Ненасытный петербург
Пару дней назад закончился III Петербургский фестиваль кино, что объединил сходу пара уже именитых фестивалей, проходивших раньше в различное время. Сейчас они стартовали практически одновременно и поделили кинообщественность на тех, кто таковой новый порядок поддержал, и на тех, кто ворчал в кулуарах либо на круглых столах.
Самому маститому питерскому кинофестивалю, в далеком прошлом ставшему интернациональным брендом, – фестивалю документального, игрового короткометражного и анимационного кино «Послание к Человеку», в текущем году исполнилось 22 года. В прошедшем сезоне его председателем совета директоров стал энергичный Алексей Преподаватель, что добыл не только бюджетные деньги, но и привлёк солидных спонсоров.
В текущем году Первый павильон «Ленфильма», где проходила закрытия фестиваля и церемония открытия, практически ожил, как будто бы давая всем ощутить, что студия ещё на что-то способна. На открытии продемонстрировали фильм «Playback» режиссёра Антона Каттина и оператора Павла Костомарова – документальную картину о съёмках легендарного фильма Алексея Германа «История Арканарской резни» (по «Тяжело быть всевышним» Аркадия и Бориса Стругацкие), что они делали в течении 10 лет.
В то время, когда Герман поднялся на сцену приобретать «Золотого кентавра» за вклад, он заявил, что как-то показался человек с лицом авантюриста и попросил разрешения снимать. Герман дал согласие, лишь попросил не снимать скандалы. В следствии он лишь скандалы и снял.
Но в случае если это оказалось забавно, то так тому и быть, по причине того, что чересчур серьёзно к себе относиться не следует. С таким напутствием публика взглянула фильм на ура.
На закрытии также продемонстрировали увлекательный фильм «господа и – Окончательный монтаж дамы» (реж. Дьёрдь Палфи, Венгрия, 2012).
Он является элегантную морфологию кино. Из различных фильмов берутся ласковые взоры и монтируются между собой, позже – поцелуи либо танцы, хохот и слёзы, пощёчины и ревность, объятия и на различных языках сообщённое «да».
Меньше, все состояния, в которых бывают женщины и мужчины, в то время, когда между ними появляются отношения. Смотрится на одном дыхании.
Программа разнообразных конкурсов «Послания к Человеку» была столь насыщенной, что её одной хватало, дабы перевоплотить Санкт-Петербург последней семь дней сентября в кинематографическую Мекку. Но практически через сутки стартовал 20-й по счёту фестиваль отечественных фильмов «Виват кино России!», что в текущем году стал конкурсным, не смотря на то, что и не премьерным.
Жюри под управлением Армена Медведева отсмотрело 16 картин, уже раньше продемонстрированных или на «Кинотавре», или на фестивале «Окно в Европу», и среди них закономерно были хорошие фильмы, а гран-при достался «Рассказам» Михаила Сегала. В этом фильме поведаны четыре новеллы-истории, каковые происходят с людьми, так или иначе связанными с рукописью, принесённой в издательство.
То ли эти истории являются плодом галлюцинаций храбрецов, то ли рукопись мистически воплощается. Приятно, что в фильме имеется все виды юмора – от сатиры до иронии.
Особенно хороша новелла про восхождение взятки от станции технического обслуживания через различные слои общества до заоблачных вершин.
Нельзя не подчернуть, что на открытии Эльдару Рязанову вручили почётный приз «Живая легенда». Открытие в Александринском театре прошло очень пышно, лишний пафос решил смягчить Михаил Боярский, что поведал новый анекдот про блондинок.
Блондинку останавливает гаишник и требует права. Блондинка отвечает – не могу вам их дать, это презент!
Часть зала посмеялась, часть пожала плечами.
Среди неконкурсных программ «Виват кино Российская Федерация!» было большое количество ретроспектив, были продемонстрированы кроме этого и фильмы общих любимцев: «Август восьмого» Д. Файзиева, «Белый тигр» К. Шахназарова, «Дирижёр» П. Лунгина, «Поклонница» В. Мельникова. Так что зрители имели возможность наверстать потерянное.
Уже 11-й год проходит в Санкт-Петербурге и Интернациональный фестиваль фильмов студентов киношкол «Начало». В текущем году он также стартовал на прошедшей семь дней.
Из 900 фильмов из 50 государств было отобрано 111 из 37 государств. Со студентами в формате мастер-классов общались специалисты, к примеру, победитель «Виват кино России!» Михаил Сегал.
А среди новорождённых фаворитов III фестиваля кино – Первый интернациональный Петербургский кинофестиваль.Его президентом стал кумир гостей и петербуржцев – Василий Лановой, а главой жюри – широко узнаваемый сербский режиссёр Эмир Кустурица, что в свободное от просмотров время дал на Манежной площади со своим ансамблем таковой отвязный цыганский рок-н-ролл, что любимая Мадонной несколько «Гоголь-Борделло» отдыхает. В конкурс вошли фильмы, так или иначе владеющие уже подписью и печатью фестивалей класса люкс, что разрешило синефилам взглянуть кино, отражающее мировые тренды, а почтенной публике познакомиться с кино из самых различных уголков планеты, говорящим человеческие истории, а не показывающим фабричные аттракционы.
К примеру, весьма мило смотрелся фильм «Неоднородный» иранского режиссёра Эбрахима Форузеша о мальчике, мать которого погибла на протяжении родов. А в деревне, где жил его папа, очевидно, никакого неестественного питания не было.
В отчаянии вдовец обходит деревенских, в большинстве случаев, многодетных соседей, дабы их кормящие жёны дали самую малость молока его первенцу. Все ведут себя по-различному: кто-то прогоняет его, кто-то требует денег, кто-то кормит безвозмездно Аллаха для.
В то время, когда мальчик вырастает, то оказывается, что он вскормлен всей деревней, необычный «сын полка». И если он совершает какой-то неверный поступок, то кормилицы начинают валить вину друг на друга, типа перепил соседского кислого молока.
В случае если же мальчик исправляется и совершает хороший поступок (делается лучшим учеником в классе), то все кормилицы приписывают это себе, собственному верному молоку. Фильм, с одной стороны, реалистичный, с подробностями быта, с другой – идеальная притча, говорящая об устройстве людской общества на эмоциональном языке, понятном каждому.
Я бы дал приз этому фильму, но высокое жюри решило в противном случае и наградило латвийскую картину «Крутая колка» (реж. Юрис Пошкус), о жизни несложных парней (всем троим приятелям за 30), каковые живут в деревушке на берегу Балтийского моря совсем растительной судьбой (что не мешает драться с соседями), но экзамен эмоций вынудит заметить жизнь в новом свете.
Приз же за лучшую режиссуру достался совсем справедливо фильму Алексея Балабанова «Я также желаю». В нём преступник, приятель преступника, папаша приятеля, рок-музыкант Гаркуша и девушка легкого поведения с громадной дороги, выяснив, что где-то под Угличем имеется колокольня, откуда забирают на планету Счастья, едут в том направлении с риском утратить собственное мелкое, но гарантированное благополучие (если тебя не забрали, то нет возврата из территории – сильная радиация) для сказочной грезы. «Как раз такие характеры завлекают меня, – сообщил Балабанов вашему автору, – каковые авантюристы, в которых имеется наглость.
Не следует обобщать, что это образ русских в моём представлении. Я знаю много других русских, но мне они не занимательны как храбрецы.
А эти увлекательны».
Так как относиться к объединению таких различных фестивалей в одно время в одном месте? взглянуть на опыт фестивалей класса люкс (Канны, Берлин, Венеция). Когда-то в Берлине параллельно с МКФ стартовал фестиваль «Форум» а также был к нему в оппозиции.
Что мы видим сейчас? «Форум» – одна из значительных составных частей Берлинале. Когда-то в Каннах параллельно с МКФ с знамёнами протеста стартовал фестиваль «Особенный взор». Сейчас он стал одной из самых респектабельных программ в мире кино в рамках Каннского МКФ.
Тенденция к объединению – это всемирный тренд, и не следует это проигнорировать.
Отгремели церемонии закрытия «Послания к Человеку», «Виват кино России!», «Начала», Первого СПб-го МКФ, но фестиваль кино не закрылся на этом. С ним вступает в партнёрские отношения МКФ «Северное сияние».
Это фестиваль кино государств Арктики, раньше проходивший в Мурманске. И вот собственный третий фестиваль «Северное сияние» 11 ноября открывает как участник III Петербургского фестиваля кино.
Так как слухи о том, что публика утратила интерес к авторскому кино, удачны лишь тем, кто не желает либо не может с ним трудиться. Фестиваль кино доказал, что хорошее авторское кино (маргиналы имеется как в авторском, так и в якобы коммерческом кино) пользуется зрительским интересом так, что на кое-какие фильмы в зал было просто не попасть.
Так что в добрый путь.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Восход солнца в Петербурге. Чем пахнет Петергоф весной. Ненасытный голубь.