Мольер предупреждает: чрезмерное благочестие — всегда маска порока

Мольер предупреждает: чрезмерное благочестие - всегда маска порока

Пьеса Мольера «Тартюф», написанная 350 лет назад, показалась в полном блеске на сцене петербургского театра «Мастерская» под управлением Григория Козлова (театру всего шесть лет от роду). Шедевр Мольера воспринимается оживлённой публикой как остроактуальная комедия. Потому, что тема мнимой добродетельности, показного благочестия звучит в отечественном обществе всё посильнее

«Тартюф», разыгранный юный труппой «Мастерской», иронично и элегантно «офранцужен». Слуга сцены (Д.

Житков) иногда даёт зрителю осознать великолепие французской речи, да отечественную бывшую любовь к французской культуре (страстная её фаза пришлась на 50–80-е годы прошлого века) нет-нет да и всколыхнут изображения на экранах. То портреты дивных французских актрис 60?х годов, то кадры из фильмов «новой волны» Всего в меру – это пикантный гарнир к главному блюду.

А главное – драма обычной семьи буржуя Оргона, складывающейся из обычных безнравственных людей, в которую вторглось чудище Тартюф, на каждом шагу клянущееся небом и изображающее исступлённую добродетель. Не веру и не религию осмеивает Мольер, но тех, кто, религией прикрываясь, обделывает собственные делишки.

Этого-то святоши и не могли забыть обиду Мольеру – пьеса пара лет была запрещена, и её разрешил к выполнению лично король.

Поворотный круг, на нём – зеркала с подсветкой, как в грим-уборных (на сцене настоящие зеркала с покон веков запрещены, чтобы вы знали, так что это имитация). Семья Оргона – это одновременно и бойкая труппа, разыгрывающая озорное представление.

Перевод М. Донского играется практически без купюр, но сначала артисты вставляют кое-что «от себя» – по делу и также в меру. По ходу действия отсебятина исчезает, как тает и изначальная веселие – история делается всё печальнее.

В конце семья Оргона и он сам, как беженцы, сидят на чемоданах. Не смотря на то, что королевским вмешательством они спасены и слуга сцены раздаёт всем персонажам трёхцветные флажки в знак высшей эйфории, Оргон падает навзничь, ему не хорошо.

Может, и умер (против этого я протестую и считаю, что легко сердечный приступ)… Набожное чудище, клянясь верой и небом, вытеснило людей из их дома, лишило денег, оклеветало Кто же он – Тартюф, которому удалось всё это выполнить?

Это самая громадная неожиданность спектакля. В большинстве случаев, Тартюфа играются эдаким лицемером в возрасте, мошенником со стажем. А в «Мастерской» Тартюф (М.

Студеновский) – красивый юный человек. Сперва мы видим его со поясницы – на его обнажённом торсе татуировки, слышен плеск воды, вскрики и странные шёпоты, на экранах текут кадры с религиозной живописью В большинстве случаев тему приставания Тартюфа к жене Оргона Эльмире играются как рядовой случай похоти – о нет, тут второе.

Он сверхвозбудим, данный человек, он эротически помешан, он настоящий маньяк, и страсть его к Эльмире не рядовой случай. Он пробует её склонить к греху под «Я обожаю тебя» певца Сержа Гинзбура, и пленительная Эльмира (П.

Воробьёва) заворожена чумовой стихией данной горячечной страсти.

Эротическая сверхвозбудимость имела возможность бы привести этого Тартюфа в мастерство, он имел возможность бы стать артистом, живописцем, поэтом Но его природная низменность, возрастающая соразмерно отпору, что пробует ему дать семья Оргона, делает молодого привлекательного человека редкой гадиной. Кроме того и не несложная корысть им движет – но месть за отвергнутые эмоции (меня, для того чтобы красивого, и не обожают!).

Безграничная, показная набожность странна и практически в любое время скрывает что-то личное, жалкое, неаппетитное и маньяческое Да, вот так вот. 350 лет назад давал предупреждение нас умный человек, может, пора ему поверить?

Земля, на которой прорастает отечественный Тартюф, – умиление простого безнравственного человека чьей-то святостью, на которую он сам не может. Сергей Бызгу (Оргон), превосходный актёр высшей марки, имел возможность бы играться эту роль и на сцене «Комеди Франсез», столько в нём «галльского» оживления, прекрасной быстроты реакций, настоящего природного артистизма.

Концепция концепцией, но на сцене нужно чем-то жить каждую секунду – и Оргон-Бызгу живёт, простодушный, глуповатый, упёртый, но, без сомнений, хороший человек. Да и всё население «Тартюфа» из «Мастерской» может жить на сцене посекундно, не кривляясь, не читая (а пьеска-то в стихах!), но приводя к восторгу у зала.

Отменно хороши девицы и очаровательные дамы (скажем, резвая служанка Дорина – А. Артёмова), да и по большому счету в ансамбле спектакля нет ни одного провала. Поразительно верный, живой тон забран всеми артистами – и древняя комедия делается современной и, что принципиально важно, плохо остроумной.

Перед нами хорошая реплика в дискуссии о том, имеется ли границы у режиссёрских трактовок хороших пьес либо их нет и быть не имеет возможности.

Такие границы имеется. Их устанавливают талант, вкус, ум, опыт режиссёра. В случае если человек по большому счету не обладает разработкой построения драматического спектакля, не имеет настоящего режиссёрского таланта и чувство меры в него не встроено при сборке – он-то и будет громче всех кричать о том, что никаких границ нет.

А Григорий Козлов за шесть лет с несколькими поколениями выращенных им учеников выстроил театр, в который хочется приходить ещё и ещё тысячам людей. Он не оратор и в дискуссиях не участвует. Он театр делает.

Умный, понятный, заразительный. Любопытно, что критики, рьяно хлопочущие о продвижении «режиссёров без границ», его намеренно игнорируют – кроме того не ходят на пьесы.

Не смотря на то, что «Мастерской» грех жаловаться – её обожают и поддерживают, в принципе участь талантов в городе безрадостна. При благочестивом губернаторе Полтавченко закрыто большая часть газет, телеканалов и радиостанций, так что о них, о талантах, публика может и не определить вовсе.

Ничего не сообщишь, Тартюф с нами. И наивных Оргонов выселяет из дома всё так же удачно

«Лжеправедники имеется, как имеется лжехрабрецы.

Бахвальством не грешат отважные бойцы,

А праведники, те, что подают пример нам,

Не занимаются кривляньем лицемерным» (Мольер)

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Tommy Lee — Warn Dem {OFFICIAL VIDEO} NOV 2010


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: