Нет, не мастер снял этот фильм

Нет, не мастер снял этот фильм

На экраны вышла картина Юрия Кары «Мастер и Маргарита». Ее закончили снимать в первой половине 90-ых годов двадцатого века, и 17 лет она ожидала собственной встречи со зрителем.

Появление фильма, выпавшего из собственного времени, позвало живой интерес аудитории: была надежда, что «от нас прячут» если не шедевр, то что-то покруче сериала Бортко. Многие еще не забывают, как при СССР на полку отправлялись выдающиеся картины, а цензура запрещала великие книги

Но это не тот случай. Ожидать чудес от Ю. Кары, скромного труженика жанрового кино, автора фильма «Преступные авторитеты» и ничем более себя не показавшего, было необычно. Для того чтобы рода чудес на свете не бывает.

Вот, скажем, М. Булгаков начинал в литературе рассказами цикла «Записки юного доктора», и по любому из этих рассказов ясно, что перед нами громадный талант. Владимир Бортко снял фильм «Собачье сердце», и стало ясно, что это одаренный режиссер.

А что возможно сообщить, взглянув «Преступные авторитеты»? Что режиссер Кара способен снять некоторый фильм, что наподобие как возможно один раз взглянуть.

Ровно это самое возможно сообщить и про «Мастер-и-Маргариту»1994 года издания и 2011 года создания.

Содержание романа никак не уминается в двухчасовую картину. Но режиссер упрямо желал сохранить все большинство персонажей и сюжетные линии.

Все это стало причиной тому, что толком не снята ни одна сцена – все в отрывках и клочках. Знатокам романа фильм причинит большие страдания – текст сокращен, буква нарушена, а личная интерпретация не предложена.

Наивная иллюстративность остается фундаментальным принципом данной экранизации, и на вопрос «для чего это снято», ответить тяжело.

Зрители фильма становятся участниками культурной игры – вспоминая сериал и роман Булгакова Бортко, они сравнивают, ищут различия и пробуют осознать, где у Кары лучше.

Михаил Ульянов (Пилат), само собой разумеется, ясно вскидывает бровь, похож на римского полководца и живописно смотрится на фоне настоящего Иерусалима. Но у Кирилла Лаврова у Бортко но роль была сохранена полностью, и он замечательно высказывал вид и принципиальную сущность могучей власти.

Валентин Гафт (Воланд) обаятелен, но как-то уж весьма предсказуем, в то время как для Олега Басилашвили роль была «на сопротивление», и он выстроил запоминающийся образ. Александр Абдулов в роли Коровьева (у Бортко) был прекрасен, в то время как Александр Филиппенко в данной же роли через чур уж показательно-театрален.

Вид Анастасии Вертинской замечательно годится для Маргариты, но роль так сокращена и обрезана, что играться актрисе нечего. Она выглядит легко хорошенькой дамочкой, одетой и причесанной в стиле 30?х годов. Виктор Раков (Мастер в фильме Кары) – хороший актер, которому из-за чего?то не везет со славой, на мой вкус, яснее Александра Галибина, но и он смотрится как нарисованный, как наивная киноиллюстрация к роману

Вот разве что сдержанный Николай Бурляев (Иешуа) очевидно лучше конфетного Безрукова. И оба Бездомных хороши – и Галкин у Бортко, и Гармаш у Кары.

Но из-за нервозного монтажа с Бесприютным (Гармашом) мы расстаемся в клинике доктора наук Стравинского и не определим, как Мастер и Маргарита, улетая в покой, простились с ним и как он позже изменился, став со своей стороны доктором наук. А ведь то, что невежественный пролетарский поэт стал думающим интеллигентом, крайне важно для смысла романа.

Для картины же Кары это не верно принципиально важно, потому, что она снята с малоизвестной целью и не имеет собственной системы ценностей.

Режиссер желал уместить все, но в следствии не вышел ни один целостный образ – ни старый Ершалаим, ни сталинская Москва. Бал у Сатаны какой-то жалкий, в стиле кооперативного кино 90-х, с обнажёнными раскрашенными девахами-интердевочками; сеанс в Варьете вовсе не оказался; «плохая квартира» через чур обычна – к тому же и без кота с примусом и сцены пожара, выпавшей при монтаже.

Вся «великая, вечная, верная» любовь свелась к двум-трем кадрам, где Мастер ласково обнимает Маргариту, причем мы кроме того не определим, что женщина вообще-то была замужем. Домработницы Наташи нет, разгрома квартиры Латунского нет да мало ли чего нет. Поэзии нет.

Магии нет. Остроумия нет. (Булгакова нет!!)

Москву в 94 году еще возможно было применять для натурных съемок, и ее непотревоженные градостроительным бумом панорамы приводят к ностальгическим чувствам. Смех Сатаны над этими панорамами, раздающийся в начале картины, – пожалуй, единственный настоящий художественный образ.

Да, художественность – это, пожалуй, основное, чего недостает фильму Кары. Увлекательных ракурсов, неожиданных монтажных стыков, уникального освещения.

По большому счету всего того, чем так славно было мастерство кино. Но для этого роман Булгакова должен был встретиться с большим режиссерским талантом.

С Орсоном Уэллсом, с Чаплиным, с Тарковским, с Феллини либо Висконти. (С Элемом Климовым, что желал снять «Мастера и Маргариту» и не дожил до этого) Тогда грандиозное очарование романа, быть может, перешло бы в новое уровень качества, воплотилось на экране.

А без этого перед нами последовательность иллюстраций. И у Бортко иллюстрации, и у Кары. У Бортко – лучшего качества. Он более мастеровит. А у Кары мы наблюдаем неинтересное чередование крупных планов и средних с преобладанием средних.

Причем все это сопровождается постоянным музыкальным фоном.

И это нам еще не нравился Игорь Корнелюк в сериале Бортко! Корнелюк, по крайней мере, опытный композитор, разбирающийся в киномузыке.

Не обращая внимания на унылое звучание его синтезатора, к которому он так привержен, он хотя бы сочинил для сериала Бортко несколько эффектных номеров. В противном случае, что звучит в фильме Кары, – ужасающе и бесформенно.

В титрах указаны Альфред Шнитке и Андрей Шнитке, но разум мой отказывается верить, что это непотребство создал Альфред Шнитке. Будем думать, что неизвестный нам Андрей Шнитке на правах родственника что-то такое подсочинил для картины.

К сожалению, афоризм советского пианиста Арнштама «как мы знаем, кинематографисты свински необразованны в музыке» (знаю об этом из мемуаров драматурга Евгения Шварца) – так же, как и прежде более чем актуален.

В общем, 17 лет «на полке» пошли на пользу картине Ю. Кары и создали ей хотя бы минимальную сокровище. Ее полностью не было в момент создания и, наверное, не будет уже через несколько лет.

Как говорится, «взглянули и забыли».

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Мини студия для съемки мультипликационных фильмов! Как снять мультфильм. STIKBOT Stop motion, как сделать мультфильм


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: