На ярмарке кинотщеславия

На ярмарке кинотщеславия

Так уж произошло, что центр кинематографической вселенной в первых числах Июня перемещается в Сочи, где проходит 17-й по счету фестиваль «Кинотавр». Последнее время он сосредоточен на отечественном кино, про которое все дружно говорят, что оно на подъеме.

В Сочи и хотелось в этом убедиться.

В КОНКУРСНОЙ программе, не считая уже бывшего в прокате «Зайца над пропастью» Тиграна Кеосаяна, были премьерные показы известных мастеров и фильмы бессчётных дебютантов. «И никакого пьяного Депардье!» – заверил меня в мой первый сутки на фестивале телепродюсер и шоумен Александр Цекало. Депардье и в Африке Депардье – остался при собственных мыслях я. А опыт говорит, что отечественными звездами сыт не будешь.

Из 100 с лишним картин, произведенных в Российской Федерации в прошедшем сезоне, до кинопроката мало кто добрался.

Кто казнит тыловую крысу?

ХОТЕЛОСЬ бы, дабы кое-какие ленты, замеченные мною в конкурсной программе, все-таки дошли до зрителя. И прежде всего – это фильм «Живой» Александра Велединского. (Напомню его превосходную прошлую режиссерскую работу – сериал «Закон» с Дмитрием Назаровым в роли судьи).

История, поведанная в «Живом», сходу цепляет так, что хочется вникать в подробности и смотреть за судьбой храбреца, молоденького солдатика-контрактника, возвратившегося по окончании ранения в Чечне на гражданку. Алексей Чадов, казалось бы, сыгравший уже что-то подобное в «Войне» А.Балабанова, наряду с этим не повторяет себя.

Как будто бы напитавшись в «Ночном дозоре», где он играется вампирчика, людской кровью, Чадов уже вовсе не несложный юноша, талантливый ответить на агрессивный вызов. На этот раз в нем сидит терминатор, что может ударить первым.

Храбрец активен – он казнит тыловую крысу, наживающуюся на контрактниках, едет в Москву поблагодарить товарища, вынесшего его, раненого, на своем горбу из последнего боя. В данной поездке отечественного храбреца будут сопровождать двое погибших бойцов.

Храбрец ведет с этими «живыми мертвыми» постоянный и очень увлекательный разговор. Мы определим, что «в том месте» имеется, чего «в том месте» нет.

Большая часть встреченных по дороге землян их просто не видит. Но кто-то ощущает – по большей части, дамы.

Без всяких эффектов режиссер находит такую оптику в картине, что любой кадр делается эмоционально глубоким, открывая нам какое-то четырехмерное пространство. Зрителей как бы посвящают в тайное знание.

И он смотрит за храбрецом все с возрастающим сочувствием – а это одной лишь миловидной мордашкой не завоюешь. Нет, по окончании фильма «Живой» возможно сейчас с уверенностью сказать, что у нас имеется звезда – актер Алексей Чадов.

Богатый «гусманленд»

ИЗ ВТОРЫХ ярких впечатлений фестиваля – «Парк советского периода» Юлия Гусмана. Бюджет очевидно не мелкий и очевидно израсходован на фильм.

Гусман создал такие декорации, снимая в сталинских здравницах Сочи и в гостинице в Турции, стилизованном под коммунистический эдем, населив их персонажами ВДНХ, что хочется покинуть созданный им мираж окончательно. Режиссер так увлекся ответом данной художественной задачи – сотворить личный «гусманленд» с аттракционами в стиле «поднятой целины», «полетом первого человека в космос» и т.д., что самую малость забыл про историю, про храбреца, что обязан завоевать отечественные симпатии.

Но Михаил Ефремов, играющий роль главного идеолога советского рая в раздельно забранном парке, легко прекрасен. Чувствуется, что актер просматривал «Братьев Карамазовых» и неравнодушен к образу Смердякова.

Из начал нельзя не отметить «Сообщение» Дуни Смирновой, которая взялась режиссировать личный сценарий о взаимоотношениях двух домашних людей, живущих в различных городах. Под влиянием накатившего чувст­ва (любовь?) они стремятся преодолеть разделяющее их пространство.

Вначале большое количество времени режиссер уделяет транспорту, на котором это пространство преодолевается. К середине фильма, в то время, когда ясно уже будет, что храбрец Михаила Пореченкова и героиня Анны Михалковой не смогут преодолеть намагниченные домашние гнезда для новой жизни, режиссер теряет интерес к транспорту.

Пореченков неспешно обучается телепортироваться в Питер, где ему предстоит играться то, что в принципе нереально играться, – любовь. Героиня Анны Михалковой также поставлена в эту непростую обстановку (играться любовь). Станиславский про это ничего не писал.

Так или иначе, то чувство, которое храбрецы именуют любовью, делает их весьма милыми и милыми в отечественных глазах, и вдобавок больше заведомого сочувствия приводит к безвыходности их положения. Все так разумеется, что ожидаешь хоть какой-то режиссерской изобретательности – неожиданных ракурсов, звуковой дорожки.

Фильм «Сообщение» в этом смысле очень аскетичен, но для приза «Кинотавра» за лучший дебют и этого выяснилось достаточно.

Само собой разумеется, настоящий праздник устроил Алексей Балабанов, создатель известного «Брата». На этот раз он снял в собственном «муниципальном романсе» «Мне не больно» Ренату Литвинову, героиня которой как-то случайно появилась в данной жизни, будучи предназначена очевидно для других лучших миров.

Сложный образ формирует г-жа Литвинова – и так как все, как говорится, собственными ручками. В компании с Дмитрием Александром и Дюжевым Яценко она в фильме Балабанова не так одинока, как в своем.

Одновременно с этим расстояние между миром и Ренатой, где живут земляне, чувствуется и увеличивается. Но воля ее быть среди землян до тех пор пока высока.

Я принимал участие в съемках этого фильма. «Здравствуй, Сереженька!» – говорит Рената, видясь со мной – по сюжету – на вечеринке одного олигарха. «Здравствуй, здравствуй, Ренатушка!» – отвечаю через газету, поздравляя любимую актрису с призом за лучшую женскую роль, а ее партнера – за лучшую мужскую.

Меньше, полезных вещей на «Кинотавре» было мало – но «Живой» Александра Велединского (приз за лучший сценарий) в их числе. Жюри под водительст­вом Рустама Ибрагимбекова присудило, но, основной приз фестиваля картине Кирилла Серебренникова «Изображая жертву», но данный фильм я воздержался бы советовать к просмотру.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: