Пермь жила по-ирландски на втором международном фестивале мартина макдонаха
Вдохновитель Фестиваля – худрук пермского театра «У Моста» Сергей Федотов – и привел МакДонаха на русского сцену 12 лет назад. Сейчас порядка 130 постановок идут на русских подмостках.
Напомним, по версии издания «Forbes» Второй Интернациональный фестиваль Мартина МакДонаха вошёл в ТОП-5 театральных событий октября.
Фестиваль открывали Рыжим прологом — с ирландскими танцами, крепкими русскими объятьями и бурей броских фотографий в пермском интернете. Как сообщил режиссер ирландского театра Bardic Шон Фалун: «Мы и не знали, что в Перми ирландцев больше, чем в самой Ирландии».
За 7 дней зрители и взыскательное жюри заметили 18 пьес, смогли оценить работы участников из 9 государств. Собственные лучшие постановки представили театры из России – Пермский театр «У Моста», «Отечественный дом» из Озерска, Театр.Акт из Казани, новосибирский «Ветхий Дом», Тамбовтеатр, Учебный театр ВГИК, и зарубежные гости Фестиваля — Barakah Teatr из Польши, Tron Theatre из Шотландии, Narodno Pozoriste Sombor из Сербии, Национальный ТЮЗ Азербайджана, Montenegrin National Theatre из Черногории, Vychodoceske divadlo Pardubice из Чехии, Nowadays Theatre из Ирана и Bardic Theatre из Северной Ирландии.
Вне конкурсной программы прошел показ русском премьеры спектакля «Палачи» театра «У Моста».
Само собой разумеется, критики и эксперты будут еще долго оценивать и обсуждать любой спектакль, разбирая их по словам, мизансценам и жестам, но зрители давали и собственные оценки постановкам, пробуя открыть секрет МакДонаха.
Польский театр Teatr Barakah представил «Безрукого из Спокэна», выделив трагикомичность действия декорациями и лицедейским гримом – выбеленные лица, кое-какие мужские роли играются дамы, и все это – под сопровождение необычного гитариста с дредами.
Сергей Федотов отметил дружелюбную, объединяющую воздух по окончании спектакля «Безрукий из Спокэна»: «Ирландцы, шотландцы, они по окончании вашего спектакля, стали брататься, обниматься в фойе – такая громадная семья. Такое чувство, что вся Пермь, а в том месте и вся Российская Федерация славят МакДонаха.
Вот это чувство благодаря вашему спектаклю».
Самой популярной постановкой Фестиваля признан «Сиротливый Запад» (Tron Theatre из Шотландии, театр «Ветхий Дом» Новосибирска, учебный театр ВГИК и хозяева Фестиваля – театр «У Моста» — продемонстрировали собственные версии).
Из мелкого закрытого города Озерск в Челябинской области привезли на Фестиваль кровавого и комичного «Лейтенанта из Инишмора», в котором, по словам режиссера Никиты Золина, было нужно идти по грани между «в крайности запрещено» и «хотелось узнаваемости», — той самой макдонаховской, где храбрецы практически клише, а события практически кино.
Братья-сербы (театр Narodno Pozoriste Sombor) и иранцы из Канады (театр Nowadays) привезли на Фестиваль один из самых необычных пьес МакДонаха «Человек-Подушка».
исполнитель и Сербский режиссёр ключевой роли Нинослав Джорджевич был удивлён, что для того чтобы малоизвестного в Сербии драматурга знают так много людей в «центре России» (на этих словах пермские журналисты улыбнулись любой по-своему).
На протяжении Фестиваля состоялся настоящий конкурс красоты – пьесу МакДонаха «Королева красоты» представили Национальный ТЮЗ Азербайджана, Театр.Акт из Казани и Montenegrin National Theatre из столицы Черногории Подгорицы. Все три «красивые женщины» весьма различные, пускай и говорится в них об одном и том же – как возможно обожать до неприязни, и ненавидеть до страсти.
Причем все прочли пьесу по-своему – черногорцы не только поменяли имена персонажей, но и четко перенесли конфликт «Ирландия — Англия» в плоскость непростых взаимоотношений «Черногория – Сербия», казанцы поразили медлительностью хода пьесы – в большинстве случаев МакДонаха ставят быстро, а тут мы заметили прочувствованность и медленное вживание каждого жизненного эпизода, мучительное течение которого заставляло зрителей осознавать всю нелепость обстановки. «Красивая женщина» из Азербайджана была более выдержанной и менее ожесточённой – кроме того привычные для МакДонаха ругательства заменили на «более мягкие выражения», наряду с этим сохранив эмоциональную напряженность на протяжении спектакля.
«Калеку с Инишмаана» — самый, предположительно, узкий и милый спектакль, что на Фестиваль привезли Тамбовтеатр, театр из чешского Пардубице Vychodoceske Divadlo Pardubice и ирландская труппа из театра Bardic. Успех ирландского «Калеки» у публики стал лучшим из вероятных выговоров в канун церемонии Закрытия Фестиваля.
Зал смеялся и неоднократно вызывал на сцену под аплодисменты актеров по окончании спектакля.
Церемония Закрытия Фестиваля началась с награждения театра «Bardic» лауреатским дипломом за лучший ансамбль, приз за лучшую женскую роль второго замысла взяла Фрэнсис Джордан. Ролан Бонин, член жюри, вручавший награды, поблагодарил ирландцев за немыслимый юмор, что они подарили зрителям в собственной постановке.
Кроме этого особенные призы были присуждены: за уникальное визуальное ответ сценического пространства в спектакле «Человек-подушка» иранскому театру «Nowadays». За лучшую мужскую роль второго замысла наградили за роль Джоннипатинмайка чешский театр «Vychodoceske divadlo pardubice».
Приз за лучшую женскую роль взяла Анна Вуйошович из Черногорского Национального театра за роль Марты в спектакле «Королева красоты». За лучшую мужскую роль приз взял Майкл Дилан за роль отца Уэлша в постановке «Сиротливый Запад» шотландского театра «Трон».
За лучший актерский дуэт приз взяли Анатолий Тимофей и Григорьев Мамлин в постановке «Сиротливый Запад» новосибирского театра «Ветхий дом», режиссер – Сергей Федотов.
Особый приз жюри-фестиваля пермскому театру «У Моста» за последовательное воплощение и открытие драматургии ММакДонаха на русском сцене и отличную организацию фестиваля Вера Шамина, член жюри, вручала самому Сергею Федотову. Особый приз кроме этого был вручен Владимиру Ильину за воплощение образов драматургии МакДонаха.
Особый приз жюри Алевтине Боровской за роль в спектакле «Палачи». Гран-при фестиваля М.МакДонаха поделили два спектакля: «Сиротливый Запад» шотландского театра «Трон», режиссер – Энди Арнольд, и «Сиротливый Запад» новосибирского театра «Ветхий Дом», режиссер – Сергей Федотов.
В случае если представить фестиваль в цифрах:
150 заявок было на участие в фестивале
18 пьес заметила публика
13 театров-участников
9 государств-участниц
Но что означают цифры в сравнении со шквалом чувств, смеха и слёз на протяжении Фестиваля, подарившего России и Перми новые театральные знакомства, новые имена и последователей и новых друзей необычного мира драматургии Мартина МакДонаха и видения этого мира Сергея Федотова.
Просматривайте кроме этого:
Другие новости культуры
См. все новости дня
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Анна Вардугина «Мартин Макдонах – Шекспир XXI века» | Лекция в ЦСДР