Нефть и газ. лукашенко заставил москву снова раскошелиться на интеграцию — «экономика»
Леденящие газовые игры России
Минск действовал по принципу «кто не рискует, тот не выпивает шампанского».
Гибридный нефтегазовый конфликт Белоруссии с Россией близок к компромиссной развязке. Столичный «КоммерсантЪ» информирует, что стороны предварительно согласовали новую формулу расчета цены газа ГазПрома.
В случае если кратко, то наклевывается вариант, что на сегодня грубо говоря устраивает Белоруссию, но не исключает новых столкновений, в то время, когда нефтегазовая конъюнктура изменится.
Газ для Белоруссии подешевеет
Как в Газпроме, так и в белорусском правительстве должностные лица до тех пор пока осторожничают: дескать, решение о цене газа еще не принято, переговоры длятся. Но их результат, если судить по последовательности признаков, с громадной долей возможности окажется родным к тому, что изложил «КоммерсантЪ».
По сведениям данной близкой к правительственным кругам русском газеты, вместо долларовой формулы цены будет использоваться всецело рублевая на базе средней цены на газ в Российской Федерации с повышающим коэффициентом. В следствии газ для Белоруссии подешевеет в 2017 году приблизительно на 30%, до 6 тысяч русских рублей за тысячу кубов (до конца нынешнего года Белоруссия будет платить по 6,3 тысячи, что также есть для нее выигрышем).
После этого цена газа в двух государствах продолжит сближаться и сравняется к 2025 году (тогда, как договорились ранее, обязан получить единый энергетический рынок Евразийского экономического альянса).
Белорусии, но, нужно будет выплатить около 300 миллионов долларов набежавшего В первую очередь года газового долга (плюс пеня). Российская Федерация, со своей стороны, поднимет до прошлого уровня урезанные с июля (с целью выбить данный самый долг) поставки нефти.
«Думаю, таковой компромисс обязан устроить белорусскую сторону. Особенно в случае если учесть, как сложно шли переговоры», — заявила минский специалист в энергетической сфере Татьяна Маненок.
Она уверен в том, что у Минска были достаточно весомые доводы. Так как Москва в свое время давала слово к 2015 году равнодоходные цены на газ, но позже затормозила переход к ним.
Наряду с этим специалист выделяет, что при трансформации нефтегазовой конъюнктуры и новая формула может оказаться для Минска не весьма удачной. Коренная неприятность в том, что создание единого энергетического рынка ЕАЭС отнесено на 2025 год, отметила собеседница.
Кремль должен брать союзников
Однако, для попавшей в затяжной кризис белорусской экономики полезны и такие уступки Москвы. Тут любая копейка на счету.
Вряд ли в Минске сохраняли надежду, что Москва скинет цену газа со 132 до 73 долларов за тысячу кубов, в то время, когда В первую очередь года стали платить как раз по 73. Другими словами явочным порядком Минск установил честную согласно его точке зрения цену, что, конечно же, смотрелось наглостью и не могло быть прощено.
Но и выбитая в итоге скидка — сто долларов вместо 132 с нового года — хорошей бонус, тем более что намечена предстоящая редукция повышающего коэффициента в формуле цены.
К тому же нужно учесть, что В первую очередь июля по белорусским НПЗ бьет сокращение приблизительно на 40% поставок русском нефти. В случае если на данный момент количества восстановятся, то это даст казне прибавку доходов от экспорта нефтепродуктов.
«Это победа белорусской стороны», — заявил специалист минского аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич.
Отчего же Александру Лукашенко (ясно, что без его отмашки подчиненные не дерзнули бы недоплачивать белорусской дочке Газпрома) удается раз за разом понуждать Москву к уступкам? Так как, казалось бы, силы сторон несоизмеримы.
Белорусская экономика критически зависит от поставок русских источников энергии, выдачи Москвой кредитов и пр.
Москва: выбить долги у Лукашенко
Белорусские новости14.07.2016Лукашенко между Западом и Россией
Русская служба RFI10.05.2016«Лукашенко — хороший стратег»
Dagens Nyheter07.05.2016Молчание о главном
Белорусские новости26.02.2016К тому же, как утверждают авторы нашумевшего доклада «Белоруссия в контексте противостояния Российская Федерация — НАТО» Арсений Сивицкий и Юрий Царик (Центр стратегических и политических изучений, Минск), Белоруссия сейчас подвергается беспрецедентному военно-политическому давлению со стороны Кремля, что может пойти кроме того на применение военной силы.
Казалось бы, тут самое время и дожать Лукашенко (что отказался размещать авиабазу и по большому счету заигрывает-де с Западом) нефтегазовым оружием, все же это культурнее гибридной войны. А вот поди ж ты — дают скидку. «В случае если Российская Федерация желает иметь союзников, то у нее два пути — либо удерживать их военной силой, либо брать», — отметил Карбалевич.
По словам политолога, Москва, в отличие от Запада, не имеет ресурса мягкой силы, основанного на привлекательных сокровищах.
К тому же по окончании Крыма Российская Федерация появилась в практически полной изоляции, исходя из этого для Кремля особенно принципиально важно сохранять Белоруссию как союзник, додаёт собеседник Naviny.by. Еще одной обстоятельством, по которой российское управление ищет компромиссы с Лукашенко, есть необходимость как-то продолжать очевидно забуксовавшую евразийскую интеграцию, выделил Карбалевич.
Наконец, он утвержает, что «Москве легко невыгоден провал белорусской экономики».
Русскому нефтегазовому гранту суждено уменьшаться
В общем, сегодняшний нефтегазовый конфликт был не таким шумным, как прошлые. Возможно сообщить, оказался гибридным.
К примеру, Москва, с одной стороны, культурно подала за недоплату в суд, с другой — в собственных «лучших» традициях прикрутила нефтяной вентиль. Лукашенко же, в прошлые времена метавший в аналогичных обстановках молнии и громы, обвинявший Москву в империализме, сейчас показал безобидное терпение и никак не комментировал «спор хозяйствующих субъектов».
Свидетельствует ли ожидаемый нефтегазовый компромисс, что земля для распрей в данной сфере на обозримую возможность исчерпана? Отнюдь.
До тех пор пока нет единого энергетического рынка (а Москва тянет с ним, по причине того, что жаль терять деньги), сторонам приходится договариваться в громадной степени «по понятиям». Что неизменно угрожает конфликтами и разными трактовками.
Неприятность усугубляется тем, что в сфере поставок газа в Беларусь остается монополистом Газпром. А любой монополист жаден, так и норовит заломить цену.
К тому же на протяжении нынешнего спора Москва намекала, что не грех бы реанимировать пресловутые пять интеграционных проектов (просматривай: реализовать русскому капиталу Минский завод колесных тягачей и другие увлекательные активы). Так что мы, быть может, не знаем неких скользких моментов предполагаемого компромисса.
Нельзя исключать, что белорусская сторона смутно дала обещание: прекрасно, может что-то из списка и реализуем. Но обещания были и раньше, а позже жутко не охочий до приватизации Лукашенко в резкой манере осаживал Москву в этих вопросах.
По солидному же счету значение российского энергетического гранта для белорусской экономики, по словам Маненок, так или иначе будет уменьшаться. В частности, из-за налогового маневра в русском нефтянке.
Так что белорусскому управлению все равно нужно будет менять структуру экономики, диверсифицировать ее, проводить (пускай и скрепя сердце) некие реформы. Заинтересованность в совместных с Россией интеграционных проектах будет слабеть.
Что не исключает новых тактических боев для выбивания уступок — по принципу «кто не рискует, тот не выпивает шампанского».
Великое месторождение. Особый репортаж Алексея Симахина