Музыка, в которой что-то чудотворное

Музыка, в которой что-то чудотворное

10 мая в главном офисе ЮНЕСКО в Париже состоялся концерт Молодежного оркестра СНГ,

посвященный 65-летию окончания Великой Отечес-твенной войны. Это уже второе выступление оркестра, приуроченное к годовщине Победы. Первое прошло в зале Главной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке 7 мая.

По окончании концерта в Париже «Доводы неделi» задали пара вопросов маэстро Владимиру СПИВАКОВУ, находившемуся в тот вечер за дирижерским пультом.

— Владимир Теодорович, у вас сложилось чувство, что оркестр сыгрался? Само собой разумеется, с политической точки зрения мысль объединить гениальных ребят 14–29 лет из бывших советских республик весьма успешная.

Но мастерству же не прикажешь…

– Уверен, что Молодежный оркестр Содружества состоялся. Он растет не по дням, а по часам. Мы большое количество для этого трудились.

И работа вправду сложная. В оркестре играются парни из 11 бывших советских республик и одна девочка из Грузии.

У них различный уровень музыкальной подготовки (не смотря на то, что все юные люди прошли твёрдый отбор). Многие не очень хорошо владеют русским языком.

Мне самому непросто запомнить а также выговорить кое-какие имена, фамилии. Но я выучил всех по глазам.

И оркестр начал дышать, как единый организм.

– Как удалось сплотить ребят?

– Имеется вещи, каковые растолковать не могу. Как сообщила Анна Ахматова о музыке, «в ней что-что чудотворное горит». Вспоминается, как меня пригласили на концерт оркестра в Китае.

Они выполняли произведения Чайковского – выполняли совсем по-китайски! И это конечно, по причине того, что в базе мелодии запрятан язык исполнителя.

Меня позвали на сцену. Я вышел, похвалил оркестр и планировал уйти. Но дирижер попросил меня подняться за пульт. Я отнекивался как мог. Однако было нужно уступить.

Выполняли Первую часть Четвертой симфонии Чайковского. Через 15 мин. оркестр нереально было определить!

Он поддавался моим перемещениям, он ощущал меня И оркестр стал русским, не обращая внимания на китайские лица оркестрантов.

Но дело не только в дирижере, что, само собой разумеется, сродни гипнотизеру. Настоящего мастерства не может быть, пока артист не выйдет за рамки эгоизма, не перевоплотит зеркало, в которое смотрится, в прозрачное стекло, через которое видно мир.

– Что лично вам дает работа с Молодежным оркестром СНГ?

– С молодыми по большому счету приятно трудиться и общаться. Они не такие, как мы, люди старшего поколения. У нас понимания больше, а надежды меньше.

Как сообщил превосходный философ Фрэнсис Бэкон, надежда хороша на ланч, но не на ужин. А у молодежи надежды большое количество в глазах.

И для меня это хорошая подзарядка.

– Какие конкретно еще «источники энергии» вы предпочитаете?

– Живопись. И само собой разумеется, мои дети несут громадный хороший заряд.

Обе дочери приехали в Париж и были на концерте с подружками.

– Ваши дети занимаются музыкой?

– Да. Старшая, как говорят, прекрасно играется на рояле и поет. Мне она пока не показывает, как у нее получается.

Говорит, продемонстрирует, в то время, когда сама будет удовлетворена своим трудом. А младшая (ей 14. – Прим. авт.), как это ни необычно, играется на гитаре а также пишет песни.

Но их также до тех пор пока держат от меня в секрете.

– Молодежный оркестр СНГ ежегодно выступает с новым дирижером. В прошедшем сезоне это был Марк Горенштейн, в 2011 году, по слухам, вас поменяет Валерий Гергиев.

Как вы относитесь к таковой ротации?

– Не я принимал это решение, исходя из этого не вправе его осуждать. Но в Национальном филармоническом оркестре России ввел такую же практику.

Да, я основной дирижер. Но необходимо, дабы другие весьма хорошие дирижеры трудились с оркестром. Я совсем не ревнивый человек!

И оркестру смена дирижеров лишь на пользу. Любой из них расширяет репертуар за счет произведений, каковые обожает, каковые у него посильнее.

Со временем широта репертуара перетекает в уровень качества выполнения.

– Думаю, пост дирижера Молодежного оркестра СНГ стимулирует вас много думать о судьбах бывших советских государств. Как вам думается, у отечественных стран сейчас больше неспециализированного либо разного?

– Я сужу по конкретным обстановкам. Скажем, день назад ко мне подошли двое юношей из оркестра и внесли предложение сфотографироваться совместно.

Один из них уроженец армении, второй – азербайджанец. Они все шутили, что снимок исторический Я уверен, что людей разделяют не границы, не океаны, а невежество. созидательный труд и Просвещённость, наоборот, – лучший «цемент» для постсоветского пространства.

Перспективный довод

Молодежный оркестр СНГ – один из значимых проектов Межправительственного фонда гуманитарного сотрудничества стран – участников СНГ (МФГС). Фонд всецело финансирует деятельность оркестра, исходя из этого вход на его выступления вольный.

В сентябре 2010 г. серия концертов молодых виртуозов под управлением маэстро В. Спивакова состоится в городах России и бывших советских республик. Обозреватель «АН» внесла предложение сделать эти мероприятия более открытыми для общественности – распространять приглашения не только через организаторов и объединения деятелей исскуства, но и через Интернет.

Представители МФГС отнеслись к идее благосклонно – и, вероятнее, уже на осенние концерты бесплатные приглашения возможно будет взять в Сети. В случае если заявок окажется через чур много, между желающими совершат электронную лотерею.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

3 HOURS Relaxing Music \


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: