Народный артист из кавалерии огпу

Народный артист из кавалерии огпу

Мой папа родом из донских казаков. История его семьи началась в осеннюю пору 1831 г., в то время, когда Николай I сослал на Северный Кавказ на поселение амнистированных участников антирусского Варшавского восстания подхорунжих.

Среди ссыльных был фельдшер Стефан Чубаровский, которого выяснили на жительство в казачью станицу Аксайскую. внуки и Дети польского лекаря взяли прозвище — Лекаревы. В 1903 году в составе охранного казачьего полка в Москву приехал Петр Лекарев.

По окончании работы отправился рабочим на завод, женился на москвичке. Та родила ему двух сына и дочерей Валерия.

Жили в Замоскворечье. Отца с 12 лет послали в фабрично-заводское училище (ФЗУ) завода «Красный пролетарий».

Обучался на слесаря-инструментальщика.

Быть бы отцу квалифицированным рабочим, но вмешалась будущее. В начале улицы Громадная Ордынка манил собственными афишами чудесный мир Театра Струйской (сейчас филиал Малого театра).

Привычный театральный сторож за бутерброды с колбасой пускал мальчика со служебного входа на колосники сцены.

Еще одним увлечением было кино. Храбрецы лент Голливуда — Конрад Вейд, Гарри Лидтке, Милтон Силлс — метко стреляли, эффектно дрались, безумно влюблялись и красиво умирали на экране.

В итоге папа в 16 лет подал заявление в актерскую школу киностудии «Мосфильма», а заодно стал абитуриентом театральных направлений студии им. М.Н. Ермоловой.

Парня в кепке с обычной незвучной фамилией и внешностью рабочего приняли и в том месте, и в том месте. Подкупил личным обаянием, простотой и органичностью.

Интуиция посоветовала выбрать путь театрального актера. Но учебу в ФЗУ Валерий не кинул.

Заводская стипендия разрешала семье выживать . На вечерних занятиях по актерскому мастерству клевал носом, приводя к смеху однокурсников — будущих знаменитостей. И все же природное упорство взяло верх, и во второй половине 20-ых годов XX века папа в один момент взял на заводе удостоверение слесаря-инструментальщика, а в студии — диплом актера.

А 1 октября в первоначальный же сезон театра-студии им. заслуженый артистки РСФСР М.Н. Ермоловой стал полноправным участником коллектива.

Театр создавали режиссёры и актёры Мхата и Малого театра. Среди них: Елена Константиновна Лешковская, Сергей Васильевич Айдаров, Макс Абрамович Терешкович, Николай Павлович Хмелев, Азарий Михайлович Азарин, Мария Осиповна Кнебель.

Они преподавали молодым актерам базы совокупности Станиславского, но наряду с этим очень многое брали и из практики Мейерхольда. Студийцы ежедневно посещали мастер-классы, которыми являлись пьесы с участием очень способных Малого и артистов Мхата.

Особенно поклонялись Михаилу Чехову, Александру Остужеву, Леониду Леонидову, Всеволоду Блюменталь-Тамарину, Степану Борису и Кузнецову Щукину. Тогда в столичные театры пускали по удостоверениям студий.

Так театральные власти старались сохранить преемственность поколений.

Кавалерия ОГПУ

В первой половине 30-ых годов двадцатого века c театром отцу было нужно расстаться. Его призвали в армию.

Работу проходил в кавалерийском дивизионе особенного назначения армий ОГПУ. Выходец из казачьей семьи в седле держался, как учил папа. Но сцена влекла неотвратимо, и он создал в дивизионе театральный кружок. Ставил военно-патриотические пьесы.

Руководство отметило талант молодого бойца. Его зачислили в состав агитбригады и откомандировали в Москву, в армейский ансамбль.

В то время, когда в январе 1934 года работа кончилась, красноармеец В. Лекарев снова стал ермоловцем. В репертуар театра включился первым составом.

СМЕРШ в театр не ходит

В то время, когда началась война, театр был эвакуирован в Махачкалу. В том месте бывший кавалерист сумел добиться включения в состав единственной в Закавказье «фронтовой» концертной бригады.

