Никаких дон жуанов больше нет

Никаких дон жуанов больше нет

В Малом театре столицы состоялась премьера музыкального спектакля «Дон Жуан» по поэме А.К. Толстого.

В случае если это первый ход Малого к модернизации, то путь выбран страшный.

Поэма А.К. Толстого – гениальная неудача в высшей степени одаренного человека – практически не имеет сценической истории.

Эта поэма, навеянная «Фаустом» Гете, многословна, громоздка, неоригинальна. Играться ее нереально – нет характеров, чуть ползет воздействие, и, помимо этого, Пушкин то же самое изложил в сто раз меньше и занимательнее Толстого, без говорящих оперного Сатаны и духов (не сильный вариация гетевского Мефистофеля).

Единственное жемчужное зерно поэмы сходу выклевал П.И. Чайковский, положивший на музыку «Серенаду Дон Жуана», да, ту самую, где поется «От Севильи до Гренады».

Серенада и осталась в культурной памяти, тем более что ее многократно цитирует в собственных произведениях Булгаков.

Но музыки Чайковского в новом спектакле Малого зритель не услышит. И серенаду, и другие музыкальные номера сочинил композитор театра Э. Глейзер.

Само собой разумеется, вставка из Чайковского была бы неуместной – она, как броская заплата на ветхом рубище, сходу выделила бы любительский и подражательный темперамент музыки Глейзера. Ни одна мелодия не запоминается.

Что-то среднеарифметическое от мюзиклов 70-х годов, но в разжиженной концентрации.

А вдруг учесть, что и постановку осуществил не опытный режиссер, а знаменитый актер А. Клюквин (дебют), то нужно согласиться, что все слагаемые неуспеха Небольшой театр в этом случае собрал воедино.

Поэма сокращена и чуть дописана. Укрупнена роль Сатаны – ему дан текст и других персонажей. Во-первых, дабы продемонстрировать, как умён неприятель рода человеческого, неизменно под различными масками соблазняющий храбреца.

Во-вторых, Сатану играется заслуженый артист Борис Невзоров. И вы что, желаете, дабы он показался лишь в эпилоге и прологе и два действия сидел за кулисами в собственном шикарном золоченом плаще?

Вы не театральный человек!! Оформление сцены (живописец С. Александров) носит философский темперамент. По крайней мере, количество звезд на тёмном заднике поражает – да имеется ли столько звезд на небе, сколько зажигается в том месте лампочек?

Ужасная инквизиция, сумрачный мрамор гробниц, нарядные женщины с веерами, бледная как смерть донна Анна, Дон Жуан с бородой и в сапожках – все в наличии. Иногда актеры поют под сопровождение собственного оркестра. Мизансцены оперно-статичны, энергетика спектакля скудна

Дабы сыграть классическую историю про Дон Жуана, нужно все ж таки иметь в труппе кого-то, кто может его сыграть. Актера с необычайным – либо хоть незаурядным – мужским обаянием.

Что-то так как осознавал об этом умный Швейцер, поручая роль Высоцкому в «Мелких катастрофах», правда? В спектакле Малого театра Дон Жуана играется А. Фаддеев – красивый юный актер, пока что не показавший ни темперамента, ни заразительности.

Бледноват и вяловат отечественный храбрец, а потому сценическое «одеяло» у него нормально отбирают товарищи по сцене.

Борис Невзоров меня уморил вконец. В случае если Сатана вправду хоть какое количество-нибудь напоминает этого импозантного, седовласого мужчину, похожего на генерала в отставке, то верно ли я поступила в свое время, отрекшись от него и всех дел его?!

Невзоров представительно расхаживает по сцене, иронически ухмыляясь. Романтичными толстовскими стихами, каковые он в этом случае выучил (любимец публики не всегда безукоризнен в этом смысле), говорит, что это он в конечном итоге – самый главный и лучше всех.

Иногда размахивает дивным плащом с красным подбоем, а при словах о Создателе поднимает глаза куда-то вверх. Кроме того куплеты поет отечественный красивый мужчина!

Воображаю, как оптимален был бы Невзоров в хорошем русском водевиле, откуда он по недоразумению и залетел в этого «Дон Жуана».

А вот кто сыграл в действительности прекрасно, так это В. Низовой – Лепорелло. Как-то смело презрев условности постановки и архаику ее формы, Низовой, с его чувством юмора и мощной органикой, создал забавный и обаятельный образ.

Он кроме того пара оживляет окружающее, и в его присутствии члены инквизиции внезапно перестают быть совсем картонными. Все ж таки пламенная вера в предлагаемые события – важная составляющая таланта. Низовой убедил себя: я – Лепорелло.

Остальные актеры, на мой взор, на сцену. С различным градусом жажды понравиться зрителю.

Прекрасно бы Малому театру, с его большим хозяйством и огромной труппой, быть внимательнее в выборе пути, в сложении репертуара. У него много неприятелей, самых настоящих. Его эстетический консерватизм завлекает множество зрителей, но при неудачи – многих и отталкивает.

Запрещено, мне думается, обходиться домашними эйфориями от режиссёров и местных композиторов. В Малом все должно быть наилучшее, первосортное, высшего класса.

Вот Сергей Женовач приступил к репетициям «Неинтересной истории» Чехова с Ю.М. Соломиным в ключевой роли.

И я заблаговременно радуюсь и хочу удачи этому предприятию, потому, что все слагаемые – литература, режиссер, актер – тут первого сорта.

А новый «Дон Жуан» вышел третьего сорта. Я бы по большому счету списала это в графу «убытки» – бывают же творческие неудачи, ничего ужасного.

У Малого театра собственный обаяние кроме того в неудачах – скажем, тут традиционно хорошая дикция у всех актеров. Но большая часть публики мужественно борется со скукой, к финалу сомлев совсем.

Быть может, еще и вследствие того что рассказ о малоизвестном. Так как тип Дон Жуана в современной России полностью не актуален.

Искать в дамах – божественный идеал? Вы о чем?

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Приключения советских донжуанов


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: