том месте молодежь и обучается». Эти люди кроме того не знают, что из сотни выпускников этого факультета лишь единицы достигнут уровня Алексея Жибинова либо Виталия Смагина, к примеру.
Быть может, для большого мастерства больше и не нужно. Но остальные, также гениальные, будут вносить неоценимый вклад в развитие художественного образования нашей страны и поднимать неспециализированный культурный уровень народа. И это добропорядочная миссия.
Воспитание культуры общества как такового — это именно и имеется путь к осознанию и развитию художественной искусства и культуры страны отечественной молодежью. Этого нам делать не разрешают.
И я кроме того не знаю, разрешат ли Но я точно знаю, что местная власть, начальники региона должны показать заинтересованность в сохранении высшего художественного образования в ИрНИТУ и в выпуске экспертов для концертной филармонической деятельности».
Участники дискуссии подхватили идея Раисы Лобацкой. Имена звезд на слуху, но броские вспышки — большая редкость.
И не только на них, громких именах, базируется культура региона, прежде всего собственный вклад в нее вносят те люди, трудящиеся на местах — в концертных залах, музеях, пишут картины И на этом уровне принципиально важно передать опыт, знания, ценности от поколения к поколению, вырастить молодежь, которая вдохнет новую судьбу в театральные труппы и оркестры, подарит городу новые выставки и предложит свежие архитектурные ответы.
«Само собой разумеется, мы никакого молодого эксперта не привяжем к месту, — знают участники совета экспертов. — Люди будут хотеть попасть в Москву либо в том направлении, где обещают высокие зарплаты. Но в случае если в городе будет университет искусств, будет консерватория, то отечественные шансы наполнить творческие коллективы новыми кадрами очень сильно возрастут.
У нас будет выбор. Не всех примет столица, не все готовься уехать на большом растоянии от своих родителей.
Потому региону стоит направить свои силы на решение этого вопроса и, наконец, «поселить» у себя культурный вуз».
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Межэтажные перекрытия обрушились в монументе культурного значения.