Обыкновенное чудо марка захарова
Девяносто лет – это, само собой разумеется, довольно много. Чего лишь не происходило в Ленкоме за данный театральный век.
И именовался он Театр рабочей молодёжи, и известный Берсенев им блистательно руководил, и превосходные актёры на сцену выходили, и Константин Симонов собственные первые пьесы приносил Кроме того Ленин тут выступал. Наконец, была маленькая, но великая эра Анатолия Эфроса.
Всё так. И всё равняется для нас Ленком – это прежде всего Марк Анатольевич Захаров. Это его марка.
Марка Захарова.
В то время, когда Захаров возглавил Ленком в первой половине 70-ых годов XX века, он уже был великим, лишь об этом не было человека, кто знал. Назначение по большому счету сначала многим казалось вызывающим большие сомнения.
Над театром витала тень снятия Эфроса. Да, шесть лет прошло. Шесть очень бесславных лет – это так. Но всё равняется, кто таковой данный Захаров, дабы прийти на место самого Эфроса? Поставил пара пьес.
Действительно, «Прибыльное место» в Сатире сняло руководство, и это, само собой разумеется, шло в зачёт. Но в целом – из-за чего именно он, было неясно.
Стало ясно сходу, с первого же спектакля. Сам Захаров показывает, что Ленком начался с «Тиля». Это вправду был великий спектакль, в котором блистали Караченцов и Чурикова. Пьесу написал Григорий Горин, ставший вместе с Захаровым строителем этого Театра. Всё так.
Всё справедливо.
И всё-таки первая постановка была второй: «Автоград XXI». В сущности, это был спектакль о комсомольской стройке.
Но хитрец Захаров умудрился сделать так, дабы на спектакль потянулся народ. Это первенствовал аншлаг театра имени Ленинского комсомола.
Во-первых, спектакль был весьма живой и энергичный. Для середины 70-х легко поразительно, фантастически энергичный.
Во-вторых, на сцене игрался настоящий ВИА, что воспринималось чуть ли не как показатель революции. И наконец, в-третьих, на афише стояло имя Юрия Визбора – гениальнейшего человека, что постоянно находился самую малость (а время от времени и множко) в опале.
И за талант, и за опалу его весьма обожала интеллигенция.
С этого спектакля началось «обычное чудо» Ленкома: любой его спектакль успешен, на каждом – зрительский аншлаг. Захаров ни при каких обстоятельствах не торопится ставить новый спектакль.
Но любая постановка делается событием. Подчёркиваю: любая.
Только что Захаров сыграл премьеру: «Сутки опричника» – поразительно юный, современный и острый спектакль. И снова – аншлаг, и снова – не попасть.
Девяносто лет Ленкому – какой основной итог? То, что театр стал частью жизни огромного моих ровесников – и количества людей, и тех, кто постарше, и тех, кто помоложе.
Если бы Захаров не был строителем театра, мы бы на данный момент не отмечали юбилей Ленкома. Он привёл в театр Горина, он отыскал выдающегося театрального живописца Олега Шейнциса, он собрал поразительную труппу Не обращая внимания на уход гениев, которых, само собой разумеется, нереально заменить, – Пельтцер, Леонов, Янковский, Абдулов, – сейчас так же, как и прежде в Ленкоме звёздная труппа.
На «Опричнике» выход чуть ли не каждого актёра сопровождается благодарными зрительскими аплодисментами.
В то время, когда наблюдал премьеру «Юноны и Может быть», у меня было жёсткое чувство, что на данный момент нас всех арестуют. И не только вследствие того что поднимался царский Андреевский флаг.
И не только из-за церковных песнопений, и Богоматери, которая выходила на сцену театра, носящего имя Ленинского комсомола. Основное – из-за ощущения какой-то немыслимой, невиданной по тем временам театральной свободы.
Было очевидно, что данный спектакль сделали неподцензурные люди: Вознесенский, Рыбников, Шейнцис, сам Марк и актёры Анатольевич, само собой разумеется. Неясно было лишь, как это они на это решились и как это у них оказалось.
До «Юноны» была «смерть и Звезда Хоакина Мурьеты» – полностью революционный не только по тем, но и по нынешним временам спектакль. Широкая публика определила Людмилу Петрушевскую по окончании «Трёх девушек в голубом» в блистательной интерпретации Захарова. «Тевье? молочник» – признанный шедевр театра ХХ века.
Захаров сумел из полностью революционной «Оптимистической трагедии» сделать ужасную, живую, весьма людскую историю! Да мало ли чего ещё он умудрился сделать, руководя этим совсем неповторимым театром.
Ленком – это ещё и огромная часть моей личной жизни, потому что именно на малой сцене этого театра в первый раз была поставлена моя пьеса – она именовалась «Кладбищенский ангел». Это была независимая работа режиссёра Митина и актёров: Астафьева, Степановой и Лютвинского.
Сдавали худсовету – пришли все звёзды театра во главе с Захаровым. Окончательно запомнил вопрос, что задал мне перед показом Марк Анатольевич: «Ну? – задал вопрос он, глядя собственными умными глазами. – И какое количество продолжается произведение?»
Я до сих пор уверен, что Захарову отечественный спектакль не весьма понравился. Но он его разрешил, по причине того, что хороший человек. И мы игрались его достаточно удачно, пока не произошла неожиданная смерть Юры Астафьева
Я стал автором Ленкома и, так, вхож в театр со служебного входа. И я заметил, какая необычная воздух в этом театре.
За столько лет правления Захарова тут не произошло ни одного театрального скандала! Ни одного!
Я не забываю, как на премьере потрясающей «Женитьбы» я доходил к актёрам со словами признательности, и они отсылали меня друг к другу. «Подойди к Саше, сообщи ей» «Подойди к Вите» «Олегу Ивановичу в обязательном порядке сообщи» Актёрам было принципиально важно, дабы я сообщил их товарищам хорошие слова! Те, кто знает театральный мир, подтвердят, что такое случается нечасто.
Мы вспоминаем практически вековую историю Ленкома лишь вследствие того что нам увлекателен его сегодняшний сутки. Другими словами занимательны его пьесы.
Как-то я сообщил Марку Анатольевичу, что видел все его пьесы. «Сталин таких людей расстреливал», – улыбнулся гений.
Пощадите, Марк Анатольевич! Ленком – это не то, что снаружи, это то, что уже давно в меня и в тысяч вторых Ваших благодарных зрителей. По причине того, что пьесы Ленкома – это то, что формировало нас.
И это – как говорится в одном из Ваших фильмов по сценарию великого Горина – не просто факт, это больше, чем факт: так оно и имеется в действительности.
С юбилеем, приятели! С юбилеем, Ленком!
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
12 стульев (Марк Захаров, 1976) | Золотая коллекция