Новое лицо кукольного театра
1 октября Борис КОНСТАНТИНОВ стал главным режиссёром Театра кукол им. С.В.
Образцова. Он ставил пьесы в театрах кукол Санкт-Петербурга, Москвы, Вологды, Краснодара, Кирова, на Сахалине, в Литве, Ливане, Германии. Три постановки взяли в различное время «Золотую маску».
С прославленным Театром Образцова Борис Анатольевич сотрудничает с 2008 года, в то время, когда в первый раз поставил тут спектакль «Дюймовочка» по сказкам Андерсена.
С 6 октября в ГАЦТК им. С.В. Образцова проходит VII Интернациональный фестиваль театров кукол имени Сергея Образцова, открывшийся новым спектаклем «Некто Шнобель»
— Борис Анатольевич, вы сами неоднократно принимали участие в Интернациональном фестивале театров кукол имени С.В. Образцова.
С какими пьесами выступали на данной легендарной площадке?
– Три раза мне посчастливилось быть участником этого фестиваля. В первый раз – со спектаклем «Ленинградка» (реж. А. Шишов, Д. Шадрин и Б. Константинов, худ. В. Антонов).
Это притча о ужасном времени блокады Ленинграда. Спектакль собран из воспоминаний детей войны. Основная героиня – маленькая девочка, пережившая кошмары войны. Прототип её – девочка, всю блокаду просидевшая в шкафу.
Образом спектакля стали огромные глаза ребёнка, лицо которого замотано платком. Так как мы кукольники-сказочники, то и язык повествования выбрали сказочный. Коль сказка, показались ирреальные персонажи – Холод и Голод – два ужасных существа, рождённые войной, Домовой, Говорящая Крыса
Второй спектакль – «По ту сторону Гоголя» (совместная постановка Сахалинского творческого объединения и театра кукол КультПроект). Драматургия спектакля соткана из воспоминаний и писем Николая Васильевича.
Позже была премьера «Снеговика» Театра Образцова в рамках фестиваля – камерной истории Андерсена о Снеговике, неосмотрительно полюбившем Печку.
В текущем году зрители Интернационального фестиваля театров кукол имени Сергея Образцоваувидят ещё один спектакль «По дороге к солнцу» (26 октября в 14.00 и в 18.00. – Прим. авт.). Это история о бродячем цирке, поведанная под стук колёс ночного поезда.
Но путешествие тут – только иллюзия, лишь отражение воспоминаний уличного музыканта. Спектакль для детей от 9 до 99 лет.
– А как вам понравился спектакль «Некто Шнобель» в постановке француза Эрика де Сарриа, открывший VII Интернациональный фестиваль имени Сергея Образцова?
– Мне было весьма интересно замечать, как французский режиссёр адаптирует Гоголя. «Шнобель» – произведение тяжёлое, его редко кто берётся ставить. Непрямолинейное ответ сюжета мне думается весьма увлекательным.
И на протяжении репетиций Эриком де Сарриа была совершена огромная работа с актёрами. Актёры, трудясь с ним, в широком смысле образовываются.
Он очень многое им даёт: возможность придумывать, творческую свободу, умение разминать тело, раскачивать нутро. Для меня это весьма полезно, по причине того, что Эрик – красивейший педагог и настоящий, прирождённый кукольник.
– А как вас занесло в кукольники, поскольку вы сперва обучались на курсе «режиссёр драмы»?
– Как и все, в юные годы я видел по телевизору «Неординарный концерт», известный спектакль Театра Сергея Образцова. И он мне запомнился. Я и поразмыслить не имел возможности, что спустя десятилетия взгляну его иначе ширмы.
Я наблюдал и поражался, как слаженно играется Его Величество Ансамбль. Помой-му одна кукла стоит на ширме, а какое количество около энергии, людей, и все трудятся как единый живой отлаженный механизм!..
Но я не планировал быть кукольником, поступил в университет и стал режиссёром драмы. В то время, когда волею судеб был в театре кукол и начал ставить в нём пьесы, осознал, что это особенный вид мастерства.
Значительно сложнее и уже, чем мне казалось. И дабы ставить пьесы в театре кукол, необходимы особенные знания.
За ними я отправился в Театральную академию Петербурга (СПбГАТИ).
– Весьма интересно, вы сами принимаете участие в ходе создания кукол?
– Само собой разумеется! Считаю, что любой человек, именующий себя кукольником, обязан мочь создавать куклу собственными руками. Для меня кукольный театр – это театр живописца, это в первую очередь визуальное мастерство.
И в случае если художник и режиссёр наблюдают в одну сторону, видят и ощущают одинаково, тогда и случаются творческие успехи. Я впускаю живописца в собственный процесс, за что имею право входить и на его кухню. В таком ключе стараюсь трудиться со всеми живописцами.
Вот и по сей день с Евгенией Шахотько мы придумываем сказку-сон «Все другие и собака». Это спектакль для всей семьи по стихам Вадима Левина и Ренаты Мухи, премьера которого назначена на декабрь.
– Борис Анатольевич, с какими замыслами вы пришли в данный известный театр, что планируете поменять?
– Это театр с великими традициями, с замечательным наследием Сергея Образцова. И это не просто слова, для меня это символ качества, и именно это принципиально важно и необходимо сохранить.
А старое снести и новое выстроить – таковой цели у меня нет.
Неприятности имеется в каждом театре, но их возможно решить. Я вижу ответ в молодости и соединении опыта, энергии, энтузиазма.
Театр кукол загнан на периферию зрительского внимания, и главная задача – возродить интерес к нашему виду мастерства.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Новое лицо Симферополя