Лиза или не лиза

Примерно раз в четыре года звучит громкое заявление очередного ученого о неожиданном результате изучений известной «Джоконды». Такие сообщения завлекают внимание прессы, но, в большинстве случаев, сделанные исследователями выводы относятся к тем, каковые запрещено ни подтвердить, ни опровергнуть.

Лиза или не лиза

Мона Лиза

Компьютерная программа, разбирающая эмоции по выражению лица, пробует выяснить настроение Моны Лизы. Стоматолог по ее ухмылке пробует выяснить, на месте ли все зубы дамы. И без того потом.

Мы ни при каких обстоятельствах не сможем задать Лизе вопрос, какое у нее в конечном итоге настроение, либо попросить ее открыть рот для стоматологического осмотра.

Но сейчас сенсационное сообщение носит пара другой темперамент. Начавшаяся в этом декабре история в полной мере может закончиться предъявлением важных доказательств в виде фотоснимков очень высокого разрешения.

Быть может и кончиться ничем.

Но в любом случае начинается она весьма интересно. Возмутителем самообладания в этом случае стал Паскаль Котт (Pascal Cotte), изобретатель и французский инженер.

Он занимается создание аппаратуры для многоспектральной съемки большого разрешения. Значительно чаще такая техника используется в музеях для документов и исследования картин.

К примеру, при помощи разработки многоспектральной съемки довольно часто выявляют и прочитывают палимпсесты – рукописи, в которых текст написан поверх стертого более ветхого текста.

Особенное ноу-хау Паскаля Котта – способ усиления слоев (Layer Amplification Method, LAM), разрешающий приобретать изображения в отдельных участках спектра и совмещать их. Разработка разрешает выявлять изображения в разных слоях живописи.

Котт основал компанию Lumiere Technology, которая занимается получением произведений и исследованиями живописи точных цифровых копий картин. Со своей аппаратурой он трудился в Кливлендском музее искусств, Дворце красивых искусств в Лилле, Чикагском университете искусств, Музее ван Гога в Амстердаме, Музея Чарторыйских в Кракове.

В последнем из перечисленных музеев объектом изучения стала «Женщина с горностаем» работы Леонардо да Винчи. По окончании анализа слоев живописи Паскаль Котт и его сотрудники заключили , что в работе над картиной было три стадии.

На первой была изображена лишь дама, без горностая; на второй животное было серого цвета, и только на третьей цвет зверька стал белым (кстати, вероятнее, это вовсе не горностай, а белый домашний хорек фуро).

Трудилась Lumiere Technology и в Лувре, взяв в 2004 году цифровое изображение «Джоконды» с применением разработки LAM. Анализ взятых данных занял пара лет, поскольку их объем равен шести гигабайтам.

Картина была снята в 13 спектральных диапазонах от ультрафиолетового до инфракрасного, разрешение составляло 150 000 пикселей на дюйм. В 2007 году Паскаль Котт сказал о первом открытии.

Начал он с малого – с ресниц Моны и проблемы бровей Лизы. Искусствоведы в далеком прошлом задавались вопросом, из-за чего у изображенной дамы выщипаны ресницы и брови и соответствует ли это моде времен Леонардо да Винчи и Лизы дель Джокондо.

Удивление появлялось по большей части из-за трактата Вазари, где при описании картины говорится, что ресницы у нее были: «…в этом лице глаза владели тем той влажностью и блеском, какие конкретно мы видим в живом человеке, а около них была сизая красноватость и те волоски, передать каковые нереально без владения величайшими тонкостями живописи. Ресницы же за счет того, что было продемонстрировано, как волоски их вырастают на теле, где гуще, а где реже, и как они находятся около глаза в соответствии с порами кожи, не могли быть изображены более натурально» (перевод А. И. Венедиктова и А. Г. Габричевского).

Паскаль Котт нашёл на снимке большого разрешения след одной из ресниц. Он высказал предположение, что первоначально на портрете находились и ресницы, и брови, но они провалились сквозь землю в следствии попытки ранней реставрации.

Попутно Паскаль Котт подчернул, что первоначально пальцы левой руки Моны Лизы расположены пара в противном случае, и отыскал пара вторых маленьких отличий от нынешнего вида картины.

Прошло еще восемь лет, и по сей день Паскаль Котт поведал о новых итогах собственных изучений. Он утвержает, что начальный вариант портрета существенно отличался от нынешнего. Правильнее, этих вариантов было кроме того больше одного.

Котт выделяет четыре этапа работы над портретом. Сперва Леонардо да Винчи написал даму примерно в той же позе, что и в финальном варианте, но размер изображения был больше. После этого поверх был написан второй портрет.

Дама наблюдала не прямо, а вправо, на голове ее был убор из жемчуга. По предположению Паскаля Котта, это могло быть изображение Мадонны.

Третий по времени создания портрет изображает даму, одетую по флорентийской моде начала XVI века. Паскаль Котт предполагает, что именно этот вариант и имеется портрет той самой Лизы дель Джокондо, над которым трудился Леонардо.

Но, как мы знаем, картина не была дана клиенту, живописец увез ее с собой во Францию, где и закончил работу над ней. По версии исследователя, во Франции и был создан знакомый нам вариант картины, на котором дама наблюдает прямо на зрителя.

Внесены кроме этого трансформации в одежду модели. Получается, что портрет, что мы видим, это вовсе не Лиза дель Джокондо, а какая-то малоизвестная дама.

Таковы новости, каковые сказал до тех пор пока Паскаль Котт. Нужно признать, немедленного и общего согласия они не встретили.

Наоборот, большая часть искусствоведов восприняло их скептически. Джонатан Джонс, к примеру, признавая возможность трансформации начального плана на протяжении работы живописца над портретом, однако, считает, что сначала и до конца это был портрет Лизы дель Джокондо.

Но Леонардо да Винчи, дабы создать собственный шедевр, трудясь над картиной, намеренно отошёл от буквального портретного сходства с моделью, взяв в итоге не столько портрет настоящей дамы по имени Лиза, а произведение, чья «эфирная мощное обаяния и красота являются высшим итогом понимания Леонардо». Блестящий живописец, по словам Джонса, ни при каких обстоятельствах не сделал бы таковой банальности, как написание портрета кого-то другого поверх портрета флорентийки.

Его задача была более увлекательной. Он трудился над портретом , пока лицо настоящего человека не превратилось в миф.

Источник: Максим Руссо polit.ru

Не на такую встречу я рассчитывал — LISA — Прохождение — #6


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: