Новый экипаж: проголосовали — и долетели!
На экраны вышел фильм «Экипаж» – плод прокручивания через мясорубку современного кинематографа советской картины А. Митты. Отправилась наблюдать в обычном кинотеатре. Забрала среднее ведро попкорна.
Благодаря чему продержалась нормально полтора часа!
Но фильм шёл два часа двадцать мин.
Выясняется, попкорн не еда, а средство контакта с экраном: до тех пор пока он имеется, дела идут хорошо, заканчивается – занять себя нечем. Труд, затраченный на создание нового «Экипажа» (потом в тексте – «Экипаж»-2) велик и огромен.
Режиссёр фильма Николай Лебедев – без сомнений, гениальный человек. Но сравнение «Экипажа»-2 с «Экипажем»-1 неминуемо.
И это кроме того не вопрос столкновения двух различных эстетик кино. Это – столкновение двух миров, один из которых ушёл безвозвратно, а второй помой-му торжествует.
«Экипаж»-1 был совсем уникальной картиной. Начнём хотя бы с того, что трагедия занимает только треть фильма, а две трети – рассказ про личную судьбу людей.
Мы видим семью радостную (у храбреца Жжёнова), семью несчастную (у храбреца Васильева) и семью ещё не сложившуюся (у храбреца Филатова). Все персонажи переполнены эмоциями – это одна из основных черт погибшего мира советского кино 50–70-х годов.
Глубокая и ласковая чувствительность, текущая, как мёд, с экрана в раскрытую душу зрителя, практически заливала кинематограф. Эти жёсткие папы, скрывающие за мужественной повадкой трепетную любовь.
Эти юноши-балагуры, лишь притворяющиеся ходоками – всё только до встречи с Той самой, Единственной. И эти верные, нежные, ничего не требующие, совсем безвозмездно любящие девушки! «О, где же вы, дни любви!
Сладкие сны! Юные мечты весны…»
Но наступает советские люди – и решительная минута приходят в иное агрегатное состояние. Они преобразовываются в храбрецов. Из обычных становятся неординарными. Превращение простых людей в храбрецов – это сверхсюжет «Экипажа»-1.
И это придумано и сыграно идеально.
Любопытно, что в том фильме на протяжении посадки от самолёта отваливается хвост с надписью «СССР». На момент 1972 года то было сильно и выяснилось пророческим
Александра (Агне Грудите), второй пилот
А в «Экипаже»-2, само собой разумеется, львиная часть времени дана разнообразным трагедиям, находящимся уже за гранью кроме того самого условного правдоподобия. Перетягивание людей в грузовой корзине по тросу из одного самолёта в второй прямо в воздухе приводит к весёлому оживлению в зале.
Но нагромождение трюков – неминуемое следствие царящего сейчас в кинематографе закона: действием считаются лишь активные физические действия. Что-то должно происходить каждую секунду.
Для обеспечения непрерывности для того чтобы действия люди (другими словами персонажи с количеством характера, с судьбой и историей) не то что не необходимы – они неосуществимы. Перехода персонажей «Экипажа»-2 из простого состояния в смелое нет: они все очевидно сконструированы и являются роботами.
У них прекрасный, ясный фасад (старший пилот – Владимир Машков, младший – Данила Козловский), две-три психотерапевтические реакции и чёткое, правильное исполнение заданий. Нет потребности за них переживать – роботы справятся, они для этого и сооружены
Действительно, совершена работа по мнимому оживлению главного робота – пилота Гущина (Козловский). Ему придумана история: папа – бывший авиаконструктор (С.
Шакуров), сам он владеет взрывным характером (приведён пример), полюбил девушку-пилота (Агне Грудите), ездящую на «Мини Купере» (все трудящиеся блондинки в отечественном кино ездят на «Мини Купере»). Но оживления не наступило – наоборот, видно, как несколько сценаристов сидела и придумывала методы привести к сочувствию к храбрецу.
Я, как заметила в титрах пять фамилий сценаристов, сходу обеспокоилась – в большинстве случаев, количество в данном вопросе в уровень качества не переходит. оптимальнее один сценарист, максимум два. Вот В. Дунский и Ю. Фрид для «Экипажа»-1 сочинили безукоризненную историю.
А в «Экипаже»-2 всегда наталкиваешься на «сварочные швы». Но не в том сущность.
Владимир Машков и Данила Козловский
Не редкость, что и конструкция оживает, – так случилось в фильме того же Лебедева «Легенда №17» с тем же Козловским. Думаю, это итог влияния загадочного таланта Олега Меньшикова, сыгравшего Тарасова.
Образ тренера-волшебника вышел уникальным, чуть ли не мистическим и «заразил» воздух картины. А в «Экипаже»-2 рядом с молодым храбрецом – храбрец В. Машкова. Он кроме того похож мало на Георгия Жжёнова, но отличие огромна.
Храбрец Машкова внутренне твёрд и однозначен, а Жжёнов игрался прекрасного человека, мужественного, разумного, честного. Он радуется в фильме пара раз, а Машков только стискивает зубы. Мрачный таковой робот
Имеется в картине странности. Скажем, конфликт экипажа с каким-то крутым главой, что опаздывает на рейс, требует выпивки, выясняется одним из пайщиков компании Помилуйте, разве крутые главы летают «неспециализированными самолётами»!
У них имеется личные. Позже данный глава устраивает разнос отечественным храбрецам – сцена предельно фальшива.
Снова вижу пятерых сценаристов, изобретающих методы извлечь из зрителя симпатию. «Отечественные пилоты глав не опасаются!» Но одна сцена меня поразила. Дело происходит в воздухе.
В том месте находятся два аварийных самолёта (одного сейчас для фильма уже мало) – под водительством Машкова и под управлением Козловского. Тот, что у Машкова, нехорош совсем, горючее пролилось, у Козловского дела чуть лучше – сгорел один двигатель.
Появляется мысль протянуть в воздухе трос и пересадить людей из самолёта Машкова в самолёт Козловского. Это страшно, как возможно додуматься.
Но лишь не для мозгов сценаристов.
«Я не могу один принять такое ответ! – заявляет Гущин (Козловский). – Пускай все пассажиры за него проголосуют единогласно!» И замурзанные пассажиры не весьма с радостью, но тянут нечистые ладошки вверх
Пилот, требующий голосования от пассажиров, – кроме того для жанрового кино немыслим. Это, возможно, что-то символическое?
Наподобие того, что в «аварийном самолёте» (Российская Федерация?) направляться голосовать единогласно (будущие выборы?)? Совсем не это имели в виду создатели картины?
А что тогда? Не осознала.
Дабы совсем выделить невозвратность погибшего мира советского кинематографа, в эпизоде «Экипажа»-2 появляется Александра Яковлева, бывшая героиня «Экипажа»-1. Да ушли эти лица, ушёл окончательно, выкачан из нашей жизни тот ласковый и чувствительный воздушное пространство, которым дышали люди затонувшей советской Атлантиды.
И не только они. В кино всей земли был таковой воздушное пространство. Сейчас всё рационально, жёстко, прагматично, скоро. Ничего не сделаешь.
Живём дальше.
Вывод один – нужно не среднее ведро попкорна брать, идучи на современный фильм, а громадное. Чтобы на всё время, пока продолжается шоу биороботов, хватило занятия.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Экипаж | Трейлер (2016)