Оркестр, оркестр, да здравствует оркестр!

Оркестр, оркестр, да здравствует оркестр!

«Сорок лет – это юность старости», – написал поэт Борис Слуцкий. А по окончании в беседе добавил: «Сорок лет – это старость юности»…

Обращение в том месте шла, само собой разумеется, о людской возрасте. А вот красноярцы 7 апреля отметили 40-летие собственного Отвлечённого Оркестра.

И он звучал совершенно верно по-молодому!

Словом «орхестра» в Греции именовали возвышение, на котором сидели сопровождавшие катастрофу музыканты, «симфония» переводится с греческого как «совместное звучание», а звание «Отвлечённый» свидетельствует мировое признание. Возможно отыскать в памяти, что в Новосибирске Русский Симфонический появился на полвека раньше отечественного, а высокое звание взял только в 2005 году (Красноярский – в 1993-м!).

Старшее поколение красноярцев не забывает девиз «Превратим Сибирь в край высокой культуры!» Злые языки тогда шутили – «…в краешек высокой культуры», но в городе на Енисее был открыт Оперный театр, создан Университет искусств, призванный готовить кадры для творческих коллективов, реконструирован и перевоплощён в Органный зал костёл, а за пять лет до него уже действовал (действительно, скитаясь по различным адресам – Дома культуры, клубы фирм, «колодец» университета, школы…) отечественный Симфонический. Всё это несомненно помогло сибирскому городу избавиться от имиджа провинциальности, но… было непросто. «Во второй половине 70-ых годов двадцатого века на концерте в ДК им.

1 мая в зале было всего 13 человек…» (из юбилейного альбома КАСО). Сейчас о том случае возможно сообщить поговоркой: «Это было в далеком прошлом и неправда!»

Вот Благовещенье 7.04.2017 не всем принесло благую весть – кое-какие слышали из окна филармонической кассы неблагую: «Билетов нет!» Но те, кому достался желанный билетик, взяли огромное наслаждение – с первых же слов очаровательной ведущей Юлии Поздняковой, которая от имени губернатора Виктора Толоконского поздравила добропорядочное собрание с юбилеем.

Воодушевляла сама воздух Транссибирского Арт-Фестиваля. Он прибыл на станцию Красноярск 21 марта, познакомил сибиряков с французским кинодокументалистом Бруно Монсежоном, осчастливил встречей с «Владимиром и» Виртуозами Москвы Спиваковым, продемонстрировал, как может играться «мелкий трубач» (особенно в случае если их в концерте целых три!) и порадовал новым свиданием со ветхим втором – организатором фестиваля, блистательным скрипачом Вадимом Репиным.

На прощальном вечере Вадим солировал в Концерте для скрипки с оркестром великого финна Яна Сибелиуса. не меньше оглушительные аплодисменты заслужили симфоническая поэма германского романтика Рихарда Штрауса «Дон Симфония» и Жуан №3 его земляка Иоганнеса Брамса. Статистика «браво» и «бис» – приблизительно фифти-фифти…

Публика хлопала в ладоши стоя – и именитому «пассажиру ТрансСиба», и встречавшим его «оседлым» оркестрантам, и «главе вокзала» – дирижёру Владимиру Ланде.

В перерыве Вадим Репин, вручая гениальным юным музыкантам – обучающимся красноярских школ искусств и музыкальных школ новые струны для виолончелей и скрипок, сообщил: «Я не забываю собственное детство. Для меня в 80-е годы взять таковой презент было выше всяких мечтаний.

Это крайне важно – иметь верные струны на инструментах!» Два мальчика и четыре девочик точно не забудут это событие до конца своей жизни и будут как зеницу ока беречь подаренные струны. Пока же на собственных скрипках Елизавета Лейла и Казимир Бабаева, нервничая, сыграли для маэстро Первый концерт Антонио Вивальди.

Фойе приняло их выступление с восхищением.

А на ширме, посвящённой Арт-Фестивалю, был изображён символический паровоз под парАми. Выясняется, уже 8 апреля и Вадим, и Владимир, и все сто с лишним отечественных юбиляров выступают в рамках фестиваля в Громадном зале филармонии им. Д.Д.Шостаковича в Петербурге.

Мда… поездом за 28 часов (дни + отличие часовых поясов) в том месте не появляться! Лишь самолёт… Но это самолёт в будущее.

А по случаю юбилея оркестра, сопровождавшего выступления весьма многих звёзд, уместнее отправиться в прошлое…

История КАСО

1976 год. Первый секретарь краевого комитета КПСС П.С.Федирко уже «дожал» Москву.

В Красноярск прилетает выпускник Ленинградской консерватории с нежной фамилией Свойский. Концертных комнат нет, комплект инструментов скуден, оркестрантов «кот наплакал»…

Но уже приехал из Ростова-на-Дону Игорь Флейшер, и 4 и 5 апреля 1977-го в помещении драмтеатра, обитом фанерой (дабы улучшить акустику!), уже звучат Бетховен и Глинка, а в Первом концерте для фортепиано с оркестром Чайковского солирует Алексей Наседкин, узнаваемый любителям со времён его вундеркиндства. На бис – «Торжественная увертюра» Шостаковича.

Это был ПРАЗДНИК!

И счастье, что в Красноярск по поручению ЦТ, Всесоюзного радио и столичного издания приезжает Иван Всеволодович Шпиллер. Торжества по случаю 350-летия города идут уже по мановению его дирижёрской палочки. Четверть века с Шпиллером – золотые годы оркестра!

И пускай не великая любовь к Сибири приводит ко мне выпускников консерваторий из различных городов, а «квартирный вопрос», но так или иначе складывается превосходный коллектив. Строительство Громадного и Малого концертных комнат, широкий репертуар, выступления с оркестром Игоря Ойстраха, Виктора Третьякова, Михаила Плетнёва и др.(включая исполнителей и зарубежных дирижёров), зажигательные лекции Евгения Лозинского, а основное преданность Шпиллера собственной миссии делают из молодых красноярцев подлинных меломанов.

Как написано в юбилейном буклете: «Большая часть сегодняшних слушателей концертов – выпускники университета и уже их внуки и дети». И в том месте же горестное: «В середине 90-х на фоне неспециализированного кризиса в стране оркестр начал испытывать проблемы с финансированием, потому «шпиллеровская эра» памятна красноярцам не только победами и успехами, но и проблемами».

Во второй половине 90-ых годов XX века Иван Всеволодович покидает город на Енисее. Не окончательно!

Спустя три года он уступил просьбам Александра Лебедя. Это была милая дружба! С подачи генерала отечественный оркестр триумфально выступил в Колонном зале Дома Альянсов, состоялись гастрольные поездки в Ближнее и Дальнее Зарубежье, в апреле 2002-го Александр Иванович лично вёл концерт по поводу 25-летнего юбилея шпиллеровского детища, на что из Москвы прилетел – порадоваться плодам собственной деятельности на должности Первого – Павел Стефанович Федирко.

Через пара дней Лебедь погиб… В 2003-м умер Шпиллер.

Десять лет «под Кадиным» оркестранты вспоминают, как мне показалось, без восхищения. Не смотря на то, что газета «Тёплая пресса филармонии» в первом номере 2017-го свидетельствует: «В это время расширился репертуар, регулярными стали премьеры редко либо в первый раз исполняемых в Красноярске произведений, просветительская деятельность пополнилась образовательными программами для молодёжи и благотворительными концертами…»

А дальше с явным оптимизмом: «В 2015 году за дирижёрский пульт поднялся Владимир Ланде (США). Маэстро открыл новую страницу в истории коллектива».

Я находилась на награждении музыкантов, проработавших в оркестре более 15 лет. На мой вопрос, что он значит для них, отвечали по-различному, но сущность одна: «Кусок судьбы, громадный и наилучший!» Директор Филармонии Юлия Ивановна Кулакова брала с высоченной стопки одно за вторым Благодарственные письма, поздравляла («благодарю», другими словами «Merсi», значилось на коробке конфет) и просила своевременно собрать чемодан и не опоздать на самолёт. на следующий день – Петербург, позже Новгород, Псков и…

Большого полёта, Красноярский Отвлечённый Оркестр!

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Юбилейный концерт к 70летию Центрального концертного примерного оркестра ВМФ дирижёр — А.КАРАБАНОВ


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: