Память на продажу
В безудержной погоне за материальными потребностями, в суете сегодняшнего дня мы не должны забывать и об иных, непреходящих сокровищах. Речь заходит о культуре.
А культура подразумевает в первую очередь сбережение памяти — исторической, национальной, нравственно-духовной.
Дайте Менделеева Блоку!
ИСТОРИЧЕСКОЕ наследие России известно и почитаемо во всем мире. Но в XXI в. оно подвергается опасностям и недопустимым рискам. Каждый год Российская Федерация теряет 150 культуры и памятников истории, а за последние 10 лет потеряно 2,5 тыс. таких монументов.
К сожалению, окрестности и Москва столицы не являются исключением в этом печальном списке. Говорят, в провинции эти потери происходят из-за нехватки средств, а в столице, напротив, — из-за избытка…
Меня поразило, к примеру, что менее чем в 100 км от столицы, рядом от Клина, гибнет усадьба Боблово, где более сорока лет жил и трудился очень способный русский ученый Д.И. Менделеев.
Зарос травой забвения и умирает ветхий парк, стёрт с лица земли дом, построенный по проекту самого ученого, бурьяном порастают его умелые поля. А рядом со известной въездной вязовой аллеей некоторый коммерсант умудрился «законно» купить у властей солидный кусок менделеевской почвы в этот самый момент же развернул строительство коттеджа на защищаемой законом почва.
И только вмешательство Президента России остановило данный вандализм.
Но так как имеется, и он известен управлению Столичной области, путь спасения менделеевского Боблова. Для этого нужно, преодолев сугубо местнические интересы, объединить Боблово с находящимся в семи километрах, замечательно восстановленным музеем-заповедником другого русского гения А.А.
Блока — «Шахматово». В том месте трудятся высококвалифицированные эксперты, имеющие опыт блестящего воссоздания усадьбы, которая еще недавно представляла собой такое же, если не нехорошее, зрелище.
И никто тогда не посмеет посягнуть на усадьбу русского научного гения, сто лет со дня смерти которого исполнится в текущем году.
Перестроечный зуд
МОСКВЕ по большому счету не везло. Ее всегда стремились перестроить, «улучшить», европеизировать. Либо же подвергнуть монументы вместо научной реставрации — принципиальной переделке.
Уже в по окончаниисталинскую эру была стёрта с лица земли жемчужина ветхой Москвы — «Собачья площадка». А на ее месте показалась «вставная челюсть Москвы» — некрасивый Калининский проспект (Новый Арбат), на что нереально наблюдать без содрогания.
А в самом сердце Москвы — Кремле — тот же архитектор совершил еще более ужасную операцию: стёр с лица земли древние строения и воздвиг что-то, названное «Дворцом съездов» — торчащее тут, как будто бы гнилой зуб среди архитектурных памятников, строение из бетона и стекла.
Сейчас наследники этого горе-архитектора желают автомобильное перемещение по Новому Арбату перенести в тоннель, а проезжую часть перевоплотить в некую пешеходную территорию. Все это делается под видом разгрузки проспекта от автомобильных пробок, а в действительности, само собой разумеется, для привлечения огромных инвестиций и связанных с ними больших благ для столичных государственныхы служащих.
Но на что будут наслаждаться гуляющие по пешеходному Новому Арбату москвичи и гости столицы? На те же некрасивые цементные коробки, обрамляющие на данный момент проспект?
Так как никто и в мыслях не держит вернуть «Собачью площадку», воссоздать тут воздух ветхой Москвы.
Громадную озабоченность вызывает и будущая реконструкция Пушкинской площади, к которой уже приступают мэрия и горсовет Москвы. Так же не везет древней Страстной площади. Ее разламывали в советское время кто хочешь.
Стёрли с лица земли Страстной монастырь, дом Римской-Корсаковой, передвинули знак России — великий монумент А.С. Пушкину.
Сейчас планируют под площадью прорыть очередной тоннель, организовав, само собой разумеется, — для этого все и замышляется — многотысячные парковки и пресловутые развлекательные центры.
Питер догоняет
КАК обязана развиваться столица? Радикально перестраивая центр, разрушая ветхие строения и городскую среду для возведения «элитных» домов либо аккуратно реставрируя как монументы, так и помой-му рядовую древнюю застройку, без которой нет лица города, его образа и души?
Мне вспоминается, как десятилетие назад в Санкт-Петербурге вознамерились возвести высотное строение на Васильевском острове. Тем самым рушилась известная «небесная линия» города на Неве, вертикаль разрезала хорошую петербургскую горизонталь. И академик Д.С.
Лихачев дал яростную отповедь горе-проектантам, остановил воплощение проекта, о котором говорили, что он потрясающе экономически удачен.
Но как писал тот же академик Лихачев, — «Санкт-Петербург благополучно трусит за Москвой». На город на Неве сейчас снова обрушились строительные новации.
Не смотря на то, что от 300?метрового монстра «Газпрома» город, быть может, удастся спасти.
Москва — особенный город. Вместо величавой державности Петербурга в ней постоянно ощущалась какая-то домашняя уютность, романтичность маленьких домов, извилистых переулков, множества церквей.
Москвы «лица не неспециализированное выраженье» постоянно привлекало к ней внимание тех, кто приезжает в столицу.
Утраты растут
Сейчас столица стала на глазах поменять собственный вид и, увы, не в лучшую сторону. Эмоциональная, эстетическая невыразительность новой архитектуры Москвы удручает.
В погоне за деньгами, за пользой в городе строятся некрасивые монстры, искажающие архитектурный и природный муниципальный ландшафт — всякого рода высотные офисные центры «и комплексы».
Идет массовое уничтожение настоящих исторических монументов. Среди потерянного в последнее десятилетие — постройки Баженова, Казакова, Шехтеля, дома, которые связаны с именами Пушкина, А.Н.
Островского, Сухово-Кобылина… Вот и пара месяцев назад на Остоженке был снесен дом, в котором появился великий русский философ Владимир Соловьев.
Важный разговор обязан состояться о скульптурных монументах в современной Москве. Чем украсилась столица в последнее десятилетие?
Огромным Петром I, совсем убившим ближайшие столичные окрестности, нескладно установленным монументом С. Есенину на Тверском, ужасными Пушкиным и Натали недалеко от церкви Громадного Вознесения… Действительно, москвичи сумели спасти Патриаршие пруды от ужасной фантазии на тему романа Булгакова.
Большое количество вопросов порождает новая застройка центральных районов Москвы. Те, кто в далеком прошлом не был на Арбатской площади, ужаснутся, заметив наоборот «Праги» на углу заповедной улицы — многоэтажное бизнес-сооружение из стекла и металла.
У какого именно архитектора какого именно градостроительного совета встала рука утвердить строительство этого чудовища? Разве хоть в одной цивилизованной столице мира вероятно такое святотатство в центре старого города?
В это же время вместо стеклобетонных монстров необходимо вернуть центру Москвы одно из основных его исторических украшений — храм Успения на Покровке, любимую церковь Достоевского, варварски снесенную «верными сталинцами», на месте которой и поныне безлюдное место. Но до таких «мелочей» госслужащим нет дела.
За деньги возможно все
МНЕ думается, что в Москве власть имущие утратили уважение к себе, оно уступило место уважению к деньгам. Представляется, что на данный момент в столице возможно сделать все, были бы деньги либо, как их именуют столичные мэры, — инвестиции.
лучший пример тому — история с Военторгом, взбудоражившая общественность, но покинувшая совсем спокойными мэрия и горсовет Москвы. За один месяц, несмотря ни на что, в пяти минутах от Кремля, на Воздвиженке, снесли строение Военторга, признанный пример столичного модерна, выстроенного архитектором С. Залесским в 1913 году! на данный момент практически возведена его копия, а монумента архитектуры нет.
А что произошло с Гостиным Двором, над которым возвели стеклянную крышу, устроив некое пространство для коммерческих мероприятий, полусветских тусовок и других увеселительных выдумок?
Портят Москву бескультурье и серость ее строителей и властей, готовых на все для денег.
А началось все с уничтожения Манежной площади. Нужно же было додуматься вырыть в центре Москвы гигантский котлован, нарушить на десятки метров культурный слой с кладбищами, остатками строений.
А после этого, не уместившись под почвой со собственными желаемыми торговыми комплексами, поднять площадь на 2-3 метра, установить фактически под кремлевской стеной некрасивые зоологические скульптуры, закрыть вид на Кремль и Александровский сад и заявить, что москвичи радостны от данной «реконструкции».
Москву именуют Третьим Римом. Когда-то император Нерон сжег задыхавшийся в грязи тесных улиц современный ему город Рим и выстроил его заново.
И тот заблистал во всем великолепии. Но это был уже второй Рим.
Не хотелось бы, дабы потомки когда-нибудь появились в «второй Москве».
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Бизнес на памяти. В Челябинске выставили на продажу георгиевские ленты