Никас сафронов как чудо, тайна и авторитет
В Российской академии художеств (Петербург) открылась выставка Никаса Сафронова. Билет на просмотр много стоит – 350 рублей, так так как и отечественный живописец не из недорогих.
Его успех смело возможно назвать замечательным.
не забываю, как лет 20 назад Никас Сафронов на фестивале «Кинотавр» культурно подсаживался к известным кинематографистам, робко аттестовал себя «ульяновским сиротой» и просил разъяснить ему суть фильмов Сокурова. Вальяжные кинематографисты снисходительно покупались на щекотливую повадку «сироты», которая, само собой разумеется, была в чистом виде овечьей шкурой.
Мёртвая хватка выдающегося дельца, феерическая энергия и недюжинная смекалка в рекордные сроки сделали Никаса Сафронова вторым по известности живописцем в стране (по окончании Ильи Глазунова).
Публика, привыкшая видеть Никаса Сафронова в передачах наподобие «Ты не поверишь!», может составить себе обманчивое представление о живописце как о «поп-звезде» живописи, которую тревожит только раскрутка собственной личности, а не творчество. Вдобавок наружность.
Она эффектна до таковой степени, что если бы, например, режиссёр фильма «Яйца судьбы» решил экранизировать Евангелие, то на ключевую роль без всякого кастинга возможно было бы забрать как раз Сафронова.
Но оспорить место Никаса Сафронова в клане художников – задача неисправимая и тщетная. Перед нами вправду живописец, притом прекрасно выученный, могущий держать кисточку в руках.
Да, он прочно выучил разработке успеха и с радостью рисует сильных мира этого (политиков, певцов, киноартистов), идеализируя и приукрашивая их опостылевшие, но всем узнаваемые лица. Не редкость, что его картины смахивают на кондитерские изделия и мало чем отличаются от той слащавой живописи, которой забиты сайты, действующие под бессмертным лозунгом: «Налетай – спеши, бери живопись!».
Но тысячам несчастных не удаётся реализовать ничего, а Никасу удаётся реализовать всё. Это возможно растолковать а никак этого растолковать запрещено.
Прекрасно, он показал диковинное упорство, он годами носился по столичной тусовке, раздаривая свои работы, он выказал изумительную производительность. Но какое количество их было – упорных, производительных, раздаривающих, и всё впустую.
И лишь Сафронову силы судьбы дали «зелёный коридор».
Из-за чего?
Я отправилась на выставку в Академию художеств, дабы постараться разгадать эту тайну, попутно много подивившись уже одному факту совмещения Н. Сафронова и гордых стен Санкт-Петербургской академии (мало кто из современных художников смог ко мне пробраться). Сходу стало известно, что живописец чуток и эластичен: среди работ, выставленных в академии, практически нет парадных гламурных портретов.
Отыскался лишь один – портрет Лейлы Алиевой, но внучка Гейдара Алиева очевидно попала на выставку не из-за большого положения (Сафронов писал особ и покруче), а из-за привлекательной наружности, которая, действительно, тревожит живописца не сама по себе. Никас Сафронов как художник не отличается чувственностью и не наслаждается женскими формами, дама в его работах фигурирует как знак – то Магии, то Духовности, то ещё какой-нибудь байды.
К примеру, на полотне перед нами ровное женское лицо, наверху контуры загадочного замка, внизу – увлекательное наименование наподобие «Путь к высокой истине». Вот и Лейла Алиева в изображении Сафронова не пышная восточная красивая женщина, а некоторый знак.
Возможно, также Истины – нет, возможно, всё-таки Мудрости. Наследственной.
Пейзажи Никаса Сафронова, выполненные в технике «дрим вижн» (по белой грунтовке рассеянные выпуклые мазки-штрихи), не поражают оригинальностью, всё Венеция да Париж, солнечный сутки да весеннее утро. Не это основное.
Главная масса работ неподдельно необычна. Кроме того тревожна.
По всей видимости, учитывая специфику замороченного города Санкт-Петербурга, Сафронов и представил на выставке самые необычные и замороченные собственные картины. Скажем, «Сон о Москве» является панорамой Кремля, около которой спит громадный тигр.
Ясно, что это какая-то шифровка, послание, тайная. Либо «Ангелы, покидающие историю» – силуэты двух крылатых существ, куда-то отлетающих не то в диком испуге, не то в приступе брезгливости. Имеется работы, на которых люди изображены с пёсьими либо кошачьими головами.
Большое количество стилизаций средневековых замков с рыцарями, птицами и девушками, но не простодушно-игровых, а как словно бы с каким-то значением. Многозначительны уже сами заглавия полотен – «Волшебство веры либо загадочный шар», «Сон ангела», «Театр вечности на фоне гор», «Рыцарь-спаситель» (Кстати сообщить, подписывает живописец свои работы «S.Nikas».)
Что за дела? Не попал ли «ульяновский сирота» в какую-то секту? Либо, возможно, записался в масоны? Из этого ангелы и замки, камни и другие «загадочные шары».
Тут, возможно, и кроется секрет успеха отечественного живописца? Так как как мы знаем, что масоны («каменщики») выручают безнравственный мир путём круговой поруки и взаимной поддержки. Внезапно Никас Сафронов – реально масон? (Но тогда управление Академии художеств также того)
Тогда, само собой разумеется, всё проясняется. Тогда мы отбрасываем мысли о том, что смекалка поп-живописца довела его до мысли об эксплуатации примитивных обывательских представлений о «духовности», в обязательном порядке связанной с какими-то тайными камнями, сияющими крылатыми фигурками и шарами.
В случае если Никас Сафронов – масон, то он обязан вести масонскую пропаганду средствами живописи, вот он и старается, как может. Намекает, что где-то в том месте (где гуляют люди с пёсьими головами), в таинственных замках, дамы и крылатые рыцари, олицетворяющие путь к Истине, решают судьбы человечества – но и он, Никас Сафронов, также как-то к тому причастен.
Посвящён, возможно сообщить. Из этого и его загадочная мощь, и власть над судьбой, и эфир НТВ, и много тысяч евро за картину
Слушайте, вы не понимаете, где у нас записывают в масоны???
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Выставка Никаса Сафронова в Великом Новгороде пользуется огромным успехом