Мистика и сказочность михаила врубеля

Мистика и сказочность михаила врубеля

Об одержимости великого русского живописца Михаила Врубеля образом демона написано так много, что возможно составить целую библиотеку. Но загадки индивидуальности живописца волнуют умы психологов и искусствоведов.

По причине того, что художник не покинул личных архивов, не вел дневников и практически не говорил о собственных путешествиях, очень многое в его жизни нужно домысливать и восстанавливать по крупицам.

Михаил Александрович Врубель считается самым неразгаданным из русских живописцев. Толкователи его творчества видят в его полотнах пророчества и божественные откровения, элементы медитации и мистические видения.

Кроме того за долгий период длительностью в 95 лет, каковые минули со дня смерти живописца, не удалось разгадать многие тайны его великих полотен.

Будущий художник появился во второй половине 50-ых годов девятнадцатого века в городе Омске. Его папа – армейский юрист – был поляком.

Мальчик с детства обожал рисовать, но будущее распорядилась так, что сначала парень закончил юридический факультет Главного ВУЗа Санкт-Петербурга и только после этого поступил в Императорскую академию Художеств.

Фактически с художественной судьбой Санкт-Петербурга Врубель соприкоснулся еще до Университета. По окончании учебы в Одесской гимназии он ненадолго приезжал в город на Неве, посещал Эрмитаж и брал частные уроки рисования.

Хорошая живопись, образцы которой он заметил в Эрмитаже, поразила парня.

В Академии художеств Врубель обучался у П.П.Чистякова – мастера, потребовавшего от своих учеников постижения вершин отвлечённого рисунка. И скромный парень из Омска скоро стал отличным рисовальщиком.

Мастерству живописи акварелью Врубель обучался у самого И.Репина. Но сцены из настоящей судьбы, каковые обожали передвижники, его совсем не завлекали.

Больше всего на свете Врубеля влекли сказки и мифы.

Русское мастерство постоянно славилось реалистическими традициями, но в 1890-е годы в живописи начинается символизм, живописцы действительно увлекаются легендами и мифами, выстраивают на холсте целые и сложные аллегории символистские композиции. Впечатления, полученные из чтения книг, из общения с композиторами и поэтами, помогали живописцу создать чудесный сказочный мир.

Так показалась всемирно известная Царевна-полотно и лебедь Пан, в котором чувствуется тяга автора к сказочной тематике. Везде ощущается загадочная романтическая воздух, манящая зрителя то ли в мир античности, то ли в область скандинавских древнегерманского эпоса и саг.

Врубель был далек от житейского моря и бытовых неприятностей. Он был человеком медитативного склада и переносил на холст и бумагу собственные видения. Особенно его завлекала поэма М.Лермонтова Демон.

Но полотна Врубеля, посвященные Демону, были не столько иллюстрациями к Лермонтову, сколько независимыми композициями – так тесно переплелись черты самого живописца с чертами Демона.

Ученые говорят, что кое-какие образы на картинах живописца как будто бы замечены через волшебный кристалл. В начале ХХ века в Европе распространилось увлечение так называемым гейзингом – рассматриванием объектов из хрусталя с целью заметить в том месте заблаговременно заданный сюжет.

Многие гейзеры утверждали, что посредством изделий из стекла они смогут путешествовать во времени и пространстве, видеть эпохи и другие страны.

К примеру, картина Жемчужина, полная мистических откровений и тайн, стала реакцией Врубеля на сверхъестественные явления, о которых тогда большое количество писали. Врубель обожал стекло и жемчуг и созданные им образы как будто бы замечены через прозрачный слюдяной материал.

В течение многих лет Врубель был одержим образом Демона и данный образ не покидал его, всегда являлся ему в видениях.

Девяностые годы – эра бурного развития спиритических сеансов. Чешский живописец-символист Альфонс Муха (1865-1939), творчеством которого весьма интересовался Врубель, большое количество внимания уделял спиритическим сеансам, проектировал столики для вызывания духов и отражал полученные на сеансах впечатления в собственном творчестве.

Врубель шепетильно изучил стиль Мухи и во многом ему подражал. Мистические настроения все более властно овладевали душой живописца.

Увлечение мистикой сильно помогло живописцу при работе над иллюстрированием поэмы Демон. Воплощая в зрительных образах текст Лермонтова, Врубель изображает мятущегося духа, разрываемого страстями.

Современники думали, что художник отразил в картинах личный опыт медитации, что живописец в 60 секунд медитации расставался со своим временным телом и сам ощущал себя Демоном. Но как автобиографичен данный образ?

Демонический цикл создан на самом пределе XIX и XX столетий. В первой половине 90-ых годов XIX века создана картина Сидящий демон, во второй половине 90-ых годов девятнадцатого века – Летящий демон.

Самой последней работой цикла стало полотно Демон поверженный. Во всех трех полотнах чувствуется накал страстей, боль и жгучее страдание.

Картины и картинки Врубеля с изображением Демона вызывали сверхсложные эмоции у критиков. Демон притягивал взгляд зрителей собственной страстностью и фантастической красотой. Он приводил к сочувствию и восхищение.

Шли картины и годы Летящий Демон и демон поверженный стали шедеврами русского символизма и их репродукции показались на переплетах изданий Лермонтова. Сидящий демон вошел в историю как шедевр новаторской композиции – картина вытянута по горизонтали и верхняя кромка холста срезает часть головы Демона, отражая груз замечательного давления страстей на его душу.

Темперамент Врубеля возможно в полной мере назван демоническим. Он был вспыльчив и время от времени резок с сотрудниками. Но за внешней резкостью пряталась ласковая и ранимая душа. В середине 1900-х годов в судьбу живописца ворвалась душевная заболевание.

Последние годы судьбы он провел в психиатрической лечебнице. Михаила Александровича курировал врач Усольцев, что относился к нему с величайшим почтением. Но Врубелю-больному уже не довелось забрать в руки кисть: в 1905 году он ослеп.

Наиболее значимым жизненным впечатлением для него сейчас была музыка.

Врубель умер в 1910 году – году, что вычисляли роковым для русской культуры. Умерли Лев Толстой, Вера Михаил и Комиссаржевская Врубель.

Уходил в прошлое символизм, давая дорогу авангардистским направлениям.

Живописцу было суждено стать наибольшей фигурой в русском символизме. Его наследие воистину огромно и в высшей степени разнообразно.

Он покинул по окончании себя картины, картинки, кафельные панно, керамическую скульптуру, расписные балалайки а также мебель. Это был по-настоящему разносторонний живописец.

http://news.1mgn.ru/kultura/mistika-i-skazochnost-michaila-vrubelya.html#sigProIdd97ec72f6c

Три демона Врубеля — В отыскивании истины


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: