Нет в жизни гамлета? придумайте его!
В Малом драматическом театре – Театре Европы (Петербург) идут премьерные пьесы называющиеся «Гамлет». Но это не шекспировский «Гамлет», это уникальное произведение главного режиссёра театра Льва Додина по хроникам С. Грамматика, Р. Холиншеда и переводу катастрофы пера Б. Пастернака.
В основных ролях – Данила Козловский (Гамлет), Ксения Раппопорт (Гертруда), Елизавета Боярская (Офелия), Игорь Черневич (Клавдий). Аншлаг обеспечен, а успех но что такое сейчас успех?
На сцене, обнесённой строительными лесами, затянутыми плёнкой (сценография А. Боровского), разыгрывается какая-то малоизвестная зрителю не то датская, не то шведская пьеса. Нет, стихи Пастернака всё время звучат, но их красотища как бы повисает облаком в мрачном воздухе спектакля, а под прикрытием этого облака течёт совсем вторая история.
К примеру, Гамлет кричит преступной матери пастернаковским текстом: «Валяться в сале продавленной кровати, наслаждаться своим паденьем!» На что Гертруда парирует прозой – «Валяться в сале? Да я меняю постельное бельё чаще, чем ты собственные носки!»
Разрешите высказать предположение, что это не С. Грамматик и не Р. Холиншед, а что-то наподобие актёрской отсебятины, разрешённой режиссёром. Ему намерено нужна эта двойственность: неприглядная реальность и звучные «стихи».
Не зря в предисловии к собственному спектаклю Лев Додин объяснил, что человечество зря увлеклось принцем датским, он преступник и убийца, вместе с ним человечество обольщается и по поводу себя самого, погрязшего во зле.
Быть может, человечество увлеклось принцем датским зря, но сделало оно это в далеком прошлом, прочно, прочно и основательно. Гамлет – фантастически обаятельный и сложный образ только умного человека. Так ли громадны его грехи?
Заколол Полония – случайно, Розенкранца и Гильденстерна отправил на смерть, исправив письмо, с которым они везли на смерть его Но, мы не в суде, определяющем меру наказания за предумышленное либо непредумышленное убийство. Все храбрецы всех катастроф – не овечки.
Остановимся на том, что шекспировский Гамлет – умён, сложен и обаятелен.
Из всего этого у Данилы Козловского в его актёрском составе имеется лишь обаяние. Обаяние молодого, здорового, прекрасного, рвущегося к судьбе человека.
Весьма возможно, что актёр разовьётся, переменится и станет совсем иным, но пока что он – таковой. Недаром в кино играется храбрецов активного действия. Умён и сложен именно режиссёр, Лев Додин.
И возможно, мучаясь от данной сложности, он так увлёкся цельностью, кроме того элементарностью собственного актёра. Он для него как словно бы и воплощает безудержную, внеморальную, могучую «волю к судьбе».
Для Козловского, под его актёрские возможности, Додин и переписывает «Гамлета», в его изложении двоящегося на некрасивую историю и красивые стихи.
В случае если «Братья и сёстры» Ф. Абрамова, известный спектакль Льва Додина, объехал полсвета, «Гамлета», на мой взор, везти некуда. Где не сыщешь принца датского в майке с принтом и в тёмных джинсах, сокращённой до неузнаваемости «версии», скупых черт персонажей, лишённых развития и живого общения?
Каким Гамлет появляется на сцене – элементарно-агрессивным – таким и уходит (в спектакле – проваливается) с неё. Как Гертруда выскочила на сцену, извиваясь в танце со своим сыном, – обольстительная, сверкающая «женским талантом», страшная в собственном женском праве на счастье – так ничего сверх того по ходу действия не добавится.
Офелия по большому счету осталась смутным силуэтом, возможно было бы и её вычеркнуть, как вторых храбрецов Шекспира. Вычеркнули же отца Гамлета, никакого не было призрака, принц всё придумал с целью достижения трона – ну а Офелия в истории борьбы за престол для чего сдалась?
В хороших пьесах в большинстве случаев сильны причинно-следственные связи: начнёшь что-то изымать – накреняется вся постройка. В новом «Гамлете», к примеру, нет младшего двойника Гамлета, Лаэрта. Братом Офелии сделан Полоний, её папа по Шекспиру.
Помой-му – и всевышний с ним, с Лаэртом, ни при каких обстоятельствах он на театре особенно не получался. В общем, служебная роль, без неё возможно обойтись. Так-то оно так, да вот кто тогда убьёт Гамлета в финале пьесы?
А ведь нужно ему как-то погибнуть. Додинский Гамлет с могучим и тупым напором так стремился к власти, вот она – власть.
Козловский понуро стоит на опустевшей сцене, что-то бормочет, хватается за сердце – и спрыгивает в люк. А рабочие сцены проносят мимо первого ряда кресел монитор, на экране – выступает Фортинбрас Значит, принц надорвался кричамши, получил что-то наподобие сердечной недостаточности.
Необычно, таковой крепкий юноша. А также Горацио рядом нет, дабы сообщить хорошее слово – Горацио также вычеркнули
Оживляют обстановку три актёра, играющие Актёров, – первачи МДТ Игорь Иванов, Сергей Курышев, Сергей Козырев. Для них в чёрно-белом пространстве спектакля предусмотрен красный цвет (в одеждах) а также поставлены скупым живописцем целых три древесных стремянки.
Они приходят словно бы бы из другого театра, жалуясь на «одолевающих мальчишек». Читают сцену из «Короля Лира» – милые, цельные, забавные и отважные.
Не иронизирует ли безрадосно Лев Додин над собственным собственным театром, которому на смену идёт что-то совсем второе? Но при таких условиях режиссёр решил, значит, опередить исторические процессы и сделать актуальный тюнинг собственному театру лично?
Я живу с творчеством Льва Додина более сорока лет, наблюдала его первые пьесы в ТЮЗе и такому преждевременному ответу порадоваться не могу. Вижу в нём черты острого мировоззренческого кризиса и буду терпеливо ожидать, в то время, когда он минует МДТ.
Просматривала такие догадки о додинском Гамлете – мол, в жизни отечественной окаянной никаких нет Гамлетов, потому режиссёр и внес предложение вместо умницы принца взглянуть на элементарного злобного и агрессивного молодого человека. Что за анафемское рассуждение?
Да в жизни ничего не сыщешь по большому счету – ни красных парусов, ни князя Мышкина, ни Наташи Ростовой, ни Мастера с Маргаритой Павки Корчагина – и того нет. Чего ни хватишься – ничего нет.
Да и лик Спасителя нам писали живописцы многочисленно раз – не с натуры!
Мастерство-то на что? Нет в жизни Гамлета – придумайте его.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Уильям Шекспир — Гамлет — Аудиокнига