Программу продемонстрировали руководству Северо-Кавказского направления (маршал С.М. Буденный) и куратору Южного фронта партизанского перемещения (полковник ГРУ Хаджи Мамсуров).

Те одобрили и прикомандировали к 44-й армии. В концертах бригады учавствовали такие знаменитости, как Любовь Клавдия и Петровна Орлова Ивановна Шульженко.

Летом 1942 года германские танковые армии забрали Моздок. Дабы остановить хаотичное отступление Красной армии И. Сталин издал известный, приказ №227. В нем шла обращение о заградотрядах, штрафбатах и расстреле на месте при паники. И это чуть не стоило отцу судьбы.

Его концертная бригада была на Майкопском направлении. В то время, когда появилась угроза оказаться в «котле», артисты вместе с штабом 44-й армии успели вырваться к своим в самый последний момент. В кольцо не попали, но угодили в руки смершевцев. А они в театр не ходят.

У них собственный замысел поимки шпионов. Давай, хоть удавись. Для них штатские люди в группе вышедших с линии фронта бойцов могли быть бывшими белогвардейцами. Начала вырисовываться «стена».

Выручил начальник, побывавший незадолго до на концертах фронтовой бригады. Опознал актеров и послал в размещение агитцентра.

Все кончилось благополучно. Валерий Лекарев за показанное мужество был награжден медалями «За боевые заслуги» и «За оборону Кавказа».

Театральная Москва

О творческом расцвете актерского таланта Валерия Лекарева в послевоенный период написано достаточно большое количество.

Папа был занят практически в каждом спектакле театра. Что ни роль — то успех, похвалы, лестные отзывы в печати. Многие образы, каковые он создал, вошли в золотой фонд истории Ермоловского театра.

В первую очередь это — Достигаев в пьесе М. Горького «Достигаев и другие», Порфирий Петрович в «наказании и Преступлении» Ф. Достоевского, Супругов в инсценировке «Спутников» Веры Пановой, образ Ленина в «Прологе» А. Штейна. В «Известиях» тех лет о нем писали: «В.

Лекарев — весьма броский актер, не эксцентрический либо гротесковый, а просто весьма броский в собственном правильном реалистическом стиле характерный актер».

О людских качествах отца написал в собственных мемуарах называющиеся «Гении и подлецы» его долгий партнер по сцене Георгий Бахтаров: «…в театре В. Лекарев был защитником всех обиженных и обиженных. Когда кого-то обижали, кидались за помощью как раз к нему.

В нем не было ни зазнайства и капли фанфаронства. Он владел огромным запасом юмора и всегда был душою общества ермоловцев».

Журналистка одной из столичных газет так начала собственную статью: «Выяснив, что я планирую писать о Валерии Петровиче Лекареве, гардеробщица театра несказанно была рада. Говорит: напишите о нем как возможно больше хорошего.

Он этого заслуживает. Чудный человек!»

Актера убил Ленин

Последняя роль В. Лекарева на сцене театра — роль Ленина в спектакле «Снега» Ю. Чепурина. В тот год намечался XXIV съезд партии. Ермоловский театр был единственным, кто ставил пьесу про вождя.

На просмотры зачастили рабочей группе из отделов культуры МГК и ЦК партии, из Минкультуры и Моссовета. Спектакль приняли, но нервы актерам потрепали изрядно. Исполнитель — беспартийный.

Ленин у него не картавит. Было нужно растолковывать, что сущность не в том, дабы передразнивать Ильича, а в раскрытии его политического гения.

С большим трудом дали согласие. Погиб Валерий Петрович скоропостижно по окончании премьеры 14 сентября 1971 года.

Будущее по-своему отблагодарила превосходного артиста. Его похоронили на Новодевичьем кладбище рядом с теми, кто сопровождал его творчество в течении его яркой, но таковой маленькой жизни. На участке, где находится его могила, покоятся Н.В. Гоголь, А.П.

Чехов, М.А. Булгаков, К.С. Станиславский и М.Н. Ермолова.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Броневой: Папа устроил паренька часовым в ОГПУ, а спустя десятилетия тот на допросе выбил ему зубы


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: